Как искусственный интеллект меняет архитектуру финансовых услуг

Логотип компании
Как искусственный интеллект меняет архитектуру финансовых услуг
Экономика искусственного интеллекта будет подталкивать рыночные структуры к принятию крайних мер, создавать благоприятные условия для гибких нишевых фирм и крупных игроков за счет средних фирм...

По прогнозам компании International Data Corporation (IDC), объем межотраслевых расходов на искусственный интеллект и машинное обучение увеличится более чем в четыре раза (до $57,6 млрд к 2021 году. Финансовый сектор традиционно отставал по технологическим инвестициям, но сейчас финансовые компании вкладывают в когнитивные технологии больше средств, чем компании других отраслей. Так, согласно исследованиям аудиторской компании KPMG к 2020 году инвестиции финансового сектора в когнитивные технологии приблизятся к отметке $10 млрд.

Искусственный интеллект меняет архитектуру финансовых услуг, стирая привычные границы рынка, и создавая новые возможности, которые могут использоваться самым неожиданным образом. Отчет Всемирного экономического форума изобилует примерами текущих и будущих изменений, на некоторые из которых хочется обратить особое внимание.

Диверсификация экосистемы

Финансовые учреждения уже сейчас предлагают новые услуги, интегрированные с текущими финансовыми продуктами. Например, инвестиции Королевского банка Канады (Royal bank of Canada) в диверсификацию своей цифровой платформы позволили банку расширить экосистему услуг. Сейчас RBC запустил проект для автодилеров: инструмент прогнозирования спроса на покупку автомобиля на основе данных о клиентах. Предлагая этот инструмент наряду с его кредитными решениями, RBC дает стимул автомобильным дилерам чаще предлагать продукты кредитования RBC.

Масштаб данных

Организации с развитыми многомерными экосистемами получают доступ к большим массивам данных, а также возможность распознавать необходимые модели поведения, повышая свою конкурентоспособность. Например, китайская группа компаний Ping An инвестировала в расширение своей экосистемы, создавая набор данных по партнерам, услугам и продуктам для того, чтобы достичь огромного объема данных за пределами финансовых услуг. Благодаря набору приложений не только в области финансов, но и медицины, автомобилей и жилья, Ping An может воспользоваться данными более чем 880 млн пользователей, 70 млн компаний и 300 партнеров для управления основным бизнесом.

Облачные технологии

Согласно отчету ВЭФ в основе будущих банковских технологий также лежит модульная микросервисная архитектура. Как новые, так и действующие приложения для финансового сектора уже переходят на облачную и микросервисную технологию. IDC оценивает, что к 2021 году будет господствовать «гипердинамичная» (hyper-agile) архитектура, причем 80% разработки приложений будет выполняться на облачных платформах с использованием микросервисов и облачных функций. Облачная инфраструктура составляет треть всех расходов на ИТ в области финансовых услуг и растет на уровне более 20% CAGR. Такой рост объясним стремлением финансовых учреждений перенести устаревшие технологии на современные платформы.

Распространение нишевых игроков

Экономика искусственного интеллекта будет подталкивать рыночные структуры к принятию крайних мер, создавать благоприятные условия для гибких нишевых фирм и крупных игроков за счет средних фирм. Крупные игроки имеют естественное преимущество, поскольку могут при необходимости понижать стоимость предоставляемых услуг. Это позволяет им прочно удерживать лидерство в борьбе с игроками среднего размера. Гибкие же нишевые фирмы смогут привлекать клиентов, которые остались недовольны обслуживанием в других компаниях.

Поскольку нишевые фирмы и крупные игроки все чаще становятся поставщиками услуг искусственного интеллекта, фирмы, которые не имеют возможности строить подобные предложения, будут бороться за свою конкурентоспособность.

Трансформация кадров

Поскольку финансовый сектор становится потребителем возможностей, которыми обладают поставщики услуг искусственного интеллекта, рабочие места будут создаваться финансовыми учреждениями, но воссоздаваться поставщиками услуг, изменяя сами модели поведения. В связи с активной интеграцией процессов, в основе которых лежит машинное обучение, новые роли будут предполагать наличие знаний в области искусственного интеллекта.

Уровень трансформации человеческой деятельности с появлением искусственного интеллекта соизмерим с уровнем трансформации, возникшим после появления Интернета и персональных компьютеров. Искусственный интеллект, внедряясь во все сферы жизнедеятельности человека, меняет ее архитектуру. Те, кто будет неспособен к такой трансформации, окажутся неконкурентоспособными. Именно поэтому необходимо не только быть в курсе передовых возможностей, предоставляемых искусственным интеллектом, но и внедрять основанные на нем процессы.

Дарья Макеева,

Data miner, компания «Делойт», СНГ

Опубликовано 19.10.2018

Похожие статьи