IT NewsФакты и прогнозыАналитика рынка

Для маленькой такой компании эффективный такой ЦОД, или Почему облачную тему во многом можно назвать чисто маркетинговым проектом

Александр Халаев | 15.12.2014

Для маленькой такой компании эффективный такой ЦОД, или Почему облачную тему во многом можно назвать чисто маркетинговым проектом

Ажиотаж вокруг «облаков» незаметно стих. Маркетологи зачехлили транспаранты с надписями «Мы все уйдем в облака» и засели искать новый драйвер рынка, а инженеры приступили к разбору технологических последствий несостоявшегося бума.

Мы не пошли в «облака» или «облака» у нас не пошли?

Почему облачную тему можно назвать чисто маркетинговым проектом? Потому что никаких революционных технологических решений в ее основе не было. Та же виртуализация, которая стала базисом облачного бума, ведет свою историю еще с доинтернетовских времен. Другое дело, что новые аппаратные и программные решения позволили применять эти старые концепции на новом уровне, когда их внедрение дает резкий рост производительности.

Если провести централизацию вычислительных мощностей предприятия и ресурсов хранения данных в единый ЦОД, а потом внедрить на нем виртуализацию, то экономический эффект будет кардинальный. Загрузка парка серверов и СХД возрастает и становится равномерной, потребность в них соответственно падает в разы. Обслуживать и управлять всей инфраструктурой становится проще и дешевле. Надежность и устойчивость системы растет. И даже персонала требуется в итоге меньше, особенно для географически распределенной инфраструктуры. А если мы выстраиваем поверх еще и облачную архитектуру, переводим всех сотрудников на виртуальные машины, превращаем рабочие места в терминалы доступа, то все перечисленные выгоды только возрастают.

Почему же при такой экономической привлекательности новых технологий массового исхода в «облака» не случилось?

Активно внедряли новые решения крупные предприятия. Проанализировали новые возможности, изменили свою ИТ-политику, построили или модернизировали ЦОДы, внедрили на них виртуализацию. Многие развернули полноценную облачную архитектуру. Только по модели «private cloud» (для внутреннего использования): тут тебе все плюсы «облаков», но и полный контроль над каналами связи, сохранностью и безопасностью данных.

А вот продвигаемая экспертами и маркетологами модель «public cloud» не пошла. Перешли рядовые пользователи в «облака»? Частично. В сетевые хранилища в Интернете отправились архивы фотографий, любимой музыки и кино. Но не личные данные и уж точно не рабочие файлы, которые берутся с офиса домой. Потому что заглядываем в пользовательское соглашение и читаем там, что не несет компания никакой ответственности за сохранность и безопасность наших файлов, не дает никакой гарантии, что они не пропадут и не будут украдены. Потому и резервную копию своих файлов мы скинем на внешний диск или домашнюю СХД, а не в Глобальную сеть.

Между двух стульев

img
А что же средний и малый бизнес? Уж они-то должны раньше всех внедрять новые технологии, позволяющие кардинально сократить ИТ-издержки. А получилось, что в масштабах малого бизнеса не сработал ни первый, ни второй сценарий. Уходить в публичные «облака» бизнес не захотел. По тем же причинам, по которым обычные пользователи не скидывают все свои данные с личных машин на серверы в интернет-хранилищах. Небезопасно и ненадежно. Ставить свой бизнес в зависимость от устойчивости работы оператора ЦОД? А еще и надежности каналов связи? Нет, можно, конечно, заключить с оператором контракт с самыми жесткими обязательствами и гарантиями по сохранности и защищенности данных. И проложить резервный канал связи. Только стоить все это удовольствие будет столько, что никакие экономии на ИТ-расходах не сравнятся. Да и просто психологически: вынести вовне свои коммерческие данные? да ни за что! это вам не фото с последнего дня рождения!

А может, тогда построить свой ЦОД по примеру больших компаний? Небольшой, в соответствии с потребностями малого бизнеса. Но эффективный и оптимизированный, как «взрослый». Как ни странно, основные препятствия на этом пути носят опять же психологический характер. И решить их самостоятельно, без поддержки ИТ-поставщика, заказчику почти невозможно. Причем от системного интегратора в данном случае требуется больше компетенций в сфере продаж, а не техники.

Мы столкнулись с этим, помогая партнерам компании Tripp Lite готовить для заказчиков проекты модернизации мини-ЦОДов. В первую очередь это «эффект Плюшкина»: закупается новое, высокоэффективное оборудование, но старые серверы и СХД продолжают работать. Потому что на них может затеряться какая-то база данных или приложение, которое используется раз в полгода. Да и вообще жалко – ну работает же. В итоге такой «модернизации» устаревшая серверная превращается не в новый эффективный мини-ЦОД, а в разросшегося монстра с огромными расходами на обслуживание, электропитание, охлаждение и прочее.

Про охлаждение хочется сказать особо. Тут мы наблюдаем в своей практике две крайности. Либо устанавливаются бытовые кондиционеры. С вытекающими последствиями (порой вытекающими самым непосредственным образом, под кондиционером стоит ведерко для конденсата) в виде огромного энергопотребления. Либо внедряется решение уровня большого ЦОДа, которое совершенно не соответствует задаче и даже самым отдаленным перспективам роста мини-ЦОДа.

Все это, по моему мнению, является следствием мышления ИТ-отдела заказчика. То есть подход уровня системного администратора, отвечающего за работу двух серверов и десятка ПК. А для построения мини-ЦОДа нужен хотя бы мини, но все же CIO. Нужен системный подход к аудиту и инвентаризации всего ИТ-парка компании, аппаратного и программного оснащения. Нужна ИТ-политика и жесткое ей следование. Нужен стратегический подход к построению всей ИТ-инфраструктуры предприятия. Сами заказчики редко способны на такую перестройку своей работы. И это становится задачей поставщика.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

img

Сегодня, в свете нарастающего кризиса в экономике и нерадужных ожиданий в бизнес-среде, для поставщиков ИТ-решений вопрос повышения рентабельности встает особенно остро. Маржинальность поставок оборудования в канале уже убита ценовыми войнами за крупных заказчиков. А галопирующий рост курса валют и последующий рост цен на импортное оборудование добьют ее совсем. Для выживания партнера сегодня нужны заказчики, у которых еще сохранилась рентабельность, а что еще важнее – есть большая добавленная стоимость на работах и дополнительных сервисах. И это только небольшие клиенты. Они не избалованы предельными скидками, как их крупные коллеги. У них большой дефицит внутренней компетенции, что означает большой объем дополнительных работ при внедрении.

Правда, и партнеру придется не просто поставить оборудование, но и выполнить полный аудит и построить оптимизированный ЦОД. По сути, необходимо взять на себя часть роли CIO заказчика. Зато по итогам такого проекта он получит не просто новое оборудование, но собственный мини-ЦОД с эффективностью в разы выше и с меньшими накладными расходами на ИТ. А это означает лояльного и долгосрочного клиента с высокой рентабельностью и большим объемом дополнительных сервисов.

Очевидно, что рынок ждут сложные времена и смена состава игроков. Сложнее всего будет выживать средним и небольшим поставщикам. Выиграют в итоге эту гонку те поставщики, которые не будут по старинке сосредотачиваться только на крупных заказах и заказчиках, кто будет развивать свои компетенции как в технике, так и в консалтинге, кто сможет эффективно замещать недостающие у клиента навыки.

Еще пару лет назад на волне популярности «облаков» можно было просто поставить комплект оборудования. А вопрос насколько эффективно его в итоге будет использовать заказчик, увеличится ли у него производительность ИТ инфраструктуры, сократятся ли издержки – все это оставалось на совести самого клиента. Сегодня ситуация поменялась. Просто внедрения виртуализации и повышения эффективности загрузки серверов для небольшого предприятия уже недостаточно. Необходим качественно построенный мини-ЦОД, оптимизированный по расходам и обслуживанию максимально во всех своих составляющих. Сегодня на счету не просто каждый рубль, но каждая копейка. 

Сегодня Tripp Lite не просто обучает своих партнеров, но активно участвует в подготовительных работах и проектировании. Наша задача – помочь партнеру максимизировать результат для клиента и выстроить взаимную лояльность всех участников. На это нацелен весь инженерный штат. На это нацелена и вся продуктовая политика компании. Сегодня продуктовый портфель оптимален для задач построения мини-ЦОД.

Во-первых, это полная линейка всех инфраструктурных компонент для ЦОД. Это и шкафы, и управляемые PDU, и КВМ переключатели, и консольные IP-серверы, и даже кабели с организаторами и панелями. И конечно ИБП, трехфазные и однофазные, с байпасом, с возможностью горячей замены. Это значит никаких проблем с корректной совместной работой компонент и минимум расходов на обучение инженеров. Сегодня мы можем похвастаться наиболее привлекательной ценой на такую полную линейку на рынке.

Во-вторых, бесплатное ПО Power Alert для управления всей энергосистемой. Поддержка до 250 узлов – для подключения не только ЦОД, но и персональных ИБП по всему предприятию. Удаленный доступ, расписание режимов, детальный мониторинг – все это инструментарий для оптимизации расходов на содержание ЦОД. И на выявление проблемных мест в его структуре, для последующего их исправления.

Даже система охлаждения SRXCOOL33K максимально приспособлена для задач мини-ЦОД. Кондиционер удобно встает между шкафами, направленно забирает горячий воздух на выходе серверного шкафа и подает охлажденный на его же воздухозаборник. За счет этого для работы ЦОД на 2-3 стойки достаточно штатной вентиляции здания.

Ключевые слова: ЦОД, СХД, технологии, Вендоры, облака

Журнал: Журнал IT-News [№ 12/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

13.12.2019 — 15.12.2019
Конференция «Новый год Рождения Клуба»

Переславль-Залесский

17.12.2019
Кибербезопасность: законы, люди, технологии.

Москва, Конференц-центр Newsroom, зал "Цукерберг", Поклонная ул, д.3, корпус Е4

02.04.2020
HotelCIO Exchange

Москва, Отель Бородино