Государственная поддержка IT-отрасли в странах БРИКС

Логотип компании
Государственная поддержка IT-отрасли в странах БРИКС
Текущая экономическая и политическая ситуация в России оказывает неоднозначное влияние на российские IT-компании. О быстром росте российского IT-рынка больше говорить не приходится.

Текущая экономическая и политическая ситуация в России оказывает неоднозначное влияние на российские IT-компании. О быстром росте российского IT-рынка больше говорить не приходится. Важнейшую роль на нем стали играть госзаказы, доступные далеко не всем компаниям, особенно малого и среднего бизнеса.

В то же время в связи с изменением курса рубля российские программисты могут стать более востребованными на мировом рынке разработки ПО. Главными рынками сбыта для российских экспортеров традиционно выступают страны Северной Америки и Западной Европы, где нам приходится бороться за клиентов с компаниями из стран БРИКС, так как они обладают значительным кадровым и технологическим потенциалом в сфере ИТ и предлагают свои сервисы по доступным ценам. Предлагаю оценить уровень поддержки IT-отрасли и, в частности, экпортоориентированных инициатив IT-компаний в этих странах.

Наиболее значительную часть рынка, особенно в Северной Америке, занимают индийские компании. В самой Индии IT-кластер играет одну из ключевых ролей как с точки зрения экспорта, так и в развитии собственной экономики и инфраструктуры. Объем рынка ИТ в 2015 году, по прогнозам экспертов, составит $118 млрд (примерно в 50 раз больше российского), а темп роста – около 20% (рост российского рынка ИТ ожидается на уровне 6-8%).

Два ключевых государственных проекта, направленных на развитие отрасли, – MakeinIndia и DigitalIndia. Суть обоих заключается в стремлении развивать IT-отрасль внутри страны, способствовать информатизации и не допускать оттока наиболее квалифицированных специалистов за рубеж. При этом государственные затраты на ИТ составят в 2015 году $7,2 млрд. Эти средства будут потрачены как на информатизацию Индии, так и на создание более подходящих условий для IT-компаний: организацию технопарков, налоговые льготы, поддержку рынка труда, развитие инноваций и т. д.

В числе налоговых льгот для компаний – экспортеров ИТ полное освобождение от налога на прибыль на первые пять лет, 50%-ное снижение налога на последующие пять лет и, в случае реинвестирования в основную деятельность, 50%-ное снижение налога на третий пятилетний период. IT-компании освобождаются от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, а налога с продаж – до 10 лет. Для них применяются сниженные нормы по тарифам за электроэнергию и другие ресурсы, а также предоставляются преференции при строительстве инфраструктуры и найме специалистов в ИТ-парках. Налоговые льготы распространяются на все компании независимо от размера и формы собственности. Для сравнения, в России сейчас действуют льготы по страховым взносам для сотрудников IT-компаний: ставка 14% против обычных 30%.

Важнейшим фактором развития IT-сектора в Индии является то, что значительная часть управленческих функций по поддержке и развитию отрасли отдана негосударственной ассоциации IT-компаний (NASSCOM) – организации, глубоко интегрированной с отраслью, быстро и адекватно реагирующей на любые изменения. С учетом того, что к 2020 году количество IT-специалистов в Индии, как ожидается, составит 10 млн, можно предположить, что конкурентная борьба с индийскими компаниями будет проиграна.

В Китае также действует достаточно либеральная налоговая политика, согласно которой до 2017 года международные IT-компании, расположенные на территории КНР, на первые два года полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в последующие – наполовину (15% вместо 30%). Для местных компаний налог на прибыль также снижен до 15%. Кроме того, предусмотрен возврат НДС (реальный НДС для IT-компаний составляет 3%). Значительными преимуществами пользуются компании малого и среднего бизнеса.

Важным фактором влияния на развитие IT-отрасли в Китае также является государственная поддержка привлечения репатриантов и подготовка новых кадров. Ежегодно в Китае становится на 350 тыс. больше IT-специалистов, в том числе благодаря возвращению (за счет государства) профессионалов высокого уровня из США и Европы. Следует отметить, что утечка специалистов из России и СНГ продолжается, действенных государственных мер, направленных на их возвращение, нет. Репатриация есть, но она имеет частный характер: IT-компании сами «перекупают» бывшего соотечественника у западных конкурентов.

Значительная государственная поддержка отрасли существует и в Бразилии. Налоговая система этой страны довольно сложная, есть льготы: возврат до 200% от налога на прибыль в виде компенсации затрат на обучение персонала; снижение на 50% социального налога для экспортирующих компаний; снижение на 50% налога на собственность, причем компании в технологических парках этот налог вообще не платят. Высок уровень поддержки специалистов: государство субсидирует 40% зарплат работников, занятых в сфере высоких технологий, в технопарках размер субсидий достигает 60%. Крупнейшие государственные и частные банки предоставляют льготные условия кредитования для IT-компаний. Помимо этого, для компаний – экспортеров ИТ (не менее 60% выручки от экспорта) действуют такие дополнительные преимущества, как отмена некоторых социальных налогов, минимальный налог на промышленные продукты (на 75–95% для всех IT-продуктов и услуг в 2015 году и на 70–85% в 2016 году).

В Южной Африке участие государства в поддержке IT-отрасли не такое значительное, однако и здесь действует интересная схема снижения налогов на прибыль. С 2012 года предусмотрен налоговый вычет в размере 150% от затрат на инновации, что включает в себя все затраты, направленные на внутреннюю R&D-активность и реализацию внешних инновационных проектов.

В целом можно сказать, что государственная поддержка IT-отрасли в России движется в направлении мировых тенденций: вводятся налоговые льготы, создаются технопарки, инновационные центры и венчурные фонды с государственным участием, взят курс на информатизацию общества и государственных органов. Налоговые послабления для ИТ-компаний в России начались в 2011 году, но дорожная карта развития отрасли до сих пор остается предметом споров, программы развития инноваций принимаются с запозданием. Вероятно, данная ситуация складывается вследствие несвоевременного внимания к мировым трендам и недостаточного привлечения IT-сообщества к выработке и проведению государственной политики в сфере информационных технологий.

Комментарий

Валентин МАКАРОВ, президент ассоциации РУССОФТ:

Валентин Макаров

Хотел бы поблагодарить Павла Адылина, члена Правления РУССОФТ и неоднократно председателя Правления, за такой подробный и качественный анализ ситуации с налоговыми льготами в странах БРИКС.

Мы много говорим о сотрудничестве с этими странами, но нельзя забывать, что эффективное сотрудничество может быть установлено только в случае выравнивания условий ведения бизнеса в наших странах. Иначе очевидным результатом открытия российского рынка для сотрудничества со странами БРИКС будет утечка кадров и потеря собственного рынка.
    
Хотел бы обратить внимание на то, что во всех странах БРИКС (особенно в Китае и Бразилии) большое значение придается налоговому стимулированию бизнеса для инвестиций в образование, а также мерам поддержки экспорта.

Инвестировать в образование в России чрезвычайно (и неоправданно) дорого. Только крупные компании способны на создание кафедр в вузах. Необходимо предоставить льготы по страховым взносам, по налогу на прибыль и на имущество для того, чтобы подтолкнуть средний и малый бизнес инвестировать в образование.
     
Если сравнить меры поддержки экспорта в России и странах БРИКС, то можно отметить, что концентрация финансовых и нефинансовых мер поддержки экспорта в Центре поддержки экспорта при ВЭБе (компетенции которого очевидно смещены в сторону финансовых мер поддержки) мне представляется не оптимальной и не отвечающей практике стран БРИКС.

Обычно нефинансовые меры поддержки экспорта закрепляются за отдельным институтом развития (Export Promotion Council в Индии или APEX Brasil в Бразилии), поскольку финансовые меры поддержки (страхование, предоставление кредитов и гарантий) строго регламентируются органами финансового регулирования. И эти ограничения не позволят эффективно работать с субсидиями.

И очень важный вопрос - задействование механизма саморегулирования для распределения субсидий для поддержки международного маркетинга. В предлагаемой Минкомсвязи модели создания автономной организации с совместным финансированием государства и бизнеса есть риск того, что от бизнеса в это АНО смогут инвестировать только крупные компании. Это значит, что малый бизнес не сможет оказывать никакого влияния на эту организацию, хотя институт поддержки международного маркетинга везде направлен в первую очередь на оказание содействия малым и средним компаниям.

В моем представлении, было бы более целесообразно посмотреть на опыт РВК и Минэкономразвития, которые в 2015 году на конкурсной основе предоставили средства для поддержки международного маркетинга отраслевым ассоциациям, представляющим всю пирамиду компаний отрасли - от самых малых до самых крупных компаний.

Опубликовано 25.05.2015

Похожие статьи