Почему падают акции Apple…

Логотип компании
08.12.2012Автор
Почему падают акции Apple…
Акции компании Apple потеряли за пять последних рабочих дней 10,17%, упав в цене в среду сразу на 6,4%. Это – самое большое падение ценных бумаг компании за последние четыре года...

Акции компании Apple потеряли за пять последних рабочих дней 10,17%, упав в цене в среду сразу на 6,4%. Это – самое большое падение ценных бумаг компании за последние четыре года. В четверг акции Apple подросли на 1,57%, но в пятницу негативная тенденция продолжилось – ценные бумаги потеряли еще 2,56%. Подробнее цену акций Apple можно посмотреть в сервисе Yahoo! Finance.

Почему падают акции Apple…. Рис. 1


Эксперты издания USA Today отмечают, что заметное падение случилось на следующий день после того, как гендиректор компании Тим Кук (Tim Cook) заявил, что компания в 2013 году потратит $100 млн на то, чтобы перенести производство линейки компьютеров Mac из Китая в США. Впрочем, утверждают специалисты издания, падение было вызвано не только словами Кука, но имеет более глубокие причины.

Достаточно посмотреть на график цены акций Apple за последние полгода, чтобы увидеть, что с середины сентября ценные бумаги компании почти постоянно теряют в финансовом весе: ко вчерашнему дню акции полегчали на 23,68%.

В чем же причина? Эд Конвей (Ed Conway), редактор раздела «Экономика» британского телеканала Sky News написал открытое письмо Тиму Куку, в котором собрал все популярные среди пользователей претензии к компании Apple. Г-н Конвей фанатично пользовался продукцией Apple 13 лет подряд, но в последнее время от «яблочных» продуктов отказался. Причины: «ужасная», по его мнению, iOS 6, недостатки в новых продуктах, многими из которых, по мнению Эда Конвея, стало пользоваться откровенно неудобно. Приведем цитату из перевода письма Эда Конвея, опубликованного изданием Slon: «Apple была всегда на грани, всегда немного революционная, протестная, бескомпромиссная. Это было круто. А теперь одни компромиссы, вместе с которыми появилась сложность. iMac был первым компьютером в мире, к которому не нужно было руководство пользователя. Когда же вышла последняя iOS, я понял, что должен скачать 156-страничную инструкцию». В конце своего письма г-н Конвей указывает, что стал ощущать, что Apple пытается разводить пользователей на деньги путем «запланированного устаревания» устройств, чтобы более ранние продукты вышли из оборота, и это его окончательно доконало. Интересно, что почти одновременно с «криком души» британца компания Strategy Analytics отметила, что впервые за время дебюта iPhone в 2007 году лояльность пользователей к этому устройству стала падать.

Несмотря на стенания некоторых разочарованных пользователей, доходы и продажи компании Apple не демонстрируют отрицательной динамики. В четвертом квартале 2012 фискального года, который завершился для Apple 29 сентября, доходы составили $36 млрд, а чистая прибыль – $8,2 млрд. Год назад эти показатели составляли, соответственно, $28,3 и $6,6 млрд. За квартал Apple удалось продать 26,9 млн iPhone, что на 58% больше чем год назад. Планшетов iPad за тот же период было продано 14 млн штук, что на 26% больше чем год назад, однако на 1 млн штук меньше чем ожидали аналитики и на 17% меньше, чем было продано в предшествующем квартале, когда своего покупателя нашли 17 млн iPad. Всего за год (у Apple финансовый год уже завершился) компания смогла получить доход в $156,5 млрд, превысив прошлогодний показатель на 45%.

При этом растет конкуренция. Компания Strategy Analitycs отмечает, что в третьем квартале 2012 года iPhone утратил статус самого продаваемого смартфона в мире: за этот период своего покупателя нашли 16,2 млн iPhone 4S, в то время как Samsung Galaxy S3 разошелся тиражом в 18 млн штук. Компания IDC также сообщила, что на текущий момент в сегменте мобильных гаджетов устройства на Android уже занимают 75% рынка. Всего за год платформа стала популярнее на 91,5%. Доля Apple сократилась до 14,9%. В сегменте планшетов, как сообщает IDC, в 2011 году доля устройств на Android составляла 39,8%. В 2012 году эта цифра выросла до 42,7%. Доля же продуктов линейки iPad снизилась с 56,3% до 53,8%.

Таким образом – главная проблема Apple, это растущая конкуренция. Компания, которая раньше убежала далеко вперед и была недосягаемой, в настоящее время продвигается по марафонской трассе уже в компании конкурентов. Как говорила Королева в сказке «Алиса в Зазеркалье», «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».

Похожие статьи