Российский рынок «уберов» для грузовых перевозок

Логотип компании
25.01.2019
Российский рынок «уберов» для грузовых перевозок
Глобальный рынок логистики можно оценить примерно в $3 трлн. Доля технологичных сервисов, в которую входят и агрегаторы, не превышает $30 млрд. Рынок растет на 15-20% в год и через 5-7 лет достигнет $200-300 млрд, при этом инвестиции в сектор растут ежегодно до 300%...

Глобальный рынок логистики можно оценить примерно в $3 трлн. Доля технологичных сервисов, в которую входят и агрегаторы, не превышает $30 млрд. Рынок растет на 15-20% в год и через 5-7 лет достигнет $200-300 млрд, при этом инвестиции в сектор растут ежегодно до 300%.

Однако развитие идет неравномерно. Лидирующую позицию по темпам роста на сегодня занимает Китай, где агрегаторы оперируют несколькими миллионами машин. Так, компания Manbang (общие привлеченные инвестиции составляют $1,9 млрд, а оценка компании перевалила за $6 млрд) владеет базой в 1,5 млн машин, из них более 200 тыс. – активные, то есть совершают как минимум одну доставку в месяц. Такой прорыв стал возможен благодаря особенности азиатских рынков – множеству мелких участников как среди исполнителей, так и среди заказчиков (большой спот-рынок).

В США другая история: доля спот-рынка здесь в разы меньше, а лидеры-агрегаторы оперируют базами порядка 100 тыс. машин, из которых 10-20 тыс. активные и привлекают инвестиции до $300 млн (например, Convoy). Существенную долю занимают внутрикорпоративные инновации. Одни из лидеров на рынке автоагрегаторов – Amazon и Walmart – запустили свои проекты в 2018 году. Среди других участников транспортные компании и автопроизводители. Серьезная конкуренция и отраженные процессы пока не привели к выбору конкретной модели или платформы, и на этом поле предстоит серьезная борьба.

Рынок Европы более консервативен, и пока лидеры на нем показывают выручку не выше $10-15млн в год. В свою очередь, российский рынок не похож ни на американский, ни на китайский. С одной стороны, спот-рынок у нас в разы меньше, чем в Европе, с другой – огромный корпоративный парк собственного автотранспорта. Поэтому из почти 2 млн грузовиков массой выше 12 тонн, зарегистрированных в РФ, и иностранных машин, используемых на нашей территории, транспортные услуги осуществляют не более 500 тыс., а лидеры-агрегаторы оперируют, по нашим оценкам, не более чем 5 тыс.

С одной стороны, это сильно тормозит отрасль. С другой – на российский рынок автоагрегаторов пока активно не вышли ни автопроизводители, ни техгиганты в лице «Яндекса» и Mail.Ru Group, ни ретейлеры вроде Х5 или «Магнита». Но уже в ближайшие годы и они последуют примеру глобальных лидеров в своих сегментах.

Таким образом, доля и влияние агрегаторов пока минимальны. Сегмент перевозок большой и инертный, переток машин к агрегаторам происходит небыстро. И это специфика не только России. Пример Uber наглядно показал, что грузовые перевозки существенно отличаются от легковых, и сейчас команда этого гиганта тестирует совершенно новую финтехмодель. Однако наличие агрегаторов заставляет рынок активно говорить о необходимости применения информационных технологий. И у России в этом сегменте будет свой, особый путь, который мы увидим уже в ближайшие несколько лет. Не исключено, что им станет именно финтехмодель…

Олег КРАУС,

основатель и генеральный директор Atlas Delivery

Похожие статьи