Люди и гаджеты

Логотип компании
Люди и гаджеты
Тот факт, что степень проникновения мобильной связи давно превысила 100% и продолжает расти, ни для кого не секрет. Важно другое. По данным аналитиков, в течение последних пяти лет процентная доля смартфонов постоянно повышается. Опережающий рост продаж смартфонов – важный тренд, влияние которого на рынок будет обсуждаться ниже.

Мне повезло: я прекрасно помню жизнь такой, какой она была до наступления мобильности. А ведь уже достигло совершеннолетия поколение, не знавшее жизни без мобильной связи. Да и те, кому за тридцать, недоумевают, как они могли жить и достаточно успешно решать свои проблемы в домобильную эпоху. Гаджеты стали буквально частью нас. Ведущие мировые производители заполонили рынок своей продукцией, и каждые два-три месяца выпускаются апдейты, которые, по словам вендоров, быстрее, лучше и надежнее предшественников. Так ли это? Действительно ли каждый может найти себе электронного помощника по душе? Или мы имеем дело скорее с разнообразием упаковок?

Начнем с аналитики

Против своего обыкновения начну с цифр. Несколько простых диаграмм позволят читателю взять нужное направление и наглядно продемонстрируют вектор предстоящей дискуссии.

Тот факт, что степень проникновения мобильной связи давно превысила 100% и продолжает расти, ни для кого не секрет. Важно другое. По данным аналитиков, в течение последних пяти лет процентная доля смартфонов постоянно повышается.

Опережающий рост продаж смартфонов – важный тренд, влияние которого на рынок будет обсуждаться ниже.

Динамика российского рынка мобильных телефонов и смартфонов в 2011-2013 гг. (2013 – прогноз), млн. шт.

Люди и гаджеты. Рис. 1

Источник: J'son & Partners Consulting, 2013

Если же обратиться только к сегменту смартфонов, мы увидим, что различные операционные системы, называемые также мобильными платформами, имеют различную степень популярности, и показатель этот меняется со временем. Последние два года ознаменовались победным шествием мобильной ОС Android. Эксперты окрестили ситуацию на мировом мобильном рынке 2011–2013 годов не иначе, как «битвой мобильных платформ» (mobile platform battle). Тем не менее остальные платформы не сдаются, они активно борются за заказчика и, возможно, вскоре соберут силы для ответного удара и возьмут реванш. Не исключено, что в ближайшем будущем мобильные битвы окончатся, а смартфоны, подобно нынешним ноутбукам, будут оснащаться двумя-тремя наиболее успешными мобильными ОС.

Бой гигантов

Однако на сегодняшний день каждая мобильная платформа имеет свое воплощение в лице гаджетов соответствующих производителей. 2012 год охарактеризовался сменой лидера на рынке смартфонов. После многолетнего царствования Nokia на верхнюю ступеньку пьедестала вырвался Samsung, потеснив финского производителя на второе место.

Успех корейского вендора, помимо отличного качества продукции неразрывно связан и с ростом популярности ОС Android – ведь подавляющее большинство гаджетов Samsung построено именно на этой платформе. «Компания Samsung является первооткрывателем нескольких инновационных категорий мобильных устройств, например линейки смартфонов с интерфейсом планшета Samsung GALAXY Mega, – говорит Алексей Дорофеев, вице-президент, глава Samsung Mobile в России. – Перед выводом на рынок нового продукта Samsung проводит детальные исследования пожеланий потребителей».

Но, сделав ставку на ОС Android, корейский производитель, во-первых, держится в тренде, выпуская также линейку моделей на базе ОС Windows Phone, а во-вторых, продвигает весьма успешную серию Wave, построенную на проприетарной мобильной платформе Bada. В общем, Samsung имеет возможность работать с разными операционными системами (Android, Windows Phone, Bada), и в случае роста популярности какой-либо ОС среди пользователей корейская компания может предложить целый ряд интересных моделей.

Заметим, что и конкурент нынешнего лидера не сдается. Финский вендор также возлагает большие надежды на телефоны и смартфоны, построенные на собственных платформах разработки Nokia. Кроме того, в его рукаве козырь в виде стратегического партнерства с Microsoft. Последнее дает мощный импульс развитию линейки Windows-телефонов, на которые компания делает ставку как на основу завтрашнего рынка. «Для наших мобильных устройств мы используем как MS Windows Phone, так и собственные ОС Nokia Asha и Symbian, – комментирует начальник отдела обучения и розничных проектов компании Nokia Борис Байков. – Благодаря использованию этой хорошо отлаженной платформы наши гаджеты легко отличить от основной массы устройств, построенных на других ОС. Пользоваться смарфтонами на ОС Asha и Symbian очень удобно, а наши сервисы и приложения сильно дифференцируют продукцию Nokia и позитивно выделяют ее на фоне конкурентов».

Поставщики второго эшелона также предлагают пользователям качественную и конкурентоспособную продукцию с более демократичными, чем у лидеров рынка, ценниками. Почему гаджеты более именитых производителей стоят дороже? Во-первых, за более высоким ценником кроются повышенные затраты на разработку – ведь вендоры первого эшелона представляют технические новшества раньше конкурентов. «А-бренды предлагают рынку самые новые и технологически продвинутые устройства на базе качественных разработок, в которых воплощены самые последние инновации в индустрии, – утверждает Алексей Дорофеев (Samsung). – В этом ключевое отличие».

Не последнюю роль играет и маркетинговая составляющая цены устройств именитых производителей. «Samsung, Nokia и другие топ-вендоры тратят огромные средства на аналитику рынка, разработку материалов исполнения корпуса, упаковки, маркетинг и продвижение своего бренда в мире, – разъясняет руководитель направления кастомизации и тестирования департамента маркетинга абонентского оборудования МТС Владимир Павлов. – Все эти затраты также включаются в стоимость конечной продукции». Тем не менее существует многочисленная и постоянно растущая категория покупателей, не желающих переплачивать за громкий бренд и обращающих внимание лишь на совокупность потребительских качеств устройства. Скорее всего, такой покупатель задумается о приобретении качественного, но не столь раскрученного гаджета производства компании второго эшелона. «Отличие ALCATELONETOUCH от моделей лидеров рынка лишь в цене, – комментирует глава российского представительства ALCATEL ONE TOUCH Александр Аршинов. – Множество моделей по техническим характеристикам одинаковы».

Пока вендоры конкурируют, покупатели голосуют кошельком, причем деньги свои они несут отнюдь не только в бутики именитых производителей.

Смартфоны – в фаворитах

Спору нет, гаджеты «умнеют» с каждым днем. Продолжение этого тренда приведет к тому, что наши мобильные друзья начнут жить своей жизнью и думать за своих владельцев. Чем же руководствуются покупатели, выбирая «умный» телефон? «Потребителей привлекают в смартфонах прежде всего расширенные возможности, которые, в частности, открывает установка дополнительных приложений», – считает Алексей Дорофеев (Samsung).

Тем не менее желание иметь расширенный функционал отнюдь не единственный мотив для покупки смартфона. Определенная часть покупателей вообще не знает о дополнительных функциях «умных» телефонов, не видит их преимуществ перед обычным мобильником и при покупке смартфона в первую очередь ориентируется на престиж и солидность марки. Такие люди используют смартфон для тех же целей и в том же режиме, как если бы он не был смартфоном: звонки, реже – CMC, фото – от случая к случаю. Для данной категории потребителей достаточно существенным являются игровые возможности гаджета, и, хотя они не считают себя игроманами, но предустановленные игры используют охотно. Автор склонен предположить, что большинство покупателей смартфонов Aplle относятся именно к этой группе.

Следующая категория – так называемые гики и теки, то есть люди, в принципе приветствующие любые инновации. Среди них немало молодежи и школьников, основная мотивация которых – познавательная: они стремятся понять, «что там внутри» и «как это работает», и охотно экспериментируют с различными функциями своих любимцев. «Исключительно коммуникативная функция мобильного телефона давно перестала быть не просто единственной, но и главной, – утверждает исполнительный директор по мобильным устройствам Lenovo в России Алексей Клочков. – Потребители активно осваивают и используют весь спектр возможностей: обмениваются сообщениями, мелодиями и фотографиями, работают с электронной почтой и документами, слушают музыку, играют, пользуются Интернетом, фотографируют, устанавливают различные приложения и многое другое». Пользователи данной категории потребляют наибольшую долю развлекательного контента: игр, фильмов и т. д. Как правило, именно представители этой группы покупателей стремятся приобрести модели, в которых в наибольшей степени воплощен интересующий их функционал, при этом брендовая принадлежность гаджета для них вторична. «Для B-брендов была бы идеальной ситуация, при которой потребитель не обращал бы внимание на марку, а выбирал диагональ дисплея, цену и спецификацию, – рассуждает руководитель департамента GSM-телефонии компании teXet Алексей Рязанцев. – Но такой подход действительно свойствен только гикам».

Покупатели, выбирающие смартфон «не сердцем, но умом», разумно подходят к этому шагу, предъявляя к мобильному устройству более или менее формализованный набор требований. В числе их приоритетов чаще всего наличие хорошей камеры, возможность работы в Интернете, наличие или возможность установки полезных приложений, состав которых могжет отличаться в зависимости от рода занятий и личных интересов того или иного индивидуума. «Подкованный в вопросах “железа” покупатель хочет получить максимально удобный в использовании аппарат, заточенный под его потребности и по приемлемой цене, – комментирует генеральный директор компании Explay Эдуард Ващенко. – Кому-то нужна предустановленная хорошая навигационная система, кто-то хочет мощный аппарат для различных игр, а кого-то устроит просто удобный смартфон для выхода в Интернет и работы с урезанным компьютерным функционалом».

Резюмируя, можно сказать, что среднестатистический покупатель смартфона из данной категории стремится приобрести устройство «всё-в-одном» за разумные деньги, которое будет облегчать ему жизнь как в быту, так и на службе, а в ряде ситуаций избавит от необходимости носить с собой другие устройства (плеер, фотоаппарат, а иногда и ноутбук).

Не «смартом» единым

В то же время продажи обычных телефонов (в противовес смартфонам для их обозначения в англоязычной литературе используется термин featurephone) хотя и снижаются в процентном выражении, но в количественном отношении растут. Естественно, этот рост отстает от темпов роста «умных» телефонов, но и умирать фичерфоны не собираются.

Что же заставляет покупателей при наличии широчайшего выбора смартфонов и на фоне снижения цен на них отдать предпочтение фичерфону? Простой, недорогой телефон выбирают пользователи c невысокими требованиями к возможностям «умных» гаджетов либо в связи с предвидимыми техническими сложностями в использовании последних, – рассуждает руководитель направления смартфонов российского представительства компании Acer Нелли Малышева. – Важную роль играет также и ценовой фактор».

Но не всякий фичерфон представляет собой примитивную коробку для голосовой связи. Более того, вендоры не отказываются от производства фичерфонов, ежегодно тратя немалые средства на исследования и разработку и снабжая их теми «фичами», многие из которых вчера были атрибутами смартфонов. «Многим пользователям нужен именно тот основной минимум функций, которым обладает конкретный сотовый телефон», – подчеркивает Эдуард Ващенко (Explay). «Более того, каждую новую функциональную фишку пытаются защитить кучей патентов, по поводу чего идут бесконечные судебные процессы», – добавляет Алексей Рязанцев (teXet).

Нередко покупателями фичерфонов становятся пользователи, уже много лет владеющие смартфоном. «Для определенной части пользователей необходим гаджет, обеспечивающий простой доступ только к голосовым сервисам, – отмечает Александр Аршинов (Alcatel). – Нередко простой мобильный телефон является дополнением к смартфону или корпоративным устройствам».

Подводя итог, заметим, что в активе фичерфона более доступная цена, скромные массогабаритные характеристики и длительный срок работы без подзарядки.

Конфеты и фантики

Те покупатели, которые застали истоки мобилизации, часто жалуются: нет былого разнообразия. Вот раньше, мол, один телефон не походил на другой, каждый имел свой дизайн, а пользователю было легко подчеркнуть свою индивидуальность. Впрочем, современное однообразие форм объясняется просто: все производители перешли на выпуск гаджетов с большим сенсорным экраном и отсутствием кнопок, что привело к унификации внешнего вида.

«Дизайн не может быть существенно изменен по технологическим особенностям, да вендоры и не инвестируют в его разработку – для них важно минимизировать себестоимость и увеличить свою рентабельность, – говорит Владимир Павлов (МТС). – В то же время технологическая компоновка всех устройств практически идентична. Единственным существенным отличием является толщина гаджетов, постоянное уменьшение которой стало трендом последнего времени».

Справедливости ради отметим, что сегодня можно приобрести устройства с черным дисплеем, изготовленным по технологии OGS (One Glass Solution). Таким образом, экран и тач-панель фактически сливаются с черным корпусом. Но стоимость этого стекла существенно выше серых экранов.

С одной стороны, стандартизация – вроде бы и неплохо. «Развитие ситуации приведет к безболезненному для пользователя переходу от модели одного производителя к модели конкурента, – отмечает директор по маркетингу «МегаФон Ритейл» Сергей Чебаненко. – Вспомните, каким непростым был в конце 90-х переход, скажем, с Nokia на Ericsson: все устройства имели свои меню, алгоритмы работы, свою зарядку и т. д.». Но как быть тем пользователям, которых не устраивает нынешнее однообразие и которые хотели бы иметь нечто отличное от других? Для них рынок предлагает широкий ассортимент средств внешнего оформления гаджетов. В частности, разнообразные чехлы, наклейки и бамперы, которые могут быть персонифицированы согласно требованиям владельца. В этом есть и положительный момент. Но главное в другом. Смартфоны предлагают широкие возможности глубинной настройки как интерфейса, так и содержимого под нужды пользователя, что, по мнению автора, гораздо важнее. При помощи средств конфигурации и установки дополнительных программ каждый может сделать свой смартфон совершенно непохожим на все остальные. «Пользователь хочет, чтобы это был “его” смартфон, полностью персонализированный, настроенный, удовлетворяющий текущим запросам, – комментирует Борис Байков (Nokia). – И на данный момент любой каприз может быть выполнен – в магазинах приложений доступны сотни тысяч программ на любой вкус и цвет».

В то же время, по моим наблюдениям, среди пользователей мобильных телефонов остается достаточно большая группа платежеспособных потенциальных покупателей, не приемлющих touch-технологию или использующих ее вынужденно. На мой взгляд, в обществе сохраняется достаточно сильный латентный спрос на клавиатурный моноблок среднего класса стоимостью до тысячи долларов. Справедливости ради отмечу, что не все эксперты разделяют эту точку зрения.

BYOD вносит неразбериху

В последние полтора-два года усиленными темпами проходит «мобилизация» бизнеса. Одна из наиболее популярных и в то же время, пожалуй, самых противоречивых схем внедрения корпоративной мобильности – BYOD (Bring Your Own Deice – «принеси свое собственное устройство»). Суть ее в том, что личный гаджет каждого «мобилизованного» сотрудника используется как в личных целях, так и для работы. С точки зрения корпорации схема BYOD выгодна тем, что затраты по приобретению, обслуживанию и ремонту мобильных устройств перекладываются на плечи работников. Но и проблемы тоже есть.

Одна из них состоит в великом многообразии мобильных устройств, построенных на различных платформах. IT-департаментам предприятий, принявших решение пойти по пути BYOD, придется создавать и тестировать приложения, разрабатывать средства безопасности и т. д. для многих платформ одновременно.

Какие мобильные ОС наиболее безопасны? Абсолютно безопасных платформ не существует – все они в той или иной степени подвержены взлому и содержат уязвимости. Тем интереснее результаты исследования уровня безопасности различных мобильных платформ, проведенного компанией Check Point.

Сравнительный риск использования различных мобильных ОС в бизнесе с точки зрения IT-безопасности (экспертные оценки)

Люди и гаджеты. Рис. 2

Источник: Check Point Software Technologies, 2013.

Рискнем предположить, что число рисков прямо пропорционально популярности той или иной ОС. Так, относительно низкое число хакерских программ и попыток вторжения в Blackberry объясняется в том числе и малой распространенностью этой мобильной платформы. Но при внедрении BYOD, когда каждый сотрудник принесет из дома свой гаджет, лидером по численности окажется явно не Blackberry! Готовы ли мобильные устройства ведущих производителей к напряженной работе в коммерческих условиях?

В процессе подготовки материала мне удалось опросить представителей ряда компаний-вендоров, мобильная продукция которых широко представлена на российском рынке, а также ведущих мобильных операторов – их комментарии приведены в разделе «Слово экспертам». А в одном из последующих номеров я планирую затронуть проблемы сотовой розницы.

Исмаил Белов

Слово экспертам

Люди и гаджеты. Рис. 3

Александр Аршинов
,

глава представительства «ALCATEL ONE TOUCH Россия»:

«Задача В2В-устройства – прежде всего быстрый доступ к корпоративной информации из любой точки мира. Не менее важна безопасность и сохранность данных. Для устройств на базе ОС Android важно наличие сертификата от Google, чтобы программы и все приложения работали корректно. К сожалению, сейчас на рынке мобильных устройств не все компании проходят данную сертификацию. C точки зрения корпоративной культуры важным показателем является наличие собственного производства и мощного отдела R&D, готовых отвечать за качество. Alcatel старается предложить максимально широкий спектр устройств, отвечающих корпоративным запросам».

Люди и гаджеты. Рис. 4

Борис Байков
,

начальник отдела обучения и розничных проектов компании Nokia:

«Устройства Nokia Lumia на базе ОС Windows Phone могут быть легко интегрированы в корпоративную среду. Благодаря высокому уровню защищенности данных, возможности удаленного стирания конфиденциальной информации и предустановленному пакету MS Office затраты компании на подобную интеграцию будут минимальны».

Люди и гаджеты. Рис. 5

Эдуард Ващенко
,

генеральный директор компании Explay:

«Мобилизация и BYOD открывают новую область для разработки специального ПО на определенных платформах. Необходимо обеспечить управление такими устройствами, гарантировать безопасность использования, исключить утечки информации. При работе с мобильными устройствами в корпоративной сети сотрудники могут случайно придать огласке конфиденциальные сведения, поэтому задача обеспечения безопасности стоит во главе угла.

Мобильная продукция Explay участвует в бизнес-процессах потребителей, по своим техническим характеристикам, соотношению цены и качества отвечает корпоративным запросам. Но, думаю, о полноценном внедрении мобильных устройств в рабочие процессы компаний наравне, к примеру, с ПК говорить пока рановато, так как мобильные ОС еще не совсем совершенны в аспектах безопасности».

Люди и гаджеты. Рис. 6

Евгения Григорьева
,

руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»):

«BYOD формирует две категории требований к мобильным устройствам: функциональность и удобство работы и защита информации. Если большинство современных гаджетов в полной мере отвечают условиям, связанным с функциональной составляющей, то требования безопасности в большей степени относятся к отделам ИТ и ИБ компаний. Одно из первых решений BYOD в сочетании с MDM, официально доступных на территории России, предложил «ВымпелКом» – Blackberry Enterprise Services (BES). Оно обеспечивает широкие возможности по ИБ и удаленному управлению смартфонами Blackberry. Современные MDM-решения уже поддерживают подавляющее большинство мобильных платформ».

Люди и гаджеты. Рис. 7

Алексей Дорофеев
,

вице-президент, глава Samsung Mobile в России:

«Мобильные устройства Samsung могут быть использованы в корпоративной среде благодаря как высокой производительности, так и соответствию требованиям корпоративной ИБ. Последнее обеспечивается путем организации обмена информацией между корпоративными сетями компании и мобильным устройством, а также шифрованием данных, находящихся на устройстве и внешних носителях. Samsung разработала решение, создающее безопасную виртуальную среду с целью разделения персональной и служебной информации, находящейся на устройстве».

Люди и гаджеты. Рис. 8

Алексей Клочков
,

исполнительный директор по мобильным устройствам Lenovo в России:

«Мы в Lenovo осознаем, что для того, чтобы конкурировать в бизнес-сегменте, наша продукция должна отвечать высоким требованиям, и поэтому намерены в дальнейшем развивать бизнес-направление на рынке смартфонов. Например, у нас есть такие модели, как профессиональный смартфон Lenovo P780 с длительным временем автономной работы и ультратонкий смартфон на базе процессора Intel – Lenovo K900».

Люди и гаджеты. Рис. 9

Нелли Малышева,

руководитель направления смартфонов компании Acer в России:

«Во втором квартале 2013 года Acer представила на российском рынке новинки смартфонов серии Liquid.

Кроме того, компания только что анонсировала 5,7-дюймовый фаблет Liquid S1 – гибрид смартфона и планшета».

Люди и гаджеты. Рис. 10

Владимир Павлов
,

руководитель направления кастомизации и тестирования, департамент маркетинга абонентского оборудования, блок продаж, корпоративный центр группы МТС:

«Имея современный смартфон, бизнес-пользователю необязательно находиться целый день в офисе, чтобы решать поставленные операционные задачи, – все сервисы и необходимая информация в буквальном смысле находятся в его кармане. При выборе гаджета для корпоративного пользования я не стал бы выделять какой-либо конкретный бренд: смело можно сказать, что большинство представленных на рынке смартфонов с диагональю матрицы от четырех дюймов соответствуют минимуму требований для текущих бизнес-задач. Однако, помимо экрана, необходимо обращать серьезное внимание и на поддержку технологии передачи данных HSPA+. Например, выбирая модель для своих бизнес-задач, я бы исходил из следующих параметров: диагональ экрана от 4,5 дюйма, двухъядерный процессор с частотой не ниже 1,2 ГГц, не менее 2 Гбайт памяти, разрешение экрана от 960×540, тип матрицы IPS, встроенный 3G-модем 21,6 Мбит/c (HSPA+), OS Android 4.1 и выше, BT 3.0».

Люди и гаджеты. Рис. 11

Алексей Рязанцев
,

руководитель департамента GSM-телефонии компании teXet:

«Сегмент В2В-устройств в большей степени конкурентная среда для B-brands, в том числе teXet, чем для топовых компаний. Нишевые игроки более гибкие и стараются делать то, что для компаний с большим объемом сложно или не очень интересно. В частности, мы готовы на кастомизацию и индивидуальное производство в небольших объемах по индивидуальным заказам корпоративных пользователей, которые акулам бизнеса просто не будут интересны. Но небольшие проекты, как известно, рождают большие результаты. С моей точки зрения, BYOD открывает новый перспективный рынок».

Люди и гаджеты. Рис. 12

Сергей Чебаненко
,

директор по маркетингу «МегаФон Ритейл»:

«Для ситуации, когда важно, чтобы информация была скрыта от прослушивания, «МегаФон» предлагает своим корпоративным клиентам услугу «Конфиденциальная связь». Услуга доступна абонентам, использующим специальные сотовые телефоны, и дает возможность сохранить секретность передаваемой информации.

BYOD представляет определенный интерес как способ снижения издержек компании, поскольку затраты по закупке, обслуживанию и утилизации мобильных устройств в той или иной степени перекладываются на плечи сотрудников. Однако есть момент, связанный с сохранностью передаваемой информации: на собственном устройстве сотрудника всегда больше уязвимостей.

Внутри «МегаФона» корпоративная мобильность давно внедрена, и абсолютное большинство личных гаджетов сотрудников подключены к корпоративным ресурсам. Разумеется, все они надежно защищены, а доступ к ним строго ограничен».

Опубликовано 12.11.2013

Похожие статьи