Совершает ли IBM стратегические ошибки?

Логотип компании
Совершает ли IBM стратегические ошибки?
В ходе перевода бизнеса IBM на новые рельсы, как полагают некоторые аналитики, были, возможно, приняты неправильные решения, которые привели к тому, что с водой выплеснули и «ребенка»...

Трансформация бизнеса IBM, похоже, займет больше времени, чем планировалось. Кроме того, в ходе перевода бизнеса на новые рельсы, как полагают некоторые аналитики, были, возможно, приняты неправильные решения, которые привели к тому, что с водой выплеснули и «ребенка».

            В целом пятилетний план, напомним, предусматривает перекраивание бизнеса IBM на новый лад: упор будет сделан на облачных услугах и аналитике. Но завершение трансформации нельзя считать успешным, пока выручка от новых направлений не заменит потерю от «старых» направлений бизнеса компании. Пока же этого не происходит.

            В прошлом году глава IBM Джинни Рометти (Ginni Rometty) заявила, что компания планирует получить от направлений, называемых «стратегическими императивами» (аналитика, облачные услуги, ИБ и мобильные технологии) 44% выручки в 2018 году. В абсолютных цифрах это составит порядка $40 млрд. В целом в 2018 году IBM планирует заработать около $90 млрд. Даже одна эта цифра показывает, как сложно идет трансформация: если в 2015 году выручка компании составляла $81,7 млрд, то в 2014-м этот же показатель был значительно больше: $92,8 млрд. Таким образом, к 2018 году IBM всего лишь планирует вернуться к показателям четырехлетней давности. Если же посмотреть на результаты 2011 года, то выручка тогда и вовсе была равна $106,9 млрд.

            По итогам 2015 года г-жа Рометти заявила, что IBM удалось достичь существенного прогресса на пути трансформации бизнеса: совокупная доля этих направлений в общем объеме выручки достигла 35%. В абсолютном выражении выручка от этих направлений возросла на 26% до $29 млрд.

            Но в первом квартале текущего года выручка от пяти «императивных» направлений бизнеса выросла на 14%, заметно замедлившись по сравнению с итогами 2015 года. В то же время выручка от предоставления услуг снизилась за квартал на 4,3%, а от продажи оборудования — на 21,8%.

            Не все «новые» направления росли в первом квартале: подразделение Cognitive Solutions заработало $3,98 млрд в первом квартале 2016-го, против $4,05 млрд год назад. А ведь именно там находится главный «фронтир» компании: суперкомпьютер Watson. Выручка подразделения Technology Services & Cloud Platforms уменьшилась с $8,55 млрд до $8,42 млрд...

            В целом падение выручки наблюдается уже 17 кварталов подряд — со второго квартала 2012 года (в первом квартале 2016 года выручка снизилась еще на 4,6%): это со всей очевидность свидетельствует, что замещение новыми направлениями старых происходит не полностью. А издание Forbes отмечает, что вложения в НИОКР по новым направлениям не окупаются.

            Издание Investor's Business Daily указывает одну из глубинных причин такого падения: облачные услуги вовсе не «каннибализируют» рынок серверов, как ожидалось. Таким образом, стремление избавиться от серверного бизнеса в IBM, возможно, было преждевременным. Компания Gartner отметила, что несмотря на то, что облачные вычисления выросли за последние годы с 0% до 20% от всех вычислений, продажи серверов в традиционные ЦОДы практически не изменились на промежутке между 2005 и 2015 годах. Эти выводы подтверждает компания Bernstein Research. Более того, аналитик компании Bernstein Research Пьер Феррагу (Pierre Ferragu) назвал теорию каннибализации рынка серверов облачными услугами «глупой» (silly). «За последние 10 лет уровень проникновения виртуализации вырос с 0% до 70%, что увеличило уровень использования серверных ресурсов примерно в семь раз. Но это также не привело к снижению продаж серверов», - говорит он. В Bernstein Research напоминают, что бесчисленные полчища аналитиков предрекали серверном бизнесу «смерть» после широкого внедрения инструментов виртуализации.

            Отметим, что по данным Gartner, продажи серверов в четвертом квартале 2015 года выросли на 9,2% в штучном выражении и на 7,5% в денежном. Компания HP, например, за счет роста рынка нарастила свою квартальную выручку по этому направлению, на 9,1% до $3,7 млрд, а Dell – на 9% до $2,4 млрд. IBM же заработала всего $1,3 млрд. Напомним, компания IBM продала часть своего серверного бизнеса Lenovo в 2014 году.

            В 2014 году IBM продала GlobalFoundries свое производство процессоров. При этом IBM заплатила GlobalFoundries $1,5 млрд, а не наоборот. Не стоило ли сосредоточиться на том, чтобы сделать бизнес прибыльным, а не продавать его, еще и с доплатой? С учетом последних результатов компании ответ неочевиден.

            В начале 2015 года IBM также продала подразделение IBM LogicTools, разрабатывающее такие продукты для управления цепочками поставок, как LogicNet Plus, Inventory and Product Flow Analyst и Transportation Analyst. А ведь согласно прогнозу Gartner, продажи решений в области логистики на период до 2018 года будут расти в среднем на 9,5% в год и достигнут $14,6 млрд.

            А в декабре прошлого года IBM продала компании UNICOM Systems продукт IBM Rational System Architect из серии IBM Rational...

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 18.05.2016

Похожие статьи