2011: сравним прогнозы с реальностью

Логотип компании
2011: сравним прогнозы с реальностью
В июне прошлого года компания Deloitte подготовила отчет «Прогнозы основных направлений развития сектора высоких технологий, СМИ и телекоммуникаций в 2011 году». Прогнозируемый период завершился, и теперь мы постараемся оценить, сбылись ли прогнозы, представленные в отчете.

В июне прошлого года компания Deloitte подготовила отчет «Прогнозы основных направлений развития сектора высоких технологий, СМИ и телекоммуникаций в 2011 году». Прогнозируемый период завершился, и теперь мы постараемся оценить, сбылись ли прогнозы, представленные в отчете.

Что касается магистральных тенденций, то, по словам Ольги Табаковой, партнера и руководителя направления по обслуживанию предприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ компании «Делойт», ключевым вектором развития за последние десять лет стала конвергенция: отрасли данной сферы сейчас гораздо более взаимосвязаны и зависимы друг от друга, чем когда-либо ранее.

С госпожой Табаковой нельзя не согласиться. Тенденция не только не стала слабее, но, напротив, усиливается. В частности, появление QR-кодов стирает грань между физическими объектами и привязанной к ним информацией: в Петербурге, например, QR-коды уже рисуют на асфальте, стенах домов, снабжают ими предметы искусства в музеях. Продолжается и активное взаимопроникновение социальных сетей и новостных служб. Более того, каждый избирательный участок России оснастили web-камерой и обеспечили доступ к изображению из Интернета, что символизирует дальнейшее проникновение ИТ в повседневную жизнь граждан.

Среди выводов, представленных в отчете компании Deloitte, можно отметить тот факт, что рынок смартфонов и планшетных устройств не спешит с выбором стандартной ОС, как это было с продукцией Microsoft. «К концу 2011 года, – говорится в документе, – ни одна из операционных систем, установленных в смартфонах и планшетных ПК нового поколения, не займет лидирующих позиций на рынке». И это правда: в отчете компании Gartner за третий квартал 2011 года утверждается, что доля устройств с ОС Symbian составляла 16,9%, Android – 52,5%, RIM – 11%, iOS – 15%, Microsoft – 1,5% и Bada – 2,2%. Впрочем, усиление позиций Android налицо.

«В 2011 году продажи компьютерных устройств, не относящихся непосредственно к персональным компьютерам, могут превысить 50% общемирового объема продаж», – подчеркивается далее в отчете Deloitte. В третьем квартале 2011 года, как подсчитала компания Gartner, было продано 440,5 млн мобильных устройств, из них 115 млн составили смартфоны. Для сравнения: за тот же период продажи традиционных ПК составили всего 383,6 млн. В своем блоге ветеран компании IBM Марк Дин (Mark Dean) написал: «Никогда не думал, что проживу достаточно долго, чтобы увидеть закат ПК, созданных всего 30 лет назад». Запись процитировало издание USA Today. Всего, по предварительным расчетам Gartner, общие продажи планшетов и смартфонов превысят в 2011 году продажи традиционных ПК на 44%. Эту цифру озвучил вице-президент компании Дэвид Виллис (David Villis) на ноябрьской конференции “Gartner Symposium/ITxpo”, проходившей в Австралии.

«В 2011 году покупателями более чем 25% всех планшетных устройств станут корпоративные клиенты», – утверждалось в отчете компании Deloitte. Последние исследования компании Gartner подтверждают этот прогноз. Более того, уже идентифицированы основные области применения планшетов в бизнес-среде. Это прежде всего ПО для автоматизации продаж и удаленного заказа товаров, решения для бизнес-аналитики, продукты для обмена сообщениями и проведения совещаний, средства обмена и совместной работы над документами, ПО для управления взаимоотношениями с клиентами, медицинские системы для врачей и медсестер, инструменты выполнения удаленных операций на традиционных ПК, а также решения для работ в социальных сетях с бизнес-целями и инструменты обмена конфиденциальными документами.

Что касается прогноза компании Deloitte об усилении влияния электронных правительств, то последний отчет ассоциации ICMA (International City/County Management Association) показал, что в США, в частности, свой портал имеют 97% государственных учреждений, причем только около трети из них – чисто информационные, остальные являются интерактивными и предоставляют электронные услуги. Порядка 27% сайтов США, относящихся к электронному правительству, уже перешли в «облака», а 17% предлагают мобильные приложения. Россия в рейтинге «индекса готовности к электронному правительству», подготовленном ООН, пока занимает 59-е место в мире.

В отчете компании Deloitte подчеркнуто, что лидирующие позиции телевидения сохранятся и даже усилятся. Очевидно, впрочем, что эта тенденция имеет свои локальные особенности. В частности, опрос, проведенный компаниями Arbitron и Edison Research в США, показал, что готовность отказаться от Интернета или телевидения существенно зависит от возраста. Молодые американцы (18–24 лет), выбирая между вариантами «никогда больше не увидеть ничего по телевизору» или «никогда больше не получить доступ в Интернет», в 72% случаях демонстрировали неготовность расстаться с Паутиной. В то же время люди старше 65 лет в 75% случаев не хотели расставаться с телевидением. Последнее, впрочем, тоже показательно: получается, что 25% американцев старше 65 лет в случае угрозы никогда больше не увидеть ни одной телепередачи, ни одного ток-шоу и ни одного сериала, все-таки предпочли бы Интернет.

Компания Deloiite предсказывала, что «доход от рекламы в социальных сетях по сравнению с другими СМИ, вероятно, останется невысоким, по крайней мере в краткосрочной перспективе, и в сумме составит менее $5 млрд в 2011 году, то есть менее 1% от общей суммы расходов на рекламу по всему миру». В реальности ситуация оказалась более оптимистичной, чем предсказывалось: объем мирового рынка рекламы в социальных сетях, по подсчетам агентства eMarketer, достиг в 2011 году $5,97 млрд, при этом доля Facebook составила 68%. В целом рост рынка по сравнению с 2010 годом составил 71,6%.

«В 2011 году масштабы строительства беспроводных сетей следующего поколения (4G), работающих по протоколу LTE, не оправдают ожиданий телекоммуникационной отрасли в связи с сохранением жизнеспособности последних беспроводных технологий третьего поколения (3G). К концу 2011 года в коммерческую эксплуатацию данную услугу запустят менее 30 операторов LTE в шести странах», – утверждалось в отчете Deloitte. К концу 2011 года LTE-сети работали в 23 странах (Австрия, Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Гонконг, Венгрия, Япония, Корея, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Испания, Швеция, Швейцария, ОАЭ, Уругвай, США, Узбекистан). А исследования аналитиков Dell'Oro Group показывают, что общемировой рынок телекоммуникационного оборудования для сетей мобильной связи в третьем квартале 2011 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и 44% в этом приросте составили расходы операторов на оборудование для развертывания сетей LTE.

Таким образом, в целом прогнозы компании Deloitte оправдались, а кое-где реальность обогнала осторожные оценки аналитиков. 

Опубликовано 01.05.2012

Похожие статьи