IT NewsИнструменты бизнесаФинансы и страхование

Капитализация результатов интеллектуальной деятельности

| 17.10.2019

 Капитализация результатов интеллектуальной деятельности

Рост стоимости cтартапа за счет нематериальных активов

Доля нематериальных активов в капитале компаний стремительно возрастает. Более всего это касается развитых стран, но и развивающиеся, например, Китай, в последнее время делают огромные шаги в этом направлении. Сейчас мы спокойно можем представить себе, что небольшая компания, на балансе которой нет объектов недвижимости, крупных средств производства, да вообще ничего нет кроме пары компьютеров, сервера, и офисной мебели может стоить на рынке сопоставимо, а то и дороже чем те компании, у которых все это есть. Увеличение стоимости (капитала) таких компаний связано с правильным использованием интеллектуальной собственности, а точнее с использованием ее в качестве нематериальных активов.

Давайте разберемся в сути понятий, которые зачастую кажутся нам тождественными и используются нами как синонимы, но все-таки это не одно и то же.

Результат интеллектуальной деятельности (РИД) – это «продукт», созданный творческим трудом человека. Может быть выражен в материальной форме, а может и просто не иметь таковой. РИДам может быть предоставлена правовая охрана (перечень РИД, которым может быть предоставлена правовая охрана, приводится в Гражданском кодексе), но есть и такие результаты, правовая охрана которым не предоставляется (концепции, идеи, языки программирования).

Интеллектуальная собственность (ИС) – это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Или можно сказать так: ИС – совокупность объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Нематериальные активы (НМА) – в самом общем понимании, это интеллектуальная собственность, поставленная на баланс.

Вернемся к капитализации. Капитализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) - это совокупность способов и методов вовлечения формализованных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в хозяйственный оборот. Таким образом, капитализация - это процесс превращения РИД в нематериальные активы (НМА). Цель капитализации объектов интеллектуальной собственности - отражение на балансе оптимального объема нематериальных активов по адекватной текущей стоимости. Так с чего же начать этот процесс?

1.              Выявление и классификация объектов интеллектуальной собственности.

Выявление ОИС очень важная вещь. Здесь важно знать признаки и характеристики таких объектов, чтобы не упустить ни одного, который был создан сотрудниками компании или иными лицами по ее заказу. Согласитесь, чтобы, определить возможность идентификации и отделения от других аналогичных объектов, необходимо иметь соответствующие компетенции, а они в наше время дорого стоят. Нужно ли содержать в штате компании такого человека, или удобнее привлечь кого-то со стороны – решать вам.

Допустим, с выявлением ОИС у вас проблем не возникло, теперь переходим к количественным и качественным характеристикам. С каким количеством, какими типами объектов интеллектуальной собственности вы работаете?

СКОЛЬКО? Объектов может быть много, или очень много, тогда рано или поздно вам придется задуматься о системе управления правами (эту тему нужно рассматривать отдельно). Если объектов не много или совсем мало, тогда необходимость в системе управления отпадает и нужно, всего-лишь правильно их классифицировать.

КАКИЕ? Это могут быть объекты авторского права, патентного права, объекты смежных прав или средства индивидуализации.

Законодательство содержит различные требования и правовые средства для предоставления правовой охраны отдельным видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Существует множество специфических моментов, знание которых крайне необходимо для правовой охраны, оформления сделок по распоряжению правами на такие объекты и осуществления эффективной защиты прав на них. Здесь, наверное, тоже можно упомянуть о компетенциях и их цене.

2.     Оценка объектов интеллектуальной собственности.

Оценка ОИС необходима при:

- постановке НМА на баланс;

- переоценке НМА в соответствии с международными стандартами;

- внесении вклада в уставной капитал;

- определении размера лицензионных платежей;

- оценке убытков правообладателя, связанных с нарушением интеллектуальных прав.

Существуют три подхода в оценке. Каждый из них содержит в себе определенные методы оценки и может быть применен в оценке тех или иных объектов в зависимости от начальных условий.

Рыночный подход

При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные. Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.

Затратный подход

Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям.

Доходный подход

При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.

Методы. В настоящее время имеется достаточно большое число методов оценки интеллектуальной собственности. Разработаны различные методики оценки для каждого типа объектов интеллектуальной собственности, изучены аспекты охраны авторских прав, регламентирована коммерческая деятельность научно-образовательных организаций, построена модель денежных потоков во время прохождения научного проекта этапов жизненного цикла.

Условно можно выделить два направления исследований: коммерциализация и капитализация объектов интеллектуальной собственности. Коммерциализация означает получение прибыли от превращения объекта интеллектуальной собственности в рыночный продукт и его реализации. Капитализация объектов интеллектуальной собственности связана с учетом и оценкой его как нематериального актива.

3.     Постановка актива на баланс.

Здесь тоже существует множество подходов и различных вариантов. Кто-то ставит на баланс объекты интеллектуальной собственности по стоимости уплаченной за регистрацию госпошлины. Кто-то учитывает стоимость проведения НИОКР. А кто-то, вообще оставляет интеллектуальную собственность за балансом.

Чтобы не влезать в дебри и сэкономить время скажу, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Тут помимо компетенций юриста вам потребуются компетенции главного бухгалтера, и, может быть, налогового консультанта.

Иван Стрелец,

консультант по интеллектуальному праву

юридической компании Polozov Group

Ключевые слова: право, стартапы

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

19.11.2019 — 20.11.2019
MarTech Expo 2019

Москва, DigitalLoft

20.11.2019
BIS-2019

Санкт-Петербург, отель «Holiday Inn Московские ворота»,

28.11.2019
Второй Северо-Западный Форум CISCO

Санкт-Петербург, Гранд Отель Европа

28.11.2019
Dell Technologies Forum

Санкт-Петербург, Отель "Введенский", П.С., Большой пр.,37