IT NewsФакты и прогнозыАналитика рынка

Для маленькой такой компании эффективный такой ЦОД, или Почему облачную тему во многом можно назвать чисто маркетинговым проектом

Александр Халаев | 15.12.2014

Для маленькой такой компании эффективный такой ЦОД, или Почему облачную тему во многом можно назвать чисто маркетинговым проектом

Ажиотаж вокруг «облаков» незаметно стих. Маркетологи зачехлили транспаранты с надписями «Мы все уйдем в облака» и засели искать новый драйвер рынка, а инженеры приступили к разбору технологических последствий несостоявшегося бума.

Мы не пошли в «облака» или «облака» у нас не пошли?

Почему облачную тему можно назвать чисто маркетинговым проектом? Потому что никаких революционных технологических решений в ее основе не было. Та же виртуализация, которая стала базисом облачного бума, ведет свою историю еще с доинтернетовских времен. Другое дело, что новые аппаратные и программные решения позволили применять эти старые концепции на новом уровне, когда их внедрение дает резкий рост производительности.

Если провести централизацию вычислительных мощностей предприятия и ресурсов хранения данных в единый ЦОД, а потом внедрить на нем виртуализацию, то экономический эффект будет кардинальный. Загрузка парка серверов и СХД возрастает и становится равномерной, потребность в них соответственно падает в разы. Обслуживать и управлять всей инфраструктурой становится проще и дешевле. Надежность и устойчивость системы растет. И даже персонала требуется в итоге меньше, особенно для географически распределенной инфраструктуры. А если мы выстраиваем поверх еще и облачную архитектуру, переводим всех сотрудников на виртуальные машины, превращаем рабочие места в терминалы доступа, то все перечисленные выгоды только возрастают.

Почему же при такой экономической привлекательности новых технологий массового исхода в «облака» не случилось?

Активно внедряли новые решения крупные предприятия. Проанализировали новые возможности, изменили свою ИТ-политику, построили или модернизировали ЦОДы, внедрили на них виртуализацию. Многие развернули полноценную облачную архитектуру. Только по модели «private cloud» (для внутреннего использования): тут тебе все плюсы «облаков», но и полный контроль над каналами связи, сохранностью и безопасностью данных.

А вот продвигаемая экспертами и маркетологами модель «public cloud» не пошла. Перешли рядовые пользователи в «облака»? Частично. В сетевые хранилища в Интернете отправились архивы фотографий, любимой музыки и кино. Но не личные данные и уж точно не рабочие файлы, которые берутся с офиса домой. Потому что заглядываем в пользовательское соглашение и читаем там, что не несет компания никакой ответственности за сохранность и безопасность наших файлов, не дает никакой гарантии, что они не пропадут и не будут украдены. Потому и резервную копию своих файлов мы скинем на внешний диск или домашнюю СХД, а не в Глобальную сеть.

Между двух стульев

img
А что же средний и малый бизнес? Уж они-то должны раньше всех внедрять новые технологии, позволяющие кардинально сократить ИТ-издержки. А получилось, что в масштабах малого бизнеса не сработал ни первый, ни второй сценарий. Уходить в публичные «облака» бизнес не захотел. По тем же причинам, по которым обычные пользователи не скидывают все свои данные с личных машин на серверы в интернет-хранилищах. Небезопасно и ненадежно. Ставить свой бизнес в зависимость от устойчивости работы оператора ЦОД? А еще и надежности каналов связи? Нет, можно, конечно, заключить с оператором контракт с самыми жесткими обязательствами и гарантиями по сохранности и защищенности данных. И проложить резервный канал связи. Только стоить все это удовольствие будет столько, что никакие экономии на ИТ-расходах не сравнятся. Да и просто психологически: вынести вовне свои коммерческие данные? да ни за что! это вам не фото с последнего дня рождения!

А может, тогда построить свой ЦОД по примеру больших компаний? Небольшой, в соответствии с потребностями малого бизнеса. Но эффективный и оптимизированный, как «взрослый». Как ни странно, основные препятствия на этом пути носят опять же психологический характер. И решить их самостоятельно, без поддержки ИТ-поставщика, заказчику почти невозможно. Причем от системного интегратора в данном случае требуется больше компетенций в сфере продаж, а не техники.

Мы столкнулись с этим, помогая партнерам компании Tripp Lite готовить для заказчиков проекты модернизации мини-ЦОДов. В первую очередь это «эффект Плюшкина»: закупается новое, высокоэффективное оборудование, но старые серверы и СХД продолжают работать. Потому что на них может затеряться какая-то база данных или приложение, которое используется раз в полгода. Да и вообще жалко – ну работает же. В итоге такой «модернизации» устаревшая серверная превращается не в новый эффективный мини-ЦОД, а в разросшегося монстра с огромными расходами на обслуживание, электропитание, охлаждение и прочее.

Про охлаждение хочется сказать особо. Тут мы наблюдаем в своей практике две крайности. Либо устанавливаются бытовые кондиционеры. С вытекающими последствиями (порой вытекающими самым непосредственным образом, под кондиционером стоит ведерко для конденсата) в виде огромного энергопотребления. Либо внедряется решение уровня большого ЦОДа, которое совершенно не соответствует задаче и даже самым отдаленным перспективам роста мини-ЦОДа.

Все это, по моему мнению, является следствием мышления ИТ-отдела заказчика. То есть подход уровня системного администратора, отвечающего за работу двух серверов и десятка ПК. А для построения мини-ЦОДа нужен хотя бы мини, но все же CIO. Нужен системный подход к аудиту и инвентаризации всего ИТ-парка компании, аппаратного и программного оснащения. Нужна ИТ-политика и жесткое ей следование. Нужен стратегический подход к построению всей ИТ-инфраструктуры предприятия. Сами заказчики редко способны на такую перестройку своей работы. И это становится задачей поставщика.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

img

Сегодня, в свете нарастающего кризиса в экономике и нерадужных ожиданий в бизнес-среде, для поставщиков ИТ-решений вопрос повышения рентабельности встает особенно остро. Маржинальность поставок оборудования в канале уже убита ценовыми войнами за крупных заказчиков. А галопирующий рост курса валют и последующий рост цен на импортное оборудование добьют ее совсем. Для выживания партнера сегодня нужны заказчики, у которых еще сохранилась рентабельность, а что еще важнее – есть большая добавленная стоимость на работах и дополнительных сервисах. И это только небольшие клиенты. Они не избалованы предельными скидками, как их крупные коллеги. У них большой дефицит внутренней компетенции, что означает большой объем дополнительных работ при внедрении.

Правда, и партнеру придется не просто поставить оборудование, но и выполнить полный аудит и построить оптимизированный ЦОД. По сути, необходимо взять на себя часть роли CIO заказчика. Зато по итогам такого проекта он получит не просто новое оборудование, но собственный мини-ЦОД с эффективностью в разы выше и с меньшими накладными расходами на ИТ. А это означает лояльного и долгосрочного клиента с высокой рентабельностью и большим объемом дополнительных сервисов.

Очевидно, что рынок ждут сложные времена и смена состава игроков. Сложнее всего будет выживать средним и небольшим поставщикам. Выиграют в итоге эту гонку те поставщики, которые не будут по старинке сосредотачиваться только на крупных заказах и заказчиках, кто будет развивать свои компетенции как в технике, так и в консалтинге, кто сможет эффективно замещать недостающие у клиента навыки.

Еще пару лет назад на волне популярности «облаков» можно было просто поставить комплект оборудования. А вопрос насколько эффективно его в итоге будет использовать заказчик, увеличится ли у него производительность ИТ инфраструктуры, сократятся ли издержки – все это оставалось на совести самого клиента. Сегодня ситуация поменялась. Просто внедрения виртуализации и повышения эффективности загрузки серверов для небольшого предприятия уже недостаточно. Необходим качественно построенный мини-ЦОД, оптимизированный по расходам и обслуживанию максимально во всех своих составляющих. Сегодня на счету не просто каждый рубль, но каждая копейка. 

Сегодня Tripp Lite не просто обучает своих партнеров, но активно участвует в подготовительных работах и проектировании. Наша задача – помочь партнеру максимизировать результат для клиента и выстроить взаимную лояльность всех участников. На это нацелен весь инженерный штат. На это нацелена и вся продуктовая политика компании. Сегодня продуктовый портфель оптимален для задач построения мини-ЦОД.

Во-первых, это полная линейка всех инфраструктурных компонент для ЦОД. Это и шкафы, и управляемые PDU, и КВМ переключатели, и консольные IP-серверы, и даже кабели с организаторами и панелями. И конечно ИБП, трехфазные и однофазные, с байпасом, с возможностью горячей замены. Это значит никаких проблем с корректной совместной работой компонент и минимум расходов на обучение инженеров. Сегодня мы можем похвастаться наиболее привлекательной ценой на такую полную линейку на рынке.

Во-вторых, бесплатное ПО Power Alert для управления всей энергосистемой. Поддержка до 250 узлов – для подключения не только ЦОД, но и персональных ИБП по всему предприятию. Удаленный доступ, расписание режимов, детальный мониторинг – все это инструментарий для оптимизации расходов на содержание ЦОД. И на выявление проблемных мест в его структуре, для последующего их исправления.

Даже система охлаждения SRXCOOL33K максимально приспособлена для задач мини-ЦОД. Кондиционер удобно встает между шкафами, направленно забирает горячий воздух на выходе серверного шкафа и подает охлажденный на его же воздухозаборник. За счет этого для работы ЦОД на 2-3 стойки достаточно штатной вентиляции здания.

Дaтa-центр (ЦОД), СХД, технологии, Вендоры, Облако

Журнал: Журнал IT-News [№ 12/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия