Доступ к данным об электронных кошельках ФНС получит только через полгода

Логотип компании
Доступ к данным об электронных кошельках ФНС получит только через полгода
ФНС заверила Ассоциацию, что обновленный порядок предоставления сведений вступит в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официального опубликования соответствующего нормативно-правового акта...

1 апреля вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, налагающие на российские банки обязанность автоматически уведомлять Федеральную налоговую службу об открытии и закрытии россиянами персонифицированных электронных кошельков физических лиц, а в рамках налоговой проверки – и о проведенным по ним операциям. Таким образом налоговые органы намереваются выявлять скрытые гражданами от налогообложения доходы и бороться с отмыванием денег. Однако исполнять новые обязанности банки пока не могут – нормативный акт пока не опубликован.

Системы электронных денег – популярный сервис на российском рынке безналичных платежей. По данным Банка России, к началу 2020 года в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, 17,1 млн из которых - персонифицированные. По данным исследовательской компании Mediascope, в 2018 году сервис «Яндекс.Деньги» занял второе место в рейтинге наиболее популярных сервисов для совершения онлайн-платежей, 48,5% респондентов совершали платежи именно с помощью «Яндекс.Денег». Третье место в рейтинге заняла WebMoney (38,9% респондентов), на четвертом - PayPal (38,6%), и замыкала пятерку - QIWI (36,2% респондентов). Чаще всего электронные кошельки используются для оплаты заказов в интернет-магазинах, мобильной связи, денежных переводов, для покупки контента (музыки, книг, мобильных приложений) или оплаты дополнительных опций соцсетей.

В течение 2019 года, по данным Банка России, пользователи таких кошельков совершили с их использованием 2,8 млрд операций. Общий объем этих операций достиг 1,9 трлн рублей, из которых 1,1 трлн рублей пришлось на персонифицированные кошельки.

Однако, согласно данным отчета «Структурный анализ финансовых потоков, связанных с обналичиванием, направленных на совершение правонарушений и отмывание преступных доходов», Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, размещенного на официальном сайте Банка России, электронные кошельки, помимо законопослушных граждан, активно используются и мошенниками. Например, для оплаты за несуществующие товары в фиктивных интернет-магазинах, на сайтах, внешне схожих с известными торговыми онлайн-площадками, по различным мошенническим объявлениям. После получения средств электронные деньги выводятся на банковские карточки или посредством денежных переводов. При этом для снятия ограничений по счету мошенники прибегают к услугам по упрощенной идентификации счетов, для чего используют, как правило, персональные данные подставных лиц – для прохождения упрощенной идентификации при открытии кошелька нужно указать лишь фамилию, имя, отчество и номер паспорта. Полная идентификация требует присутствия клиента в офисе компании для подтверждения личности.

Вплоть до недавнего времени кредитно-финансовые организации были обязаны сообщать в ФНС сведения об открытии, закрытии и изменении реквизитов электронных кошельков для юридических лиц, наравне с такой же информацией о банковских счетах (как физических, так и юридических лиц). Помимо этого, налоговая служба может запрашивать и информацию о движениях денежных средств и остатках на счете - в рамках налоговой проверки физлица или его контрагента.

Теперь в этот список добавились и персонифицированные электронные кошельки физических лиц, которые прошли полную или упрощенную идентификацию. Новые обязанности возлагаются на расчетные банки этих сервисов. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс вступили в силу с 1 апреля 2020 года.

Как прокомментировал в СМИ партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Анатолий Логинов, фискальным органам эта информация необходима для выявления доходов, скрываемых от налогообложения. Например, в случаях, когда физические лица ведут предпринимательскую деятельность без образования ИП или без перехода в режим самозанятости. Кроме того, электронные кошельки могут использоваться для финансирования распространения наркотиков и терроризма. Для усиления контроля над ними законодатели уже запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки.

Однако в реальности новые изменения пока не заработали. Несмотря на вступление в силу соответствующего закона, банки смогут передавать затребованную ФНС информацию об электронных кошельках не ранее, чем через полгода. Как говорится в заявлении «Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов» (АЭД), пока еще не опубликован и, соответственно, не вступил в силу специальный нормативный акт, указывающий, в каком формате необходимо подавать все эти сведения. Помимо этого, АЭД, еще в начале февраля 2020 г. обращала внимание Налоговой службы на то, что банкам потребуется время для налаживания своих ИС для сдачи новой отчетности. Учитывая все эти обстоятельства, ФНС заверила Ассоциацию, что обновленный порядок предоставления сведений вступит в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официального опубликования соответствующего нормативно-правового акта.

Напомним также, что 27 марта 2020 г. вступил в силу проект закона с поправками в Федеральный закон «О национальной платежной системе» № 635816-7. Теперь банки должны уведомлять своих клиентов о приостановлении работы или блокировке их электронных средств платежа, к числу которых относятся банковские карты и электронные кошельки. В день блокировки клиент должен получить уведомление по телефону или СМС-сообщение с объяснением причин. Как сообщают авторы проекта, причиной таких изменений послужили массовые жалобы владельцев QIWI-кошельков на необоснованные блокировки их электронных средств платежей. Так, на 11 января 2018 г. только в платежном сервисе QIWI-кошелек пользователям был заблокирован доступ для 161 581 учетной записи, сумма общего остатка на заблокированных кошельках составила почти 880 млн рублей. Причины - подозрения в совершении мошеннических действий, операций, обладающих признаками сомнительных, причастность к экстремистской деятельности или терроризму.

Похожие статьи