IT NewsИнструменты бизнесаФинансы и страхование

Капитализация результатов интеллектуальной деятельности

| 17.10.2019

 Капитализация результатов интеллектуальной деятельности

Рост стоимости cтартапа за счет нематериальных активов

Доля нематериальных активов в капитале компаний стремительно возрастает. Более всего это касается развитых стран, но и развивающиеся, например, Китай, в последнее время делают огромные шаги в этом направлении. Сейчас мы спокойно можем представить себе, что небольшая компания, на балансе которой нет объектов недвижимости, крупных средств производства, да вообще ничего нет кроме пары компьютеров, сервера, и офисной мебели может стоить на рынке сопоставимо, а то и дороже чем те компании, у которых все это есть. Увеличение стоимости (капитала) таких компаний связано с правильным использованием интеллектуальной собственности, а точнее с использованием ее в качестве нематериальных активов.

Давайте разберемся в сути понятий, которые зачастую кажутся нам тождественными и используются нами как синонимы, но все-таки это не одно и то же.

Результат интеллектуальной деятельности (РИД) – это «продукт», созданный творческим трудом человека. Может быть выражен в материальной форме, а может и просто не иметь таковой. РИДам может быть предоставлена правовая охрана (перечень РИД, которым может быть предоставлена правовая охрана, приводится в Гражданском кодексе), но есть и такие результаты, правовая охрана которым не предоставляется (концепции, идеи, языки программирования).

Интеллектуальная собственность (ИС) – это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Или можно сказать так: ИС – совокупность объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Нематериальные активы (НМА) – в самом общем понимании, это интеллектуальная собственность, поставленная на баланс.

Вернемся к капитализации. Капитализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) - это совокупность способов и методов вовлечения формализованных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в хозяйственный оборот. Таким образом, капитализация - это процесс превращения РИД в нематериальные активы (НМА). Цель капитализации объектов интеллектуальной собственности - отражение на балансе оптимального объема нематериальных активов по адекватной текущей стоимости. Так с чего же начать этот процесс?

1.              Выявление и классификация объектов интеллектуальной собственности.

Выявление ОИС очень важная вещь. Здесь важно знать признаки и характеристики таких объектов, чтобы не упустить ни одного, который был создан сотрудниками компании или иными лицами по ее заказу. Согласитесь, чтобы, определить возможность идентификации и отделения от других аналогичных объектов, необходимо иметь соответствующие компетенции, а они в наше время дорого стоят. Нужно ли содержать в штате компании такого человека, или удобнее привлечь кого-то со стороны – решать вам.

Допустим, с выявлением ОИС у вас проблем не возникло, теперь переходим к количественным и качественным характеристикам. С каким количеством, какими типами объектов интеллектуальной собственности вы работаете?

СКОЛЬКО? Объектов может быть много, или очень много, тогда рано или поздно вам придется задуматься о системе управления правами (эту тему нужно рассматривать отдельно). Если объектов не много или совсем мало, тогда необходимость в системе управления отпадает и нужно, всего-лишь правильно их классифицировать.

КАКИЕ? Это могут быть объекты авторского права, патентного права, объекты смежных прав или средства индивидуализации.

Законодательство содержит различные требования и правовые средства для предоставления правовой охраны отдельным видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Существует множество специфических моментов, знание которых крайне необходимо для правовой охраны, оформления сделок по распоряжению правами на такие объекты и осуществления эффективной защиты прав на них. Здесь, наверное, тоже можно упомянуть о компетенциях и их цене.

2.     Оценка объектов интеллектуальной собственности.

Оценка ОИС необходима при:

- постановке НМА на баланс;

- переоценке НМА в соответствии с международными стандартами;

- внесении вклада в уставной капитал;

- определении размера лицензионных платежей;

- оценке убытков правообладателя, связанных с нарушением интеллектуальных прав.

Существуют три подхода в оценке. Каждый из них содержит в себе определенные методы оценки и может быть применен в оценке тех или иных объектов в зависимости от начальных условий.

Рыночный подход

При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ОИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемый ОИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные. Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.

Затратный подход

Затратный подход используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ОИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям.

Доходный подход

При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.

Методы. В настоящее время имеется достаточно большое число методов оценки интеллектуальной собственности. Разработаны различные методики оценки для каждого типа объектов интеллектуальной собственности, изучены аспекты охраны авторских прав, регламентирована коммерческая деятельность научно-образовательных организаций, построена модель денежных потоков во время прохождения научного проекта этапов жизненного цикла.

Условно можно выделить два направления исследований: коммерциализация и капитализация объектов интеллектуальной собственности. Коммерциализация означает получение прибыли от превращения объекта интеллектуальной собственности в рыночный продукт и его реализации. Капитализация объектов интеллектуальной собственности связана с учетом и оценкой его как нематериального актива.

3.     Постановка актива на баланс.

Здесь тоже существует множество подходов и различных вариантов. Кто-то ставит на баланс объекты интеллектуальной собственности по стоимости уплаченной за регистрацию госпошлины. Кто-то учитывает стоимость проведения НИОКР. А кто-то, вообще оставляет интеллектуальную собственность за балансом.

Чтобы не влезать в дебри и сэкономить время скажу, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Тут помимо компетенций юриста вам потребуются компетенции главного бухгалтера, и, может быть, налогового консультанта.

Иван Стрелец,

консультант по интеллектуальному праву

юридической компании Polozov Group

право, Cтартап

Журнал: Журнал IT-News [№ 11/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.
Слишком сложно добросовестному поставщику строить базу для предоставления конкретных услуг конкретному клиенту. Слишком просто заказчику выйти из отношений. Поэтому процветают только стандартные простые услуги.

Компании сообщают

Мероприятия

IT Recruiting - HR Forum 2020
Москва, Холидей Инн, ул. Сущёвский Вал, 74
43 110 руб
29.10.2020 — 30.10.2020
08:00
Выставка «СВЯЗЬ-2020»
Москва, г. Москва, Краснопресненская набережная, 14, ЦВК «Экспоцентр»
02.11.2020 — 06.11.2020