География данных 2.0

Логотип компании
География данных 2.0
Согласно оценкам «Ростелекома», рынок геоданных и сопутствующих сервисов в России может вырасти до 8,2 млрд рублей в 2020 году. Насколько справедлив этот прогноз, как оценивают перспективы рынка представители других компаний, а также о том, что произошло на рынке в этом году, мы поговорили с экспертами отрасли.

Рынок геоинформационных систем в России продолжает понемногу расти. Меняются условия игры, появляются новые законы, технологии и продукты. Частные и государственные заказчики все чаще проявляют интерес к геоинформационным технологиям и тем преимуществам, которые может предоставить их грамотное использование. Согласно оценкам «Ростелекома», рынок геоданных и сопутствующих сервисов в России может вырасти до 8,2 млрд рублей в 2020 году. Насколько справедлив этот прогноз, как оценивают перспективы рынка представители других компаний, а также о том, что произошло на рынке в этом году, мы поговорили с экспертами отрасли.

Как, по вашему мнению, изменился российский рынок геоданных, геоинформационных услуг и геолокационных сервисов за последний год?

География данных 2.0. Рис. 1
Денис МАРИНИЧ

Денис МАРИНИЧ,

директор департамента САПР и ГИС группы компаний Softline:

Появилось несколько хороших геоинформационных решений, предпосылками к созданию которых стали санкции. До их введения практически все геоинформационные системы были зарубежного производства, и не было никакого законодательного давления, связанного с переходом на российские разработки. После введения санкций ситуация изменилась: импортные решения перестали быть доступными для значительного процента предприятий и организаций. Но выход нашелся, им стали геоинформационные системы с открытым исходным кодом – open GIS. В России сразу обнаружились толковые разработчики, которые сделали качественные приложения и сервисы на основе open GIS. Для России появление таких решений и сервисов – это действительно прорыв. Возникла целая экосистема разработчиков специализированного ПО и интеграторов, которые дорабатывают ГИС в соответствии с потребностями конкретного заказчика. Таких компаний на рынке как минимум десяток, и есть все предпосылки, что их количество будет увеличиваться.

География данных 2.0. Рис. 2
Сергей ПРОФОРОВ

Сергей ПРОФОРОВ,

генеральный директор компании «Риэл Гео Проджект» (ГК «НЕОЛАНТ»):

Если смотреть на рынок геолокационных сервисов, становится заметно, что увеличилось количество предложений в сфере спутниковой и аэрофотосъемки. Большую конкуренцию здесь могли бы составить сервисы дроносъемки Земли, поскольку они значительно дешевле и быстрее, однако законодательный запрет на запуск БПЛА, которые теперь считаются воздушными суднами, остановил их активное развитие.

Что касается рынка геоинформационных услуг – в области ЖКХ его развитию способствовало государство, выпустив постановление об актуализации схем тепло- и водоснабжения, которое подразумевает наличие электронной модели инженерных коммуникаций муниципального образования. Таким образом, все регионы в той или иной мере обязали приобрести ГИС. С нашей точки зрения, это очень правильное решение. Совместная работа в едином геоинформационном пространстве минимизирует риск ошибки, и потому городские службы, с одной стороны, существенно экономят бюджет, с другой – повышают лояльность жителей. Внедрение такого рода систем позволяет правильно планировать развитие территории, искать точки экономии и понижать тарифы ЖКХ. Нельзя не отметить выход на рынок ГИС крупных игроков, таких как «Ростелеком», конкурировать с которыми будет все сложнее, если дело коснется государственных систем.

География данных 2.0. Рис. 3
Милана ЭЛЕРДОВА

Милана ЭЛЕРДОВА,

заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «СОВЗОНД»:

Рынок перестает тратить деньги на «информационные сущности» и «универсальные системы» с непонятными задачами и требует конкретики. Геолокационные сервисы остаются прерогативой телекоммуникационных и навигационных компаний, однако наметился тренд на их интеграцию с геоинформационными системами, думаю, он усилится в ближайший год.

География данных 2.0. Рис. 4
Полина ТАРАСОВА

Полина ТАРАСОВА,

руководитель группы данных ДЗЗ компании «Ракурс»:

Наша компания в основном занимается разработкой систем для обработки данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), таких как космические и аэрофотоснимки, в том числе полученные с БПЛА. Поэтому для нас геоданные – это в первую очередь снимки. В последний год можно видеть активные шаги, которые предпринимаются для коммерциализации российских данных дистанционного зондирования Земли как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Если говорить о зарубежных игроках, то за последний год было запущено большое количество микроспутников, которые потенциально дадут нам возможность видеть изменения на Земле с периодичностью в сутки. При этом гиганты мирового рынка ДЗЗ продолжают держать высокую планку, например DigitalGlobe запустил в этом году спутник WorldView-4, усилив свою группировку сверхвысокого разрешения. Эти события пока не оказали влияния на рынок дистанционного зондирования, поэтому существенных изменений на нем мы не можем отметить.

География данных 2.0. Рис. 5
Андрей ПИРОГОВ

Андрей ПИРОГОВ,

проект GISGeo:

Рынок стал гораздо интереснее. Впервые за многие годы он столкнулся с реальными вызовами и необходимостью переходить на новые технологии. У старых игроков появились молодые конкуренты с новыми идеями, решениями, бизнес-процессами.

География данных 2.0. Рис. 6
Денис СТРУКОВ

Денис СТРУКОВ,

генеральный директор ГК «Центр пространственных исследований»:

Мы экспертно оценили только ретейл-сегмент. На сегодняшний день он не превышает 800 млн рублей, но потенциал его в несколько раз больше. Рост распространения геоданных есть, однако облачные сервисы заменяют покупку исходных данных на SaaS- и DaaS-решения. В зависимости от бюджетов и специфики отрасли данная тенденция будет развиваться стремительнее или медленнее. Западный опыт демонстрирует тренд ухода в использование качественных B2B-сервисов. Рынок решений по оценке места нами оценен в 250 млн рублей, что пока очень мало. Несмотря на широкую географию, рынок пока слабо пользуется сервисами, но рост есть.

Какие системы, сервисы или технологии вы могли бы отметить из тех, что появились на рынке с конца 2016 года?

Денис МАРИНИЧ (Softline):

Из интересного я бы отметил тренд на интеграцию ГИС с рядом других направлений в ИТ. Скажем, носимые устройства, объединенные с ГИС в рамках одного сервиса. Например, в Японии GPS-маяки встраивают в обувь для стариков и детей: зарегистрировав на сайте конкретную пару таких башмаков, можно отслеживать местоположение их владельцев. Японцы правильно рассудили, что это единственная действительно рабочая альтернатива смартфонным приложениям для определения координат, ведь старики нередко забывают взять с собой телефон, но уж без обуви они из дома не выйдут.

Очевиден тренд на интеграцию ГИС с «Интернетом вещей». Потребители таких решений – в том числе и агрохолдинги, которые хотят получать максимум информации о состоянии почвы, посевов, о кондициях хранимого сельхозсырья, перемещениях животных на пастбищах, о статусе работы и исправности сельхозтехнкии. Проблема агрохолдингов – в больших пространствах, поэтому без ГИС такой мониторинг нереализуем.

Здесь же мы можем сказать об интеграции ГИС с другой популярной темой – беспилотниками. Скажем, у нас есть запрос из Монголии от агрохолдинга, который строит систему мониторинга естественных пастбищ и автоматизированного подсчета поголовья скота. Та же совокупность технологий может отлично работать и в рамках предприятий добывающей отрасли, которым нужно планировать разработку месторождений и следить за исправностью их инфраструктуры в ходе эксплуатации.

Сергей ПРОФОРОВ (ГК «НЕОЛАНТ»):

В первую очередь хочется отметить появление открытых, бесплатных сервисов. Так, известная российская компания создала решение QMS, с помощью которого можно легко найти и подключить какой-либо сервис в свою систему.

Отдельно стоит сказать о все большем количестве систем, построенных на базе свободно распространяемого ПО. Наша компания при разработке систем, в частности ИАС «Горизонт», в качестве базового также применяет такое ПО, что соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Открытые технологии существенно снижают расходы на лицензирование и способствуют внедрению ГИС-систем.

Помимо этого, развиваются технологии дополненной реальности, и в этой области интересным кажется Tango – технология, которая позволяет определять позиционирование человека внутри помещения без GPS-датчиков, Wi-Fi-меток и т. п. Уверен, что можно найти массу применений данной технологии. Расширяют спектр применения дополненной реальности и очки Microsoft Hololens. Например, с их помощью можно решать задачи планирования защиты территории или помещения с визуализацией областей покрытия датчиков, камер видеонаблюдения и других средств физической защиты. Мы уже применяем это решение в атомной отрасли, гидроэнергетике и даже в сфере образования.

Милана ЭЛЕРДОВА («СОВЗОНД»):

Спутники Planet взорвали рынок, предложив новую бизнес-модель – подключение к онлайн-мониторингу любой точки Земли в режиме ежедневной съемки. Покупаем только логин и пароль к своей геоинформационной системе и наслаждаемся.

Не могу не отметить и облачное ПО «Градис», которое позволяет повысить налогооблагаемую базу муниципалитетов за счет выявления ошибок в кадастровом учете.

Полина ТАРАСОВА («Ракурс»):

Прорывных технологий, сервисов и систем, к сожалению, не возникло, происходит доработка уже функционирующих. Вполне возможно, что в связи с Распоряжением Президента РФ от 18.05.2017 № 163-рп «Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных технологий» российские компании начнут предпринимать активные шаги по продвижению своих разработок.

Андрей ПИРОГОВ (GISGeo):

В конце 2016 года в тестовую эксплуатацию запущен «Бизнес-навигатор МСП» – это инициатива по продвижению геосервисов и геоданных для малого и среднего предпринимательства. Надеюсь, этот продукт станет популярным и принесет пользу в принятии решений, связанных с выбором локаций для бизнеса. На рынок геоматики вышел и «Ростелеком». Компания уже внесла в реестр российского ПО свою ГИС — RusGIS. К сожалению, информации о продукте не очень много, а публичные доклады представителей компании не несут позитивного ощущения. Стоит отметить появление российского облачного ГИС-решения NextGIS Web.

Что касается геоданных, то в России началась продажа структурированных данных проекта OpenStreetMap, а также был анонсирован интересный картографо-статистический продукт World Evolution, который содержит информацию об основных изменениях, произошедших в различных странах земного шара с 80-х годов прошлого века по настоящий день.

Впервые в свободном доступе появились данные по ДТП в России с точной геопривязкой. Огорчил Росреестр, сначала открыв раздел с геоданными, а потом закрыв его без объяснения причин. Важным в этих «недооткрытых» данных было наличие границ административно-территориального деления России. Сбербанк запустил проект «Открытые данные», где социально-экономическая статистика дана в региональном разрезе, это начинание можно только приветствовать.

Денис СТРУКОВ («Центр пространственных исследований»):

Мы чаще встречаем смену позиционирования продуктов компаний, которые работают в геомаркетинге: они выделяют приоритетные сегменты для работы и точечно на них воздействуют. В частности, мы запустили API Geointellect для встраивания детальных геоданных о населении  городов РФ, математических моделей, инструментов зонирования в сторонние решения, сервисы. Теперь можно визуализировать геоданные и учитывать население на уровне субъектов, муниципальных образований, населенных пунктов и даже индексов внутри своих решений.

Назовите один-два наиболее значимых проекта в области создания и проектирования ГИС, которые завершены недавно или планируются к осуществлению в ближайшем будущем.

Денис МАРИНИЧ (Softline):

ГИС ЖКХ следует назвать главным проектом последнего времени. Это решение федерального уровня с широкой функциональностью, на него возложен колоссальный спектр задач – от учета жилищного фонда и оказанных коммунальных услуг до автоматизации процессов управления жилищно-коммунальным хозяйством. ГИС ЖКХ масштабируют на всю Россию. Это будет федеральный ГИС-проект, который абсолютно точно окупится, перестроив всю отрасль жилищно-коммунального хозяйства, и при правильном применении выведет ее на совершенно другой уровень.

Милана ЭЛЕРДОВА («СОВЗОНД»):

Значимые проекты федерального уровня на рынке ГИС и ДЗЗ не могу отметить. В основном заявляется переделка того, на что были уже потрачены бюджетные средства, только под новым соусом и новыми командами. Серьезная и интересная с точки зрения IT-систем и использования геоинформационных технологий работа проводится Московской областью по выявлению и вовлечению в налоговый оборот незарегистрированных загородных построек в Подмосковье. Наметился сильный тренд по более широкому использованию геоинформационных технологий в коммерческих компаниях, агро- и лесных холдингах. В этом году планируется несколько серьезных проектов в области машинного обучения и распознавания образов по космоснимкам.

Полина ТАРАСОВА («Ракурс»)

Стоит отметить появление портала открытых данных «Роскосмоса», откуда можно скачать снимки, получаемые спутниками «Метеор-M2» и «Ресурс-П».

Андрей ПИРОГОВ (GISGeo):

Как проект федерального охвата и государственного значения назову «Бизнес-навигатор МСП», а также проект создания ГИС для оперативного контроля строительства волоконно-оптических линий связи, которую создала компания NextGIS для ГК «Компьюлинк».

Денис СТРУКОВ («Центр пространственных исследований»):

В ретейл-сегменте – геоинформационная система X5. Удалось достичь хороших показателей и нарастить темпы роста компании: сотрудники анализируют в среднем 100 локаций в день, увеличилась скорость принятия решения об открытии торгового объекта, как следствие – запуск шести магазинов ежедневно. Стало возможным собирать данные в «поле» и оценивать товарооборот через специализированные мобильные приложения, написанные под iOS, Windows. Директор кластера с их помощью принимает единоличные решения, в основу которых заложены геоданные. Специалисты х5 отмечают в СМИ 85%-ное попадание в прогноз по оценке товарооборота в точке и исключение непрозрачных сделок с коммерческой недвижимостью за счет данной геомаркетинговой системы.

Расскажите, пожалуйста, о наиболее серьезных проблемах рынка геоданных в России: объемах таких данных, отсутствии единой системы их представления и т. п.

Денис МАРИНИЧ (Softline):

На сегодняшний день российский рынок ГИС в стадии становления. Каждый сегмент насыщается своими решениями, которые разрабатываются с применением разных подходов и технологий. С одной стороны, это хорошо, потому что рынок воспринимает эти решения и внедряет их. Но с другой – есть проблема, связанная с отсутствием некоего общего вектора развития направления ГИС в целом. Через несколько лет, когда рынок насытится, его участники столкнутся с несовместимостью данных, полученных в рамках разных ГИС-решений. В тот момент, когда «трудности перевода» станут головной болью для государства (скажем, муниципалитеты городов какого-то региона используют несовместимые ГИС-решения), оно с большой долей вероятности попытается эту отрасль отрегулировать. Даже если регуляторная функция сведется к созданию некой стратегии по ГИС, не все участники рынка позитивно воспримут такую инициативу. Отрасль САПР уже пережила подобное регулирование: некоторое время назад все проектные организации обязали использовать технологии BIM (Building Information Modeling, цифровая модель зданий). Компании были вынуждены закупать ПО с поддержкой BIM либо уходить с рынка. Несмотря на законодательно закрепленные обязательства, направление BIM находится на начальном этапе развития. А уж о ГИС и говорить не приходится.

Милана ЭЛЕРДОВА («СОВЗОНД»):

Объемы данных не могу назвать проблемой – этот вопрос легко решается за счет их размещения в специализированных компаниях, занимающихся хостингом данных. Отсутствие же единой системы представления данных – такой проблемы у рынка нет, это миф. Проблема есть с точки зрения межведомственного взаимодействия и предоставления геоинформационных открытых данных госорганами – но она в меньшей степени техническая.

Полина ТАРАСОВА («Ракурс»):

Если говорить о зарубежных данных ДЗЗ, получаемых из космоса, то это цена, которая остается большой для российских заказчиков за счет высокого курса доллара и евро. Если говорить о российских данных, то проблема в отсутствии устойчивой коммерческой схемы распространения данных, обеспечивающей адаптацию линейки продуктов и сервисов в условиях международной конкуренции.

Андрей ПИРОГОВ (GISGeo):

Основными проблемами остаются неготовность инфраструктуры и бизнес-процессов у потенциальных поставщиков массовых данных, таких как сотовые операторы и сервисы поиска информации («2ГИС» и «Яндекс»), а также слабая коммуникация между структурными подразделениями компаний, где уже внедрено использование ГИС (отчасти это проблема поставщиков ГИС и геоданных). Сохраняется проблема популяризации использования геоданных для решения бизнес-задач. ГИС-специалисты являются или технарями, или географами и, как правило, не являются людьми, принимающими решения. Управленцы и экономисты часто даже не догадываются о существовании геоматики и значении геоданных.

Денис СТРУКОВ («Центр пространственных исследований»):

Справочники ФИАС (федеральная информационная адресная система) неидеальны. Несмотря на то что ФИАС – общероссийская база адресов, индексы могут быть указаны неправильно. И таких несколько тысяч. Еще одна неприятная особенность, которая встретилась нам в работе с ФИАС, – лишние дома: по одному адресу может быть зафиксировано больше корпусов, чем на самом деле, или, наоборот, дома могут вообще отсутствовать. В 2013 году хотели устранить эти огрехи за счет привлечения «Почты России», у которой есть все адреса и индексы. Получилась бы единая синхронизированная база. Однако эта работа до сих пор не выполнена. На данный момент, чтобы избежать ошибок, надо сверять данные ФИАС и «2ГИС», заполняя пробелы или дополняя базу. Графы улиц дорожной системы от всех поставщиков разные – это связано в том числе и с тем, что средняя скорость движения, заложенная в формулу, у всех отличается. Идеального графа, доступного для продажи на рынке, ждать еще года три-четыре, а может, и не ждать вовсе – компаниям проще сделать это конкурентным преимуществом  собственных сервисов. Отсутствует реестр организаций у госструктур. Сама система госуправления такова, что актуальных данных никогда не будет. Знаю много примеров, когда государственные системы используют справочники «2ГИС» или сервис «Яндекс.Карты».

Сейчас в России нет эффективной и общедоступной системы хранения, получения и визуализации пространственных данных. Как вы думаете, появится ли такая система в будущем и когда?

Сергей ПРОФОРОВ (ГК «НЕОЛАНТ»):
Подвижки в эту сторону уже есть – упомянутый выше сервис QMS представляет собой реестр общедоступных данных. Для появления такой масштабной системы нужно в первую очередь переступить через порог собственника данных, на что сейчас готовы пойти немногие.

Милана ЭЛЕРДОВА («СОВЗОНД»):

Еще раз повторю: «смотрелки и хранилки» никому не нужны, если что-то и появится, то будет не востребовано.

Полина ТАРАСОВА («Ракурс»):

Если мы говорим о пространственных данных, получаемых из космоса, то тут все не так плохо. Есть ряд геопорталов как государственных организаций, так и частных компаний, которые существенно облегчают поиск, выбор и заказ такой информации. Это направление будет развиваться, мы ожидаем появления подобных сервисов не только для космической съемки, но и для съемки с БПЛА.  

Андрей ПИРОГОВ (GISGeo):

Очевидно, что предпринимаются попытки создать национального оператора ГИС и геоданных на базе «Ростелекома». Насколько они окажутся успешными, сказать сложно. Достаточно вспомнить, в каком состоянии пребывают многочисленные геопорталы, созданные под знаменем ИПД (инфраструктура пространственных данных), – больше половины заброшены. Вполне возможно, если выстраивать новую систему геоданных под крышей одного оператора, то хотя бы будет с кого спросить. Плохо, что государство уверено, будто только у него есть данные и технологии, хотя это не так и оно уже проиграло рынок геоданных и ГИС.

Ваш прогноз по развитию рынка на ближайшие пару лет в России и мире?

Денис МАРИНИЧ (Softline):

ГИС все теснее интегрируется с технологиями, которые сейчас у всех на слуху, в частности с «Интернетом вещей» и носимыми гаджетами (wearables), которые будут применяться в том числе в B2B. К бизнесу и государству придет понимание, что ГИС – это основа всего. Мы строим дом, завод, умный город, оборудуем парковку рядом с торговым центром – и обязательно используем ГИС в том или ином виде. Ну и в перспективе трех-пяти лет рынок получит сигнал о том, что государство попытается отрегулировать ГИС, написать стандарты и сформулировать некую стратегию развития ГИС как части IT-отрасли. Так неминуемо произойдет, потому что ГИС – это то направление, которое помогает получать стратегически важную информацию для принятия решений по управлению городами, регионами и даже целыми государствами.

Сергей ПРОФОРОВ (ГК «НЕОЛАНТ»):

Несомненно, в строительстве и эксплуатации рынок будет развиваться в сторону интеграции BIM и ГИС-технологий. Импортозамещение, в свою очередь, даст плоды, и на рынке появятся качественные российские инструменты, рассчитанные на широкий круг пользователей, что позволит внедрить и использовать ГИС-технологии большему количеству предприятий. Уверен, и концепция электронного города выйдет на новый уровень – станет больше открытых данных, появятся новые геосервисы во всех сферах: медицине, ЖКХ и др. Как будут развиваться технологии виртуальной и дополненной реальности совместно с ГИС – пока сложно предположить, но то, что это случится, сомнений нет.

Милана ЭЛЕРДОВА («СОВЗОНД»):

В области ПО для ГИС произойдет переход от заказа разработки систем к использованию облачного ПО. Стоимость данных ДЗЗ продолжит стремиться к нулю, за исключением группировок, представляющих уникальные услуги. К сожалению, российская программа ДЗЗ продолжает предлагать стандартные спутники со стандартными техническими характеристиками, поэтому ничего прорывного мы здесь не увидим. В разы увеличится объем работ в области аэрофотосъемки и лазерного сканирования. Российские дроны и разработки ПО и аналитических сервисов выйдут на зарубежные рынки. Появятся интересные сервисы в сегменте B2C.

Полина ТАРАСОВА («Ракурс»):
Сейчас заметен активный переход от покупки сырых данных к полноценным продуктам и решеням, что вполне логично. Аналитика данных ДЗЗ, будь то космические, аэро- или БПЛА-снимки, это одна из самых востребованных услуг в геоиндустрии. Тот колоссальный объем данных, который накопился к настоящему моменту, становится доступным и переходит от сырых снимков к качественной информации. Этот тренд будет определяющим в ближайшие годы.

Андрей ПИРОГОВ (GISGeo):
Рынок геоматики будет активно развиваться и качественно меняться, но вряд ли богатеть. Безусловно, какое-то влияние окажет распоряжение президента РФ от 18.05.2017 № 163-рп «Об утверждении плана перехода на использование отечественных геоинформационных технологий» 

Опубликовано 05.06.2017

Похожие статьи