Системы $-класса

Логотип компании
ERP-системы, как впрочем и все программное обеспечение, похожи на автомобили. ПО становится все проще в эксплуатации и все дороже в обслуживании - считает Борис Вольпе…

Давным-давно, лет приблизительно десять тому назад (учитывая, насколько быстро в последнее время развиваются технологии, это очень давние времена) жили-были системы под названием ERP, иначе говоря, системы управления предприятием.

Появившись в России, системы с таким загадочным заграничным названием сразу дали понять, что управлять каким попало предприятием они не приспособлены и готовы поруководить только заведениями очень богатыми. К таковым в нашей стране относились предприятия государственные и нефтегазовые. То ли потому, что и государственным, и нефтегазовым типовым автомобилем в то время в России уже стал германский Mersedes, то ли по какой-то другой причине, но ERP-системы завезли к нам также германского производства.

Российские разработки, с помощью которых худо ли бедно, но руководили теми или иными процессами (даже теми, которые без приставки «бизнес») на предприятиях, на западные ERP-системы слегка разобиделись. Назвались коллегами и тут же дописали и к себе приставку ERP. Возник небольшой конфликт, в ходе которого начали выяснять, что же собственно такое управление предприятием?

Десять лет назад сошлись на том, что, это прежде всего, управление финансами и причем на самом высоком уровне. Чтобы не путали «Финансы», которыми руководят акционеры, с «финансами», которыми занимаются бухгалтеры.

Российские системы повоевали, погоревали, но поняв, что на самый верхний уровень управления ни в госструктуры ни в нефтегаз их все равно не пускают, успокоились на том, что есть шанс проникнуть в эти структуры снизу. Благо на мелочи ERP-системы поначалу не разменивались. Соответственно начали появляться все новые и новые «самостоятельные» классы решений с самыми разными аббревиатурами, предназначенные для автоматизации того или иного бизнеса-процесса, или же просто для связи одних систем с другими.

В этом году корреспондент IT Weekly постарался выяснить, актуальна ли до сих пор проблема «настоящих», полноценных и не совсем настоящих ERP-систем. То есть, будут ли наиболее именитые разработчики делать упор на том, что только их системы могут называться поистине ERP.

Оказалось, что с этой точки зрения проблема более не актуальна. По нескольким причинам.

Во-первых, рынок (тот, который претендует хоть на какое-то корпоративное ПО) уже по большей части поделен. Те самые, пришедшие вместе с германскими автомобилями, системы заняли, как сейчас говорят - «исторически», более половины российского рынка. Все остальные скромно расположились на другой половине. Попытки серьезно потеснить программное обеспечение SAP закончились ничем, также как и попытки пересадить чиновников с мерседесов на что-то иное. Вроде бы даже пересадили, но как потом оказалось - на столь же дорогие автомобили и опять-таки германского производителя - BMW. Так что, видимо, судьба.

Во-вторых, попытки загнать ERP-системы в какие-то жесткие рамки прекратились еще и потому, что их разработчики с самого верха управления опустились уже так глубоко, что кое-где достигли практически уровня станков и вагонов, другими словами - АСУТП. Опять-таки, благодаря нефтянке, поскольку все эти асутэпэшные контроллеры и датчики, контролирующие плотность, массу и другие характеристики «черного золота», должны очень плотно примыкать к тем самым системам управления «Финансами» богатых предприятий. Ведь именно через упомянутые датчики жидкие финансы, собственно, и уплывают, и акционеры в определенный момент задались вопросом - куда?

Так что в настоящее время с помощью не менее настоящих ERP-систем вам предложат автоматизировать, буквально, что угодно. Лишь бы у заказчика нашлись деньги на нужное количество дорогих «человеко-часов».

Нет денег? Не страшно. Можно на время прикрутить к дорогой западной системе что-то более дешевое российское. Бухгалтерию например. Благо резьба подходит.

Главный эксперт компании «Компас» Игорь Якобсон так постарался описать функционал ERP-системы: «Помимо стандартных учетных подсистем (бухгалтерский и складской учет, учет основных фондов и нематериальных активов, расчет зарплаты, кадровый учет и т.п.), ERP-система должна включать подсистему управления производством по стандарту MRP-II, а также подсистему финансового планирования и бюджетирования. Желательно и наличие высших функций управления персоналом, а также CRM-подсистемы, хотя многие два этих пункта относят к стандарту ERP-II. Необходимо наличие удобного настроечного инструмента, позволяющего создавать индивидуальные решения. Хотя это и не так общепринято, но я считаю обязательным наличие функционала WorkFlow».

Из описания видно, что конца и края (с учетом и т.п.) у функционала ERP теперь уже и не видать.

«Да действительно раньше ERP-системами называли только SAP, а сейчас называют любую программу, призванную автоматизировать даже небольшую задачу», - подвела некий итог спору о терминологии Вера Канаво, руководитель проектного отдела компании «Хомнет Консалтинг».

«Нам кажется, - добавила г-жа Канаво, - что только системы комплексной автоматизации можно назвать ERP-системами, ведь именно данные системы позволяют в едином информационном пространстве автоматизировать работу компании, начиная от регламентированного учета, заканчивая управленческой отчетностью и полноценным планированием ресурсов компании. В нашей нише, только программный продукт «1С: Управление производственным предприятием» удовлетворяет критериям ERP-системы. В линейке программных продуктов «1С» данная конфигурация стала принципиально новым продуктом, ориентированным на комплексную автоматизацию различных компаний».

Крупные зарубежные разработчики говорят о том, что разбираться с терминологией - это сейчас дело десятое и заниматься этим вопросом должны специализированные аналитические агентства, те, которым за это деньги платят.

Зато, западные компании, заняв свою нишу на российском рынке, наконец-то заметили локальные ERP-системы и по-своему даже хвалят их, не забывая, впрочем, указывать на свое превосходство. Хвалят, скорее всего, за живучесть, поскольку именно этому качеству у российских программных продуктов вполне мог бы поучиться отечественный автопром. Тот загибается даже с государственной помощью (в смысле, получая от государства помощь в виде инвестиций, таможенных льгот и гарантий), а российские программисты умудряются выживать в жесткой конкурентной борьбе, можно сказать исключительно за счет своих мозгов.

«Среди компаний, которые на рынке заметны, я бы отметил «1С», - сказал исполнительный директор SAP AG в странах СНГ Борис Вольпе. - Компания выросла из российского бухучета. Соразмерна рынку и поэтому успешна.»

Российским разработчикам в ответ остается только незаметно вздыхать и напоминать про времена былые. Геннадий Гацко, председатель совета директоров корпорации «Галактика», вспомнил, что «лет 12-15 назад в России термин ERP был мало распространен. И о SAP тогда мало кто знал. А вот возможности ERP российскими предприятиями в те времена были уже востребованы. В 1995 году, когда мы выпускали на рынок систему «Галактика», ее выхода уже ждали многие наши заказчики – крупные и средние отечественные предприятия. Им необходим был инструмент для поддержки в едином информационном пространстве основных направлений деятельности. Убежден, что если бы в то время им задали вопрос, что им известно о западных ERP системах и компетенциях их разработчиков в нефтегазовой отрасли – ответить бы затруднились многие.»

Что касается возможности выпуска «коробочных» версий ERP, то здесь разработчики согласны в одном: коробка-коробкой, а внедрение должно быть. Силами сторонней компании или самого заказчика, за три месяца или за год, по стандартной методологии или нет, но внедрять систему все равно придется. При этом, как считает Борис Вольпе, сроки внедрения определяет скорее заказчик, чем консалтинговая компания. Можно было предположить, что г-н Вольпе имеет в виду, что заказчик торопит подрядчика насколько это возможно, но оказалось - речь идет не об этом. Трезвомыслящий заказчик должен понимать, какие предельные минимальные сроки он может себе позволить. Ведь чем быстрее внедрять - тем больше приходится отвлекать штат от основной работы.

Тем не менее, как минимум одна лазейка для того, чтобы избежать внедрения у заказчиков есть. Это - покупка софта как услуги то есть по схеме Software as a servise (SAAS) или как его ее называют «решение по подписке». «Это решение можно отнести к коробочным», - подтвердил г-н Вольпе. - «Но в России такая модель не прижилась.» Во-первых, потому, что есть опасения по поводу конфиденциальности, но самое главное, потому, что «подключение» к ERP-системе по подписке требует наличия на предприятии абсолютно стандартных бизнес-процессов. А такого уровня стандартизации российские компании еще не достигли.

Если говорить о тех требованиях к ERP-системам, которые начали в последнее время активно предъявлять к подобным решениям заказчики, то эти требования касаются возможностей интеграции, расширения функционала (желательно за прежние деньги) и упрощения пользовательских интерфейсов. Интеграция актуальна в частности потому, что в условиях кризиса клиенты уже не имеют возможности заменить все действующие у них сейчас локальные подсистемы на соответствующие модули внедряемой или уже внедренной ERP-системы, даже если собирались сделать это. Поэтому, чтобы получить единое управленческое решение приходится попрочнее «сшивать» все имеющиеся программные «лоскуты».

Еще одним важным требованием становится расчет сроков окупаемости IT-проектов и экономического эффекта от внедрения.

«За последние шесть месяцев мне, - говорит Борис Вольпе - не приходилось видеть ни одной крупной сделки, где заказчик не потребовал бы заранее, сделанной вместе с ним оценки возврата инвестиций, а также оценки последующего сокращения затрат, расчета срока окупаемости и тому подобного. Те системные интеграторы и другие компании, которые не могут предоставить квалифицированной подобной услуги попадут, точнее уже попали в трудную ситуацию». Из списка наиболее востребованных в последнее время функциональных модулей ERP-систем г-н Вольпе на первое место поставил бизнес-аналитику.

В «Компасе» кроме того отмечают интерес к CRM-функционалу, а также к «высшим» функциям управления персоналом: управлению мотивацией, планированию обучения и переподготовки, управлению оценкой персонала и т.п. Ну и естественно, все выше становятся требования заказчиков к специализированным отраслевым системам.

Что же касается изменения ценовой политики, то здесь на рынке ERP никаких демпинговых настроений не наблюдается.

Разработчики и поставщики скидки иногда дают, иногда - нет. Стремятся предложить специальные антикризисные пакеты, но не в ущерб основному бизнесу.

Что же касается обслуживания систем, оно, как полагает Борис Вольпе дорожает и «будет дорожать, по отношению к цене проекта внедрения». Г-н Вольпе привел аналогию с автомобилями: современное авто намного проще в управлении, чем машина 60-х годов. Но обслуживание автомобилей стало дороже. И мысль о том, чтобы самому сейчас полезть под капот Ford или BMW мало кому приходит в голову. «Это в полной мере относится и к ПО», - заявил Борис Вольпе.

Леонид Чуриков

Опубликовано 01.04.2009