IPTV готовится к взлету

Логотип компании
IPTV готовится к взлету
Несмотря на активное строительство инфраструктуры широкополосного интернет-доступа в России, технология IPTV на протяжении многих лет не может оправдать оптимистичных прогнозов аналитиков. Сказываются высокая конкуренция на отечественном рынке услуг платного цифрового телевидения и недостаточно проработанное качество IPTV-сервисов. Однако ближайшая пятилетка может стать переломной в развитии этой технологии благодаря амбициозным планам крупнейшего российского оператора связи – «Ростелеком».

Несмотря на активное строительство инфраструктуры широкополосного интернет-доступа в России, технология IPTV на протяжении многих лет не может оправдать оптимистичных прогнозов аналитиков. Сказываются высокая конкуренция на отечественном рынке услуг платного цифрового телевидения и недостаточно проработанное качество IPTV-сервисов. Однако ближайшая пятилетка может стать переломной в развитии этой технологии благодаря амбициозным планам крупнейшего российского оператора связи – «Ростелеком».

IPTV (Internet Protocol Television) представляет собой технологию цифрового многоканального интерактивного телевещания посредством пакетной передачи данных по протоколу IP. Эта технология подразумевает использование специального IPTV-оборудования операторского класса, которое сжимает и буферизует видеоданные и передает их на абонентские IPTV-приставки через IP-сеть, контролируемую поставщиком услуги. При этом пользователям не нужно ждать окончания загрузки видеозаписи, поскольку ее обработка и вывод на экран осуществляются в потоковом режиме, по мере поступления IP-пакетов.

IP-телевидение вчера, сегодня, завтра

В России о технологии IPTV заговорили в начале 2000-х годов как о недостающем звене для внедрения услуг Triple Play (телефония, доступ в Интернет и телевидение поверх единой IP-инфраструктуры). Среди ее достоинств выделялись простота, экономичность и удобство, а также возможность организации широкого спектра интерактивных телевизионных сервисов, таких, к примеру, как «видео по запросу». Однако первые неудачные IPTV-проекты (в том числе телеканал «Питерский меридиан» петербургского интернет-провайдера Comset, просуществовавший всего год: с 2001-го по 2002-й) поубавили оптимизма у российских операторов связи, и лишь в 2006 году, после выхода компании «Стрим ТВ» на массовый рынок, к технологии стали относиться более серьезно.

Но, несмотря на достижения «Стрим ТВ» и государственного холдинга «Связьинвест», который с середины 2000-х взялся за активное развитие IPTV на базе своих межрегиональных компаний связи, а также появление множества других IPTV-проектов, этой технологии так и не удалось стать по-настоящему массовой. Под занавес прошлого года абонентская база услуг IPTV в России впервые превысила порог в 1 млн человек, но на фоне 24 млн пользователей спутникового и кабельного ТВ эта цифра выглядела незначительной. Впрочем, аналогичный тренд наблюдается и за пределами РФ: из 500 млн пользователей широкополосного доступа в Интернет во всем мире на IPTV подписаны не более 25 млн.

OTT начинает и выигрывает

На начальном этапе развития IPTV ее популяризации препятствовали высокая стоимость абонентских приставок, а также отсутствие четко определенного места для интерактивного ТВ в цепочке доставки видеоконтента до зрителей. Однако со временем проблемы с правообладателями, тормозившими развитие интерактивных функций (например, записи телетрансляций для отложенного просмотра) и завышавшими стоимость контента для IPTV-провайдеров, были решены. К тому же поставщики IPTV-услуг осознали, что для увеличения темпов роста абонентской базы им выгоднее сдавать приставки в аренду, растворяя ее стоимость в ежемесячной плате за пользование сервисом.

Казалось бы, основные проблемы позади, технология прошла обкатку временем и ее ждет неминуемый успех. Однако в прошлом году очередную подножку IPTV на пути в массы поставило новое поколение интернет-телевидения, получившее название OTT (Over The Top). Его принципиальное отличие от IPTV заключается в том, что оно предусматривает доставку потокового видео не по собственной, закрытой IP-сети оператора, а по любой открытой, общедоступной интернет-инфраструктуре на любое абонентское оборудование, поддерживающее доступ в Интернет и отображение потокового видео. Таким образом, используя OTT, вещателем может стать любая компания, даже не имеющая собственных сетей и не являющаяся оператором связи, а пользователем OTT-услуг – любой владелец компьютера или более-менее продвинутого мобильного телефона.

OTT-козыри в рукаве

За рубежом OTT уже не первый год активно развивают такие интернет-гиганты, как Amazon, Comcast, Apple, Google и Microsoft, и к концу нынешнего года объем этого рынка может превысить $10 млрд. Однако в России первые ласточки OTT появились на волне легализации интернет-контента лишь год назад: в феврале 2010-го Digital Access Holding запустил портал Ivi.ru, предоставляющий доступ к каталогу с различным видеоконтентом, включая отечественные и зарубежные полнометражные фильмы. Два месяца спустя похожий проект под названием Tvzavr.ru представила компания «Тивизавр», а весной появился портал Zoomby.ru от холдинга WebMediaGroup, получивший права на онлайн-трансляцию телепрограмм ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». В нынешнем году к перечисленным проектам добавилось еще несколько, включая интегрированный с сервисом RuTube портал Now.ru.

Принципиальное отличие российских OTT-проектов от зарубежных, а также от рынка IPTV-услуг в том, что владельцы порталов пытаются зарабатывать исключительно на размещении рекламы в видеоконтенте, тогда как для пользователей его просмотр бесплатен. Одно из преимуществ IPTV перед другими платными ТВ-сервисами заключается в низкой абонентской плате, но оно меркнет перед безвозмездностью OTT. Кроме того, сервисы интерактивного телевидения крайне чувствительны к состоянию сетевой инфраструктуры и нагрузке на нее. В периоды активизации пользователей торрент-трекеров или технических проблем с сетью IPTV-провайдера просмотр телепередач может превратиться для абонента в слайд-шоу, и сделать с этим ничего невозможно. Тогда как в случае с OTT эта проблема решается переключением на любого другого доступного интернет-провайдера. По оценке Алексея Лихарева, директора департамента интерактивного телевидения компании BCC (системный интегратор, осуществляющий разработку и внедрение IPTV-платформ операторского класса), перед IPTV-операторами стоит задача улучшения эргономики предлагаемых услуг, а также предоставления однотипных сервисов на базе единого интерфейса для различных абонентских устройств. Эту задачу можно решить путем совершенствования используемых операторами IPTV-решений.

«Ростелеком» сказал «да»

Крупнейшие российские операторы чувствуют угрозу, исходящую от нового формата интерактивного телевидения, и для подстраховки запускают собственные проекты в этой области. В частности, компания «Национальные кабельные сети» (входит в группу НТК, акционером которой является «Ростелеком») в середине года запустила портал Onlime.net, предлагающий бесплатный доступ к различному легальному контенту, включая видео. В дальнейшем «Ростелеком» намерен развивать на базе этого портала сервисы OTT. При этом, будучи крупнейшим интернет-провайдером федерального масштаба, он является номером один на рынке IPTV-услуг и не намерен ослаблять свои позиции. «Ростелеком» планирует продолжить развитие IPTV в крупных городах на базе своих макрорегиональных филиалов.

«Стратегическая задача объединенной компании – к 2015 году занять более половины российского рынка услуг платного ТВ-вещания. Для этого “Ростелеком” стремится использовать все доступные технологии и получать все необходимые лицензии. Компания сейчас активно работает над агрегацией интересного контента, который будет доставляться в домохозяйства наших клиентов как на дисплеи компьютеров, так и на телевизионные экраны», – поясняет коммерческий директор «Ростелеком» Павел Зайцев. По прогнозам компании, к 2015 году объем российского рынка платного ТВ составит не менее $2,65 млрд, а сегмента IPTV – $324 млн.

Подтверждением серьезности намерений «Ростелекома» может служить ряд инициатив, направленных на развитие сервиса. Например, совсем недавно макрорегиональный филиал «Северо-Запад» (бывший ОАО «Северо-Западный Телеком») обновил библиотеку видеозаписей, доступных в рамках сервиса «видео по запросу», увеличил количество телеканалов для абонентов услуги «Авангард ТВ» до 122, а для некоторых из них активировал ряд дополнительных бесплатных услуг, включая «Сетевой магнитофон», «Архив телепередач» и «Просмотр с начала».

«В объединенном “Ростелекоме” должны появиться более привлекательные для клиентов продукты и пакетные предложения, единые для всей России, и первым шагом на этом пути стало обновление услуги “Авангард ТВ”», – подчеркивает коммерческий директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Кулаженков. Кроме того, поспособствовать популяризации IPTV-сервисов оператора может недавний ребрендинг: новый логотип «Ростелекома» выполнен в форме буквы «Р», стилизованной под человеческое ухо, а для каждого из направлений деятельности оператора предусмотрено свое цветовое решение – например, для продвижения IPTV-сервисов будет использоваться «ухо» фиолетового цвета.

Алексей Комов

Опубликовано 19.10.2011