Личностные компетенции молодого специалиста важнее опыта работы
SuperJob выяснил у работодателей, по каким критериям в их компаниях осуществляется подбор молодых специалистов.
В опросе приняли участие 1000 представителей предприятий и организаций из всех округов страны, предоставляющих вакантные места выпускникам вузов. Респондентам было предложено выбрать по два основных и дополнительных критерия отбора молодых специалистов, а также две ключевые личностные компетенции, приоритетные для их компании.
Среди ключевых критериев отбора молодых специалистов на первом месте — деловые качества кандидата (64%). Наличие минимального опыта работы важно практически для каждого второго работодателя (49%). На уровень и качество образования обращают внимание в 28% компаний. Знание специфики деятельности ценит каждый пятый работодатель (21%).
Среди дополнительных критериев отбора главный — компьютерные навыки (53%). Опыт прохождения стажировок важен для каждого четвертого работодателя (26%), уровень успеваемости в вузе — для каждого пятого (20%), знание иностранного языка — для 11%.
Наиболее востребованной личностной компетенцией молодых специалистов стала мотивация достижений (48%). Для 44% работодателей важна организованность, для 42% — умение работать в команде. Стремление к самообразованию ценно для 31% компаний, наличие лидерских качеств — для 8%.
За 7 лет, прошедших с момента аналогичного исследования, подход работодателей к отбору молодых специалистов несколько изменился. Несмотря на то, что личностные компетенции для выпускников вузов по-прежнему являются ключевой характеристикой, работодатели стали чуть реже ее оценивать, переключив внимание на наличие хотя бы минимального опыта работы и знание специфики деятельности. Компании также стали реже ориентироваться на уровень образования и успеваемости. Инициативность сегодня ценят меньше, чем в 2013 г., а умение работать в команде — больше.
Место проведения опроса: Россия, все округа.
Населенных пунктов: 159.
Время проведения: 1—21 июля 2020 г.
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, принимающих на работу молодых специалистов.
Размер выборки: 1000 респондентов.
Вопрос: «Какие ключевые критерии отбора молодых специалистов приоритетны для вашей компании? (выберите, пожалуйста, 2 наиболее важных критерия)»
Вариант ответа |
2013 |
2018 |
2020 |
Личностные компетенции и деловые качества |
74% |
66% |
64% |
Наличие профессионального опыта, хотя бы минимального |
45% |
44% |
49% |
Уровень и качество образования |
34% |
30% |
28% |
Знание специфики вашей компании |
13% |
22% |
21% |
Другое |
5% |
3% |
1% |
Затрудняюсь ответить |
3% |
6% |
4% |
Вопрос: «Какие дополнительные критерии отбора молодых специалистов приоритетны для вашей компании? (выберите, пожалуйста, 2 наиболее важных критерия)»
Вариант ответа |
2013 |
2018 |
2020 |
Уровень компьютерной грамотности |
54% |
50% |
53% |
Наличие участия в программах стажировки в различных компаниях, олимпиадах, конкурсах |
28% |
30% |
26% |
Уровень успеваемости в вузе, школе |
26% |
17% |
20% |
Знание иностранных языков |
18% |
15% |
11% |
Другое |
15% |
15% |
13% |
Затрудняюсь ответить |
14% |
19% |
17% |
Вопрос: «Какие личностные компетенции молодых специалистов приоритетны в вашей компании? (выберите, пожалуйста, 2 наиболее важных личностных компетенции)»
Вариант ответа |
2013 |
2018 |
2020 |
Мотивация достижений (инициативность, достижение поставленных целей, результативность) |
62% |
55% |
48% |
Организованность (умение планировать рабочую деятельность, умение расставлять приоритеты, прогнозировать сроки и ресурсы) |
44% |
44% |
44% |
Командность (умение работать в команде/проекте, эффективное взаимодействие с коллегами) |
28% |
32% |
42% |
Ориентация на развитие (стремление к самообразованию и самообучению) |
39% |
39% |
31% |
Лидерство (умение вести людей за собой, высокий эмоциональный интеллект) |
5% |
5% |
8% |
Другое |
2% |
2% |
1% |
Затрудняюсь ответить |
4% |
4% |
3% |