АСК автоматизирует оплату проезда в Екатеринбургском метрополитене

Логотип компании
02.09.2009
Система «Транспортная карта метро» введена в тестовую эксплуатацию…

В среду, 2 сентября, группа компаний АСК объявила о завершении проекта по созданию в Екатеринбургском метрополитене системы «Транспортная карта метро».

В настоящее время екатеринбургское метро – ветка «Север - Центр» из семи станций с общей протяженностью 9,5 км. При этом пассажирооборот составляет 46 млн человек в год. В следующем году намечено ввести в строй еще две станции метро, а затем приступить к строительству ветки «Восток - Запад». То есть должен увеличиться пассажиропоток, а оплата проезда осуществляется исключительно жетонами. Соответственно встал вопрос об автоматизации оплаты.

Исходя из данных специального исследования и опираясь на реальную потребность в «электронных проездных» пассажиров наземного транспорта (40% людей, пользующихся услугами перевозчиков) Екатеринбургский метрополитен определил число потребителей транспортных карт в 40-50 тыс. человек. Создавать систему оплаты проезда было решено на основе смарт-технологий с применением бесконтактных смарт-карт, которые могут, используя технологию радиочастотной идентификации, обмениваться информацией с другими устройствами без прямого физического контакта с ними. Выполнение соответствующих работ было поручено «Группе компаний АСК» в 2006 году.

Сначала подрядчик разработал и утвердила концепцию системы, в которую были описаны цели, задачи и пожелания заказчика. После этого началось проектирование системы, ее монтаж и наладка. При этом в качестве идентификаторов в системе было решено использовать служебные и транспортные карты - SMART-карты стандарта MIFARE. В ходе проекта компания создала трехуровневый программно-аппаратный комплекс. Нижний уровень – непосредственно точки входа (двери, замки и турникеты, контроллеры, идентификаторы и считыватели, кассовые терминалы). Этот уровень образуют подсистемы продажи транспортных карт контроля прохода в пассажирскую зону. Средний уровень составляют центры управления и обработки информации по вестибюлям и станциям. В них входят программное обеспечение, необходимое для управления устройствами нижнего уровня, сбора и обработки информации, поступающей от этих устройств, а также средства вычислительной техники, на которых установлено и функционирует данное программное обеспечение: серверы вестибюлей (MSDE-серверы производства Уральского завода вычислительной техники – УЗВТ), рабочие станции операторов на станциях (УЗВТ), источники бесперебойного питания для серверов и рабочих станций. Связь между оборудованием нижнего и среднего уровней осуществляется по интерфейсу RS485 с использованием витой пары с негорючей изоляцией. Верхний уровень представляет собой центр управления и обработки информации по всему метрополитену. Он включает в себя специализированное программное обеспечение, необходимое для обработки данных, а также вычислительную технику производства Hewlett-Packard и УЗВТ. Связь между серверным оборудованием среднего и верхнего уровней осуществляется посредством КСПД.

Опытная эксплуатация системы была начата в середине июля на станции «Площадь 1905 года». Испытания системы будут продолжаться до конца сентября. На основании результатов тестовой эксплуатации система будет доработана и введена в промышленную эксплуатацию. При этом планируется выпустить 50 тыс. транспортных карт.