IT NewsИнструменты бизнесаФинансы и страхование

Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий

| 14.04.2020

Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий

Портал «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру» провели круглый стол по следующей теме: «Цифровизация финансового сектора».

Естественно, в апреле собрать банкиров вместе физически было невозможно. Так что мероприятие прошло в заочном формате. В этом можно усмотреть знак – диджитал позволяет не только дистанционно идентифицировать клиентов и проводить расчеты. Организация бесконтактной, а значит и безопасной в условиях пандемии встречи, для современных интернет-технологий дело простейшее.

Цифра служит клиенту

Начали обсуждение с определения какие банковские он-лайн сервисы уже привычны, какие функциональные возможности стали уже стандартом, а какие еще остаются новинками. Люди все больше ценят время и личный комфорт. Лишние хождения и стояния в очередях в банковских отделениях не манят тех, кто попробовал совершать операции со своими счетами из дома или собственного офиса. Теперь же коронавирус заставил задуматься о безопасности ненужных визитов.

Участники согласились, что в области цифровых технологий в банковской сфере Россия находится на уровне самых передовых стран. Как пояснили в пресс-службе Северо-Западного главного управления Банка России, значительное число банковских операций в нашей стране уже сейчас можно совершить с помощью он-лайн сервисов.

Через личный кабинет или мобильное приложение клиенты банков получают доступ к множеству опций. Примеры: от самых простых – перевод, открытие депозита, до таких сложных как, например, приобретение квартиры в ипотеку.

В стране ведена система быстрых платежей (СБП), разработанная Банком России и НСПК (АО «Национальная система платежных карт»). СБП действует с начала 2019 года. Она позволяет делать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона, даже если у отправителя и получателя счета в разных банках. Через СБП, к которой подключилось более 50 банков, уже сегодня можно оплатить покупки в некоторых магазинах, в том числе онлайн.

«Система быстрых платежей повышает доступность переводов и все больше набирает популярность, — подтвердил вице-президент, начальник управления розничных продаж ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сергей Кульпин, — с момента ее запуска наши клиенты совершили с помощью этого сервиса свыше 4,5 млн переводов на 35 млрд рублей. Комиссию за такие переводы мы по-прежнему не взимаем, нулевой тариф продлен минимум до конца апреля».

img

Заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» Оксана Сивокобильска привела данные банка «Санкт-Петербург»: «Люди интенсивно подключаются к мобильному банку, используют новые функции и возможности». С начала года количество активных пользователей мобильного приложения банка «Санкт-Петербург» для частных клиентов выросло на 28%.

img

«Наш банк один из немногих в России, чья деятельность наименее зависима от наличия в регионе физического офиса», – добавила она.

Заместитель председателя Северо-Западного банка – директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу Анатолий Песенников пояснил, что большинство сервисов банка доступно онлайн: «Клиенту не нужно выходить из дома, чтобы перевести деньги в любую страну мира, управлять счетами и картами, получать кредиты, оформить вклад или даже вложиться в открытые ПИФы, не говоря уже покупках и регулярных платежах.

img

Так только за первую неделю апреля по Северо-Западу наши клиенты совершили более миллиона платежей в Сбербанк Онлайн и почти 360 тысяч автоплатежей. По Санкт-Петербургу в онлайн каналах проходит более 70% всех платежей, половина из них через мобильное приложение».

Объемы и перспективы

По данным СЗ ГУ Банка России, в 2019 году петербуржцы оплатили картами товары и услуги на 3,6 трлн рублей (рост на 23% по сравнению с 2018 годом). При этом жители СЗФО и Санкт-Петербурга совершали безналичные операции почти в 13 раз чаще, чем снимали с платежных карт наличные. В результате в 2019 году на долю безналичных транзакций пришлось 53% от общего объема операций, совершенных с использованием платежных карт (по Санкт-Петербургу аналогичный показатель составил 52,3%). Доля безналичных операций в общей структуре платежей, осуществленных как по выпущенным в СЗФО, так и в Санкт-Петербурге платежным картам, устойчиво превышала 50% с начала 2019 года. Регулятор рассчитывает на развитие системы быстрых платежей (СБП).

Оксана Сивокобильска сообщила, что по данным на 1 декабря 2019 года более 60% всех клиентов банка «Санкт-Петербург» активно использовали электронные каналы. «Это один их самых высоких уровней проникновения цифровизации среди российских банков», — отметила она.

Развитие онлайн-сервисов является стратегической задачей банка «Санкт-Петербург», который сегодня строит диджитальный банк. Доля онлайн-продаж продуктов банка достигла 58%, увеличившись за 2019 год на 16%.

Участники круглого стола отметили, что в период самоизоляции активность клиентов в цифровых каналах растет. Так, по данным ВТБ клиенты стали открывать до 90% вкладов и накопительных счетов онлайн при среднем уровне этого показателя 60%.

«Мы понимаем, насколько важно сейчас для клиентов минимизировать свои визиты в общественные пространства, в том числе в банковские отделения, поэтому рекомендуем максимально использовать дистанционное обслуживание, — отметил Сергей Кульпин. — Большинство операций можно совершать без визита в офис в web-версии или мобильном приложении: дистанционно подать заявку на кредит, оформить вклад, сделать денежный перевод, поменять валюту, оплатить коммунальные услуги».

А ВТБ на днях запустил возможность дистанционного открытия счёта с помощью биометрии - новая услуга доступна для тех, кто уже сдал биометрические данные в любом другом российском банке.

Анатолий Песенников заявил, что 83% клиентов Сбербанка по России сегодня выбирают общение с банком именно через digital-каналы. За прошлый год количество активных пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» в СЗФО достигло 7 млн, из них почти 4 млн – жители Санкт-Петербурга. Люди активно пользуются услугой «Автоплатеж»: по Северо-Западу уже более 3,6 млн пользователей. Кроме того, мобильные приложения есть и у компаний нашей экосистемы. Они регулярно запускают акции и новые сервисы, которые помогут сберечь здоровье, время и деньги в условиях нашей сегодняшней реальности. Например, любой гражданин России может получить по телефону или через Интернет бесплатную консультацию квалифицированного врача через DocDoc».

ВТБ также развивает не только профильные продукты, но и небанковские сервисы — мобильного оператора, сайт для реализации залоговых активов, платформу для поиска и покупки недвижимости и др. В стратегии банка заложена цель обеспечить в ближайшие два года доступность 100% сервисов в цифровом канале и продажу каждого второго банковского продукта онлайн.

Развитие безналичной среды

Затем банкиры обсудили развитие технологий «интернет-банк» и мобильных приложений. Магазины, в том числе онлайн-торговля, все чаще начинают предоставлять своим покупателям возможность оплачивать покупки и услуги с использованием QR-кода. Что нас ждет здесь и планируется.

Оксана Сивокобильска сообщила, что ее банк осенью 2019 года подготовил новое мобильное приложение для юридических лиц - «БСПБ Бизнес». Оно рассматривается как логичный этап на пути трансформации банка «Санкт-Петербург» в цифровой банк. Результат этой трансформации нужен и частным, и корпоративным клиентам. Банк усовершенствовал операции в онлайн-банкинге, сегодня все действия клиентов в интернет-банке и мобильном приложении максимально комфортны и безопасны, банком обеспечено непрерывное обслуживание клиентов. Запущены новые опции, доступные без захода в офис.

«Мы продолжаем заниматься развитием безналичной среды. И для этого, помимо уже существующих сервисов, банк внедряет новые, – например, «Плати QR». Речь не об оплате квитанций по штрих-коду, которой пользовался уже практически каждый. Сервис «Плати QR» дает возможность клиентам Сбербанка совершать безналичные платежи в тех точках, где нет традиционного эквайринга. Этот сервис используют предприниматели и бизнесмены на всей территории Северо-Запада. В Санкт-Петербурге их более 1300 из разных сфер деятельности, их количество растет. Все что нужно продавцу – это иметь стикер с QR-кодом от Сбербанка, который покупатель сканирует камерой своего смартфона через приложение банка. Кассир сразу видит информацию о покупке в мобильном приложении для юридических лиц. Сегодня, когда желательно избегать контакта с наличными, это особенно актуально», — заключил Анатолий Песенников.

Подводя итоги круглого стола, можно сказать, что эпидемия и вынужденная работа многих сограждан в удаленном режиме, может иметь и неожиданное положительное следствие. Резко возрастет востребованность онлайн сервисов и технологий. Пандемия пройдет, а наработанные привычки останутся. Надеемся, что возможность обсудить «пейзаж после пандемии» у деловых людей появится скоро. И пройдет эта встреча в привычном формате. Все-таки, как бы не развались технологии, потребность в живом общении останется, пока люди будут людьми, а не станут киборгами.

Алексей МИРОНОВ

финансовые инструменты, финансы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия