Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу

Логотип компании
Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу
Что могут предложить банки своим самым состоятельным клиентам? И пользуются ли люди, чьи свободные средства исчисляются десятками миллионов, онлайн-банкингом и мобильными приложениями?..

Что могут предложить банки своим самым состоятельным клиентам? И пользуются ли люди, чьи свободные средства исчисляются десятками миллионов, онлайн-банкингом и мобильными приложениями? На эти вопросы отвечали эксперты в ходе круглого стола «Private banking – услуги для клиентов премиум-сегмента», организаторами которого выступили порталы «TT Finance» и «Общественный контроль».

Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу. Рис. 1
Владимир Джикович

            Владимир Джикович, президент Ассоциации Банков Северо-Запада, отметил, что по его мнению, в банках в будущем все будет концентрироваться вокруг индивидуального подхода. Кроме того, те услуги, которые ранее предлагались только крупным клиентам, будут предлагаться и массовому сегменту. В частности, это страхование, в том числе инвестиционное страхование.

           






Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу. Рис. 2
Иван Макаров

Иван Макаров, представитель банка ВТБ24, отметил, что раньше многие финансовые учреждения называли «приват-банкингом» обслуживание клиентов, у которых есть золотые карты Visa или Master Card. И что в банковской сфере по-прежнему существуют разночтения, что же такое «приват-банкинг». Что касается ВТБ24, то в верхний сегмент обслуживания, то есть в сегмент «приват-банкинга», входят клиенты, которые передали в управление банку сумму в 30 млн рублей и выше. Средний объем средств, который передается банку, составляет несколько сотен миллионов рублей. Для тех клиентов, ежемесячный доход которых составляет от 100 тыс. рублей и выше, ВТБ24 предлагает обслуживание класса «привилегия». В год за пакет таких услуг клиент платит порядка 25-30 тыс. рублей. Сейчас у ВТБ24 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области порядка 70 офисов, и в 42 из них есть спецподразделения для обслуживания клиентов привилегированных сегментов. К осени прошлого года суммарный объем привлеченных от VIP-клиентов средств превысил 100 млрд рублей. Интересно, что как отметил г-н Макаров, порядка 40% привлеченных банком средств поступают от клиентов «приват-банкинга», еще порядка 30% от клиентов класса «привилегия», и только оставшиеся 30% приносит массовый сегмент.

Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу. Рис. 3
Светлана Поддубная

            Светлана Поддубная, начальник управления частного банковского обслуживания филиала Абсолют Банка в Санкт-Петербурге, сообщила, что подразделение «Абсолют Частный банк», которое обслуживает VIP-клиентов, работает с 2014 года, и уже показало серьезные результаты. В конце февраля для клиентов был открыт новый флагманский VIP-офис в центре Петербурга. Порог входа для получения статуса VIP в этом банке - размещение средств в любых продуктах банка или его партнеров от 15 млн. руб. в Москве или Санкт-Петербурге, и от 5 млн. руб. в остальных регионах присутствия. Есть и другой вариант — покупка банковской карты VISA Infinite, которая даже при отсутствии депозита на необходимую сумму открывает возможность обслуживания в банке, использование услуг персонального менеджера, особых условий по продуктам и прочие услуги.  В пассивах Абсолют Банка в Санкт-Петербурге доля VIP-клиентов составляет около 70%, а если говорить об «Абсолют Частный банк» в целом по России, то средства VIP-клиентов составляют примерно половину в портфеле пассивов.

В последнее время наблюдается рост инвестиций VIP-клиентов в иные, отличные от банковских вкладов, продукты, такие как еврооблигации и структурные продукты с защитой капитала. В целом доля инвестиционных продуктов растет по частному банку - рост проникновения инвестиционных продуктов более чем в 2,5 раза за 2016 год. Также за 2016 год прирост по портфелю состоятельных клиентов в Санкт-Петербурге составил около 30% по сравнению с 2015 годом.

Клиенты приват-банкинга не доверяют онлайн-банкингу. Рис. 4
Ксения Мозговая

Ксения Мозговая, руководитель Центра премиального обслуживания филиала ПАО «Банк Уралсиб» в Санкт-Петербурге, сообщила, что у них делят клиентов на три сегмента обслуживания в зависимости от суммы привлеченных средств - клиенты, доверившие в управление от 3 до 10 млн рублей (сегмент Mass Affluent), от 10 до 60 млн (Affluent) и свыше 60 млн (HNWI - High Net Wealth Individual). Последняя категория - это классический private banking по швейцарской модели, в который помимо традиционного банковского обслуживания входят инвестиционные продукты и решения, организация путешествий, страхование, а также юридическая и налоговая поддержка. Партнерами банка выступают банковские учреждения Австрии и Швейцарии.

При этом клиент может относиться к премиальному сегменту не только исходя из переданных в управление своих сбережений, но и из расчета его кредитного портфеля. Например, к статусной модели обслуживания Affluent относятся клиенты с установленным кредитным лимитом от 10 до 60 млн. руб.

            Из интересных особенностей — порядка 60% своих средств клиенты «приват-банкинга» из Санкт-Петербурга размещают в рублях. В Москве ситуация обратная: там состоятельные клиенты, которые обслуживаются в УРАЛСИБ | Private Bank, предпочитают хранить большую часть сбережений в различных валютах (доллары, евро и швейцарские франки) и лишь около трети – в рублях

            Иван Макаров отметил, что собственно банковским обслуживанием услуги VIP-клиентам не ограничиваются. Так, однажды клиент «приват-банкинга», прогуливаясь по берегу моря во Франции, увидел яхту, которая ему понравилась. Он сделал звонок в банк и попросил эту яхту приобрести, чем сотрудники ВТБ24 и занялись. Кроме того, среди дополнительных услуг востребовано планирование путешествий и поездок.

            Примечательным является отношение клиентов private banking к современным технологиям. Г-жа Поддубная отметила, что несколько лет назад большинство VIP-клиентов редко использовали дистанционные каналы обслуживания и предпочитали обычные кнопочные мобильные телефоны. Чаще всего - из соображений безопасности. Но сейчас ситуация меняется и теперь все больше состоятельных клиентов стали пользоваться современными гаджетами и активно приобщаются к  новых техническим сервисам.

            А г-жа Мозговая из «УРАЛСИБа» отметила, что клиенты, передавшие в управление до 60 млн рублей, более активно пользуются онлайн-приложениями. Но те, что передали больше 60 млн, чаще всего крайне осторожно относятся к online-банкингу. Большинство из них осторожные консерваторы в возрасте от 40 лет и старше.

Опубликовано 15.03.2017

Похожие статьи