IT NewsФакты и прогнозыАналитика рынка

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн

Анна Савельева | 30.04.2020

Первый месяц карантина: чем занимались россияне онлайн

Пользователи отказываются от неприоритетных покупок и так и не выработали устойчивую привычку покупать продукты онлайн, но процесс идет. В первую неделю самоизоляции трафик образовательных сервисов вырос более чем в 2 раза относительно начала марта, но и сериалы днем начали смотреть чаще.

NGENIX проанализировала, как изменялись средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных в течение четырех недель самоизоляции в сравнении с аналогичным периодом месяцем ранее в нескольких основных сегментах:

  • Видеосервисы (телеканалы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы);

  • Продовольственная розница (покупка продуктов питания в интернете);

  • Непродовольственная розница (покупка прочих товаров в интернете);

  • Образование (дистанционное обучение, доступ к образовательному контенту);

  • Туризм и путешествия (бронирование авиа- и железнодорожных билетов и туров в интернете).

В качестве периодов для анализа выбраны ровно по 4 календарных недели в марте и апреле: с 2 по 29 марта и с 30 марта по 26 апреля. Но “оставаться дома” россияне начали еще до официального объявления карантина:

img 

Динамика количества HTTP-запросов в секунду (RPS) со 2 марта по неделям и индекс самоизоляции.

За неделю до карантина (с 23 по 29 марта):

  • трафик видеосервисов уже вырос на 58% в сравнении с первой неделей марта.

  • трафик образовательных сервисов растет уже две недели подряд и на 78% выше, чем в начале марта.

  • трафик веб-ресурсов продовольственной розницы на 61% выше, чем в первую неделю марта, и это устойчивый тренд.

  • трафик сегмента “Непродовольственная розница» упал на 18% относительно начала марта.

  • веб-ресурсы сегмента “Туризм и путешествия” испытали самый значительный спад трафика - на 23% относительно первой недели марта.

Первая неделя карантина (с 30 марта по 6 апреля):

  • трафик сегмента видеосервисов прибавил еще 127 п.п., в целом увеличившись на 259% относительно начала марта. Во многом на это повлияла прямая трансляция обращения Президента РФ 2 апреля.

  • трафик «Образования» вырос на 18 п.п. за неделю и в общем увеличился на 78% относительно начала марта.

  • «Продовольственная розница» достигла максимума: трафик вырос на 9 п.п. за неделю, в общем увеличившись на 92% относительно начала марта.

  • «Непродовольственная розница» продолжила падение, снизившись еще на 2 п.п. за неделю

  • трафик ресурсов сегмента “Туризм и путешествия” незначительно вырос (на 1%)

Продолжение карантина (с 7 по 26 апреля):

  • трафик видеосервисов упал более чем вдвое, на 108 п.п., но затем за неделю вырос на 46 п.п. Сейчас он на 206% выше, чем в начале марта.

  • трафик «Образования» упал на 21 п.п., но в общем за два месяца рост составил 112%.

  • трафик «Продовольственной розницы» резко упал: по сравнению с первой неделей режима самоизоляции он потерял 71 п.п., хотя относительно марта в целом сегмент вырос на 21%.

  • трафик веб-ресурсов «Непродовольственной розницы» незначительно снизился на 1 п.п., а относительно начала марта упал на 19%.

  • до конца апреля сегмент «Туризм и путешествия» продолжил падение: трафик снизился еще на25 п.п. и относительно начала марта упал в целом на 47%.

Из-за режима самоизоляции пользователи начали смотреть видео в рабочее время: пики трафика в течение рабочих дней приходились в основном на вечер (около 21.00 - 23.00), но в аналогичные дни недели во время карантина такие же показатели запросов в секунду (rps) наблюдаются уже с 15.00 до 17.00.

img

Трафик видеосервисов, учитывая прямую трансляцию обращения В.В.Путина об объявлении карантина 2 апреля.

Несмотря на то, что сегмент видеосервисов показывает самый впечатляющий рост в объемах трафика и демонстрирует самые высокие пиковые значения во время прямых трансляций, для сегмента образования тренд роста во время самоизоляции довольно стабилен.

img

Трафик сегмента ”Образование” с 2 марта по 26 апреля

Трафик образовательных сервисов точно коррелирует с индексом самоизоляции: находясь дома, пользователи стабильно учатся и приобретают новые навыки. С 12 апреля россияне стали чаще покидать дом, но даже со снижением индекса самоизоляции количество обращений к образовательным ресурсам оставалось стабильно высоким.

Очевидно, для людей, строго соблюдающих режим самоизоляции, поход в магазин стал единственным поводом покинуть квартиру, и пользователи вернулись к привычной оффлайн-рознице. Жесткие карантинные меры заставили россиян попробовать закупать продукты онлайн, однако с постепенным понижением индекса самоизоляции в течение последующих двух недель пользователи стали реже прибегать к онлайн-покупкам продуктов.

img

Трафик сегмента “Продовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля

В то же время в течение нескольких недель продолжает снижаться количество обращений к веб-ресурсам онлайн-магазинов, продающих непродовольственные товары.

img

Трафик сегмента ”Непродовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля

В сегменте “Путешествия” ожидаемый спад трафика веб-ресурсов. С 9 марта этот сегмент показал небольшой рост на 7% в сравнении с первой неделей марта, но к концу первого месяца карантина трафик сегмента уже был более чем на 47% ниже, чем значения начала марта.

img

Трафик сегмента “Туризм и путешествия” с 2 марта по 26 апреля

Объявление режима самоизоляции изменило многие привычки пользователей. Попробовав покупку продуктов онлайн, они все-таки предпочли ходить в магазины, чтобы хотя бы иногда покидать дом, а видео стало главным способом провести досуг.

Эти же выводы подтверждает индекс цифровой активности городов-миллионеров, который начал выводить МТС. Оператор проанализировал посещаемость абонентами 29 975 сайтов и приложений. Значение 5 – это средний уровень 2019 года, а рост или снижение спроса на 25% предполагает шаг на один пункт индекса вверх или вниз.

img

Во всех городах-миллионерах России спрос на цифровые решения вырос более чем на 60%. Максимальный индекс цифровой активности зафиксирован в Приволжском федеральном округе: в Самаре, Казани, Уфе и Нижнем Новгороде. В Москве, также как и в Петербурге, индекс цифровой активности 8.

Жители Петербурга стали значительно чаще пользоваться кино- и видеосервисами: количество обращений к МТС ТВ, IVI, ОККО, YouTube и другим из этой категории выросло почти в пять раз. Также люди стали больше времени уделять самообразованию: спрос на образовательные онлайн-ресурсы увеличился в 4 раза.

img

аналитика, мобильные сервисы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия