Агрегаторы добудут информацию из IoT

Логотип компании
03.11.2016Автор
Агрегаторы добудут информацию из IoT

Сергей Монин

До недавнего времени основным препятствием для IoT была высокая стоимость беспроводных линий передачи данных, будь то GSM- или Wi-Fi-каналы. Однако в 2015 году появился новый энергоэффективный сетевой протокол LoRaWAN (Long Range Wide Area Networks).

На первом заседании пресс-клуба компании Softline состоялся разговор о проблемах «Интернета вещей».

Об «Интернете вещей» (Internet of Things, IoT) говорят много, но строгого определения этого понятия пока нет. Все соглашаются, что речь идет об устройствах, которые обмениваются через Интернет информацией о своем состоянии с другими устройствами или людьми. Сергей Монин, эксперт Softline по сетевым решениям, напомнил, что аналогичные задачи решались уже лет тридцать назад в рамках АСУ ТП c помощью проводной связи.

До недавнего времени основным препятствием для IoT была высокая стоимость беспроводных линий передачи данных, будь то GSM- или Wi-Fi-каналы. Однако в 2015 году появился новый энергоэффективный сетевой протокол LoRaWAN (Long Range Wide Area Networks) и теперь датчик в комплекте с передатчиком, способным передавать небольшие объемы информации, и батарейкой на 10 лет работы обходится в 3-4 евро. Дальность действия передатчика – 15 км в сельской местности и до 2 км в городе. С LoRaWAN конкурирует новая технология Narrow Band IoT, которую продвигает Huawei, но она еще не стандартизирована.

Появление дешевых беспроводных решений стало мощным драйвером развития IoT. Второй важный драйвер – так называемые «туманные вычисления», когда аналитика из ЦОДа перемещается в маршрутизатор. Это значит, что не нужно все данные передавать в центр, можно анализировать их на промежуточном уровне и передать дальше уже результат, т.е. гораздо меньший объем информации.

Решения IoT будут востребованы прежде всего большими государственными системами, считает руководитель отдела инфраструктурных проектов Softline

Агрегаторы добудут информацию из IoT. Рис. 1
Алексей Стрельников
Алексей Стрельников, а также получат распространение в области промышленной безопасности и транспорте. В нескольких пилотных проектах Softline уже принимает участие. Следующим шагом будет сбор данных с нескольких предприятий в рамках одного холдинга и их анализ с целью оптимизации производства. На транспорте IoT уже используется (пример – известная система «Платон») и будет использоваться все более широко.

Один из главных вопросов, которые стоят сейчас перед IoT – что делать с растущим объемом собираемых данных, в частности – в рамках государственных проектов. Руководитель отдела сетевых решений Softline Дмитрий Новиков полагает, что могут появиться компании-

Агрегаторы добудут информацию из IoT. Рис. 2
Дмитрий Новиков
агрегаторы, которые будут на коммерческой основе вести обработку массивов данных и извлекать из них полезную информацию для государства или для продажи заинтересованным компаниям – конечно, с соблюдением всех законов и правил. Например, уже сейчас можно извлечь много полезного из IoT-систем на транспорте. Другой пример – мобильные операторы, которых государство принуждает хранить огромные объемы сведений о переговорах своих абонентов. Если они не научатся извлекать из этих данных коммерческую пользу, их хранение будет для них чистым убытком. Между тем даже показатель ARPU, усредненный по жилым кварталам или микрорайонам, представляет большой интерес для ритейлеров, планирующих открыть новые торговые точки.

Softline ведет несколько IoT-проектов в России и ближнем зарубежье, в частности, связанных с контрольно-кассовой техникой, с маркировкой изделий из меха и т. п., так что задача обработки собранных данных представляет для компании практический

Агрегаторы добудут информацию из IoT. Рис. 3
Дмитрий Львов
интерес. Дмитрий Львов, эксперт Softline по «умным городам», подчеркивает, что чем больше разных датчиков сообщают информацию об объекте, тем более качественные и взвешенные решения могут быть приняты на их основе. Однако решения в конечном счете всегда за человеком. Так, например, в системе «Безопасный город» диспетчеру не нужны десятки экранов, он смотрит только на два: ленту событий и карту города. Его задача выбрать события, требующие реакции оперативных служб, а с помощью карты он определяет, какими ресурсами может распорядиться для ликвидации инцидентов. Чем «интеллектуальнее» система, тем более полное решение она ему предлагает - вплоть до того, что диспетчеру остается только согласиться с предложением системы или отказаться от него. Но окончательное решение принимает диспетчер, и именно он несет за него ответственность.

Смотреть все статьи по теме "Умный город (Smart city)"

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Похожие статьи