Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса

Логотип компании
Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса
Всего несколько лет назад казалось, что формат 2К, который передает примерно 2,1 млн пикселей видеоизображения - это предел мечтаний зрителей, но прошло совсем немного времени и появился формат 4К – почти 8,3 млн пикселей. Этот формат еще не получил широкого распространения, но уже появились телевизоры и контент в формате 8К, на горизонте формат 16К.

Всего несколько лет назад казалось, что формат 2К, который передает примерно 2,1 млн пикселей видеоизображения - это предел мечтаний зрителей, но прошло совсем немного времени и появился формат 4К – почти 8,3 млн пикселей. Этот формат еще не получил широкого распространения, но уже появились телевизоры и контент в формате 8К, на горизонте формат 16К.

До каких пор может продолжаться прогресс в этой области? Какая степень реалистичности является достаточной для зрителя? Похоже, ответ прост: до тех пор, пока глаз человека сможет отличать картинку реального мира от той, которую ему предлагает изображение.

Однако видеоиндустрия занята не только наращиванием качества «картинки», но также возможностью более широкого охвата сцены (360-градусные панорамные видео) и новыми возможностями интерактивности (виртуальная реальность, дополненная реальность, интерактивные игры и др.). К 2020 году ожидается появление так называемого объёмного телевидения (Free Viewpoint Television, FTV), при просмотре которого пользователь сможет в интерактивном режиме менять угол зрения и динамически генерировать новые представления 3D-сцены.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 1

Рис. 1. Прогноз развития видеоформатов и технологий, источник Huawei

Но видео, не только развлечение – это также различные профессиональные приложения, в том числе системы виртуальной реальности для медицины и обучения.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 2

Рис. 2. Этапы развития видео-индустрии, источник?OVUM, Gartner, PWC, HIS, Huawei MI

На рис. 1 представлен примерный прогноз времени появления новых технологий. Реализация данных прогнозов, помимо прочего, зависит от того, насколько привлекательными окажутся новые сервисы, и захотят ли потребители платить за них дополнительные деньги. Прогресс в этой области также зависит от того, как быстро будет обновляться потребительское оборудование, на котором зрители будут смотреть видео в новых форматах (прежде всего речь идет об обновлении парка телевизоров), и от того насколько оперативно смогут провайдеры предоставить новые интерактивные сервисы и модернизировать свои сети чтобы доставлять более тяжелый контент потребителю.

Одним из ключевых вопросов среди упомянутых выше – это вопрос о степени привлекательности контента в новом формате UHD/4K. И прежде чем ответить на этот вопрос, следует чуть более подробнее рассказать о возможностях формата.

Формат UHD/4K это не только разрешение

Более высокое разрешение – это шаг вперед, но возникает вопрос – является ли само по себе увеличение разрешения критичным фактором для смены технологии потребителем - насколько зрители готовы платить за более высокое разрешение.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 3

Рис. 3. Эволюция разрешения экранов от DV до 4K

Важно отметить, что формат UHD дает не только большее разрешение, но также качественно улучшает другие параметры. Помимо разрешения UHD/4K – это также большая частота кадров (HFR Higher Frame Rate), более высокое качество звука (HQS Higher Quality Audio), более широкая цветовая гамма (WCG, Wide Color Gamut) и более широкий динамический диапазон (HDR Higher Dynamic Range).

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 4

Рис. 4. Формат UHD/4K- это не только разрешение, источник Huawei

Большинство пользователей отмечают, что HDR имеет большее влияние на качество картинки, чем само разрешение, и просмотр HDR-контента на HD ТВ дает больший эффект, чем просмотр 4К-контента без HDR на 4К ТВ. Не случайно производители ТВ обращают столь пристальное внимание на HDR и переходят на модели с поддержкой функции HDR. HDR дает более реалистичную картинку видеоизображения, более широкий диапазон светлых и тёмных уровней, более реалистичный белый цвет и более насыщенные тёмные цвета, сохраняет больше деталей в контенте, чем SDR (Standard Dynamic Range) формат.

4 января 2016 года Ultra HD Alliance объявил о своих требованиях к сертификации HDR-дисплеев. LCD-дисплей должен иметь пиковую яркость более 1000 кд /м2, уровень черного менее 0,05 кд / м2 (коэффициент контрастности по меньшей мере, 20000:1). OLED-дисплей должен иметь пиковую яркость более 540 кд /м2 и уровень черного менее 0,0005 кд /м2 (коэффициент контрастности по меньшей мере, 1080000:1).

Формат HDR передает больше информации об исходной картинке, чем SDR. На рис. 5 (поясняющем соотношение форматов SDR и HDR) правая верхняя картинка сильно отличается от исходной - имеет диапазон от 0,05 нит (уровня чёрного) до 100 нит (пиковой яркости) – правая нижняя картинка менее отличается от исходной предоставляя диапазон от 0,0005 до 10 000 нит, а также меньше искажает передачу цвета. (Нит - обозначение единицы яркости, соответствует  канделе на квадратный метр).

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 5

Рис. 5. Что видит зритель при использовании видеостандартов SDR и HDR

Следует отметить, что не все 4К-телевизоры имеют функцию HDR, но даже если телевизор пользователя поддерживает HDR-стандарт, то только HDR-контент позволит отображать видео соответствующего качества.

Насколько созрели потребители?

По данным Statista.com в 2015-м году в мире было около 1,6 млрд семей имеющих телевизор и это число вырастет незначительно к 2020 году.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 6

Рис. 6. Количество домохозяйств, имеющих телевизор (млн.). Источник: www.statista.com

По оценкам компании OVUM, количество семей-обладателей UHD/4К-телевизоров до 2020 года вырастет в разы и составит более 500 млн.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 7

Рис. 7. Прогноз количества семей использующих UHDTV по миру (в млн единиц) (Источник: OVUM)

Говоря о поставках новых телевизоров, полезно обратиться и к данным компании IHS (рис 8). Согласно данным этой аналитической компании, поставки 4K ТВ вырастут с 55 млн в 2016 году до почти 120 млн в 2020-м.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 8

Рис. 8. Мировые поставки 4К телевизоров, млн. шт., источник IHS

При этом поставки телевизоров с поддержкой HDR составят лишь 60 млн. То есть далеко не все 4К-телевизоры будут обладать функций поддержки HDR.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 9
         

Рис. 9. Прогноз поставок телевизоров с функцией HDR в миллионах штук. Источник: Strategy Analytics

Насколько готовы провайдеры и их сети?

Привычки просмотра ТВ, устоявшееся за последние несколько десятков лет, в настоящее время меняются: современный потребитель хочет смотреть видео в социальных сетях, новости по дороге на работу, 4К VOD-контент вместе с семьей на большом экране. Абонентам не достаточно линейного телевидения – они уже оценили удобства таких интерактивных сервисов как TimeShift TV и Catch UP TV.

Интерактивные сервисы стимулируют развитие IP TV и OTT-сервисов. Телеком операторы рассматривают услугу предоставления видеосервисов уже не как дополнительную опцию, а как базовый сервис, а возможность предоставления 4К-контента – как возможность выделиться среди конкурентов. При этом следует отметить, что передача «тяжелого» UHD 4К-контента предполагает модернизацию телеком инфраструктуры оператора. Максимальная пропускная способность при поддержке существующих DSL-сетей составляет менее 25 Мбит/с, что не может гарантировать качество UHD-сервиса. Провайдеры UHD-видео сталкиваются с необходимостью вложения в строительство и оптимизацию сетей передачи данных и необходимостью решения задач возврата соответствующих инвестиций.

Операторы, владельцы волоконнооптических сетей и кабельные операторы, которые развернули DOCSIS 3.X сети, могут обеспечить UHD-обслуживание с оптимальными QoS с помощью своих широкополосных сетей. DOCSIS — стандарт передачи данных по коаксиальному (телевизионному) кабелю.

Неизбежная тенденция, состоит в том, что видео будет развивается от SD к HD, а затем к UHD. Требования к пропускной способности сетей операторов растут и продолжат свой рост по мере необходимости передачи все больших объемов информации.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 10
 

Рис. 10. Требования к пропускной способности сетей операторов растут

Технологии ШПД непрерывно развиваются. Все больше стран вводят политику, направленную на поддержку развития ШПД в стране, что значительно увеличивает скорость и охват ШПД покрытия. По оценкам Huawei, к 2020 году, пропускная способность 100 Мбит/с станет базовой конфигурации широкополосных услуг. Так что телеком операторам необходимо уже сегодня думать о модернизации их сетей.

Сегодня OTT-поставщики пытаются развивать сервисы по предоставлению UHD-контента, используя общедоступную широкополосную связь. Но поставщики OTT не имеют собственной сети и не могут обеспечить UHD сервис с лучшими QoS. В отличие от них телеком операторы, обладающие оптическими сетями или сетями DOCSIS3.X, имеют определенные преимуществ при передаче видео в формате UHD. На новых рынках часто складывается ситуация когда большую его часть завоевывают именно те игроки, которые первыми приходят на рынок. UHD в скором времени вступит в фазу быстрого развития, и соответственно ранние инвестиции в развитие UHD будет приносить и более ранний возврат инвестиций в каждой части производственной цепочки.

Говоря о телеком операторах, можно предположить, что они повторят сценарий, имеющий место на ранней стадии развития 3G/LTE-сетей (те, кто раньше разработали 3G / LTE решения, они и заняли лидирующие позиции на рынке).

На китайском рынке операторы, построившие 4K ТВ-сервисы на базе волоконно-оптических широкополосных сетей, оказали большое конкурентное давление на поставщиков кабельного телевидения. Этот сценарий вполне вероятно будет проявляться и в России.

Платформа – основа построения видеосервисов

Мы рассмотрели вопросы готовности потребителей, готовности сетей и возможности доставки контента, но недостаточно просто доставить контент, необходимо создать продукт (пакет сервисов таких как набор каналов, VOD-контента и др. по установленной цене), отвечающий потребностям абонента.

Основным элементом оказания мультимедийных услуг операторами связи является видеоплатформа, которая позволяет оператору создать сервис для абонента и площадку для сотрудничества с партнёрами и производителями контента.

Платформа – это программно-аппаратный комплекс, который отвечает за формирование конечного продукта и его доставку. Она включает приемное оборудование для получения сигнала и промежуточное ПО для формирования продуктов для абонента и его доставки через сеть CDN.

Современные платформы позволяют агрегировать контент из разных источников. Это могут быть телевизионные программы со спутника, это может быть VOD-контент от OTT провайдеров или производителей контента, а также различные VAS-сервисы, включая облачные игры и приложения электронной коммерции.

Современная платформа должна предоставлять комплексную услугу для абонента, который пользуется целым набором устройств для просмотра видео.

Новые видеоформаты – новые возможности бизнеса. Рис. 11

Рис. 11. Набор устройств современного абонента для просмотра видео

Так называемый конвергентный сервис должен осуществлять единую услугу для абонента, через разные каналы на разные устройства.

Важным фактором является открытость платформы. Современная видеоплатформа – это универсальный инструмент по работе с партнёрами, которые позволяют расширять набор VAS-сервисов для абонентов.

Видеоиндустрия эволюционирует вместе с развитием технологий. Новые возможности оптимизации доставки, поиска, отображения и монетизации премиум UHD-контента, открывает использование современных систем аналитики на базе технологий Big Data. В условиях мультиэкранного потребления видео (телевизор, планшет, телефон, VR) очень важно иметь единую систему по управлению опытом клиента от взаимодействия с сервисом по всем каналам взаимодействия с контентом.

Современные рекомендательные системы позволяют не только собирать и хранить информацию о пользователях, но и принимать решение в реальном времени. Такой подход позволяет осуществлять умные маркетинговые кампании и повышает точность рекомендаций, что ведёт к повышению интереса к видеоплатформе со стороны партнёров с целью продвижения своего контента. Также рекомендательные системы позволяют операторам улучшить показатели окупаемости контента за счёт стимуляции потребительской активности абонентов.

Перспективно также использовать систему управления контентом с возможностями динамической подстройки, которая включает механизм быстрой интеграции рассеянного популярного контента в маркетинговые пакеты, с возможностью оперативной реакции на изменения маркетинговых запросов. Будет востребован также персонализированный электронный гид, который обеспечивает рекомендации по подбору контента на основе анализа сходства контента и социальных профилей пользователя.

Александр Прохоров, Артем Королев

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 16.12.2016

Похожие статьи