IT NewsФакты и прогнозыАналитика рынка

Пандемия бьет по платежам: более 80% софтверных компаний столкнулись с задержками

| 19.05.2020

РУССОФТ провел второй экспресс-опрос ИТ компаний для оценки влияния пандемии коронавируса на софтверную отрасль. Аналогичное анкетирование было проведено 6 апреля, что позволяет иметь вполне корректную оценку изменений, произошедших за месяц.

Повторный опрос показал, что 82,4% компаний имеют задержку платежей по уже выполненной работе. Это, судя по всему, станет основной причиной неминуемого сокращения выручки по итогам II кв.

Больше половины респондентов видят риски потери ключевых сотрудников, что может сказаться на их развитии. Следовательно, позитивное влияние разработки ПО на всю экономику может значительно снизится. Кроме того, некоторые важные проекты, которые позволяют повысить эффективность работы коммерческих предприятий и государственных структур, невозможно будет завершить.

Опасается потери зарубежных рынков 41,2% опрошенных компаний, но большая часть тех, которые активно работают за рубежом.

Проблемы, возникшие из-за пандемии

Наиболее часто упоминаемая проблема — это задержка платежей по уже выполненной работе. С ней столкнулось более 80% опрошенных компаний.

 img

Комментарии, сделанные при указании других проблем, показывают беспокойство компаний относительно будущего, поскольку как государственные структуры, так и коммерческие компании заморозили или резко сократили свои ИТ-бюджеты. Возникшие сложности в общении с существующими и потенциальными клиентами (прежде всего, зарубежными) негативно скажется на доходах в III кв.

Способы решения имеющихся проблем с помощью государства

Все виды государственной поддержки в рамках майского опроса были разделены на финансовые и не финансовые.

img

Меры государственной финансовой поддержки, которые позволили бы решить имеющиеся проблемы

Кроме того, опрошенные компании оценили примерный объем государственного финансирования, который потребуется для решения указанных выше проблем. Он определялся как процент от ежегодного оборота компаний. В среднем этот показатель составил 24,3%.

Если ориентироваться на совокупную выручку предприятий отрасли по итогам 2018 г. (данные по 2019 г. еще не получены), которая составила ₽997 млрд., то требуется ₽242 млрд. Однако компании смогут рассчитывать только на поддержку тех юридических лиц, которые находятся в российской юрисдикции. В зарубежных офисах (центрах разработки) остается примерно 30% от совокупной выручки. Следовательно, максимальные претензии на финансовую поддержку в каком-либо виде снижаются до ₽170 млрд.

Однако такая сумма нужна для решения всех возникших проблем. Рассчитывать на ее получения в нынешних условиях невозможно. В связи с этим, возрастает значимость тех мер поддержки, которые не требуют финансовых потерь консолидированного бюджета РФ.

img

Меры государственной поддержки, которые не являются финансовыми

Очень высокая неопределенность

Руководители компании по-прежнему (с апреля) пребывают в очень большой неопределенности. Об этом свидетельствует огромное отклонение показателей, которые соответствуют оптимистическому и пессимистическому сценариям. Если ориентироваться на ожидаемое изменение выручки по итогам II квартала 2020 г., то разница между этими показателями падения/роста составляет в среднем 29 процентных пунктов. Предыдущий опрос, проведенный месяцем ранее, показал более высокую разницу — 35 процентных пункта, но он проводился в самом начале II кв., а второй экспресс-опрос — фактически в середине квартала.

Итоги I кв. 2020 г.

img

Характер изменения выручки в I кв. 2020 г. (по отношению к аналогичному периоду 2019 г.)

В I кв. 2020 г. совокупная выручка опрошенных компаний увеличилась на 2,4%. Для быстрорастущей софтверной отрасли это очень низкий показатель. В последние годы российские разработчики ПО наращивают оборот в среднем не менее чем на 10-15% в год. По-видимому, проблемы софтверных компаний начались еще в феврале-марте и могли быть вызваны начавшимся падением цен на нефть. В марте, возможно, начались задержки платежей, связанные с коронавирусом. В начале весны стало понятно, что эпидемия вряд ли охватит только несколько стран и может перерасти в пандемию.

Ожидаемое изменение выручки во II кв. 2020 г.

Оптимистический сценарий предполагает сокращение выручки в среднем на 12%, пессимистический — на 39%. Результаты предыдущего экспресс-опроса, проведенного в начале апреля, давали показатели, очень близкие к этим величинам — 11% и 46% соответственно.

img

Характер изменения выручки во II квартале при оптимистическом сценарии

Для 1 компании (3%) оптимистического сценария вовсе нет. Примечательно, что больше 20% компаний по-прежнему ожидают рост при оптимистическом сценарии. Можно предположить, что частично этот рост вызван пандемией (появлением новых сегментов рынка, связанных с переходом на удаленный режим работы, образования, развлечений и т.д.). Хотя, скорее всего, были и другие факторы, которые позволили получить выручку больше, чем планировалось в начале года. 

img

Характер изменения выручки во II квартале при пессимистическом сценарии

В целом значимых различий в прогнозах на II кв., определенных по результатам двух опросов, не выявлено. Можно лишь отметить чуть сократившуюся долю компаний, ожидающих выручку, которая будет более чем на 50% меньше величины, планируемой в начале года.

Ожидаемое сокращение персонала

img

Ожидаемое сокращение персонала во II кв. при оптимистическом сценарии

За месяц, прошедший между двумя опросами, готовность компаний максимально сохранить имеющийся штат сотрудников значительно возросла. Если в апреле опрошенные компании предполагали сократить численность персонала на 11,6% (оптимистический сценарий) и 31,8% (пессимистический сценарий), то в мае — 3,9% и 15,2% соответственно.

Ожидаемое сокращение персонала во II кв. при пессимистическом сценарии

img

Опрос был проведен в период с 8 по 12 мая 2020. Все было опрошено 34 компании, из них продуктовые — 13 (38%), сервисные — 20 (59%).

аналитика, российские ит компании

Russoft | Руссофт


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия