Беспилотники будут спасать тонущих в Москве, а также следить за отдыхающими

Логотип компании
Беспилотники будут спасать тонущих в Москве, а также следить за отдыхающими
Наступившим летом беспилотные летательные аппараты будут помогать спасателям на водах. В Москве дроны, оснащенные видеокамерами, будут патрулировать зоны пляжного отдыха.

Наступившим летом беспилотные летательные аппараты будут помогать спасателям на водах. В Москве дроны, оснащенные видеокамерами, будут патрулировать зоны пляжного отдыха. Отснятое аппаратами видео будет транслироваться на планшеты спасателей, что даст им возможность оперативно следить за обстановкой на контролируемой территории, вовремя заметить несчастный случай (например, тонущего или травмированного человека, потерявшегося ребенка) и прийти на помощь. Кроме того, с помощью дронов спасатели получат информацию и обо всех нарушениях в пляжной зоне: несанкционированных кострах и попытках оставить мусор.

В наступившем пляжном сезоне под контролем дронов окажутся 11 зон отдыха у воды: Большой Садовый пруд, пляж «Левобережный» на канале им. Москвы, пляжи Строгинской поймы, озера Белое, Черное и Школьное, зоны отдыха «Тропарево», «Мещерское», «Серебряный бор - 2» и «Серебряный бор -3», а также Большой городской пруд в г. Зеленоград. Помогать спасателям будут более 20 квадрокоптеров нового поколения.

Как сообщают в Главном управлении МЧС России по Москве, в Москве для наблюдения за водоемами массовое использование беспилотников произойдет впервые. В прошлом 2017 г. устройства использовались для наблюдения за акваторией Москвы-реки в рамках пилотного проекта, который был признан успешным, и растиражирован для использования службами спасения на водах.

Во всем мире беспилотники уже успели проявить себя в самых разных сферах. Первыми им нашли применение военные. С помощью беспилотных аэростатов с часовым механизмом австрийская армия бомбардировала Венецию еще в далеком 1849 г. Сегодня перспективы использования этих устройств несравнимо шире, а области применения – намного разнообразнее.

Например, с июня 2017 г. на Международной космической станции работает японский дрон IntBall - он снимает и готовит фото- и видеоотчеты об экспериментах, проводимых космонавтами. Дроны используются съемочными бригадами для получения красивых панорамных видов с высоты. А в Австралии спроектировали беспилотник, который может сопровождать спортсмена-бегуна, подсказывая нужную скорость, чтобы не сбиться с дыхания, а также «бегая» с ним наперегонки. В Мексике дрон с тепловизором нашел древнее поселение. Артисты используют устройства для организации световых шоу в ходе своих выступлений. А масштабное выступление квадрокоптеров со светодиодами в рамках музыкального номера на выставке CES-2016 даже вошло в Книгу рекордов Гиннеса. Задействовать летающих роботов в кукольных представлениях намеревается и компания Disney.

Сеть ресторанов Wokker применяет коптеры для рекламы своих блюд, запуская их около бизнес-центров и приглашая «офисный планктон» на ланч. А в лондонском ресторане Yo Sushi дроны вместо официантов доставляют поднос с едой прямо к столику посетителя. Беспилотники компании DJI используются в скотоводстве для поиска отбившихся от стада животных.

Французские виноделы с помощью дронов получают видеоотчеты о размере урожая, нашествиях вредителей, состоянии почвы и даже об уровне зрелости ягод. А компания Google анонсировала масштабный проект по созданию сети беспилотных спутников, которые обеспечат интернет-покрытие во всем мире.

Ученые Гарвардского университета создали робопчелу RoboВee, которая умеет летать в заданном направлении, зависать в воздухе, плавать в воде, садиться на растения. А их коллеги из Национального института передовой промышленной науки и технологии даже научили ее опылять растения. С помощью миниботов ученые надеются пополнить масштабно вымирающую популяцию пчел и поддержать экологию.

С самой лучшей стороны беспилотники показали себя в сферах охраны и обнаружения чрезвычайных ситуаций. Дроны активно используются службами полиции, правоохранительных органов и спецслужбами многих стран для контроля разного рода объектов, мониторинга мест массового скопления людей для обеспечения безопасности, мониторинга дорожного движения, обнаружения плантаций наркосодержащих растений, незаконных вырубок, пожаров и т.д. Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn применяет их для предотвращения актов вандализма, выслеживая хулиганов-граффитистов и отпугивая их. Спасателям Швейцарии помогает найти заблудившихся грибников квадрокоптер, умеющий ориентироваться в лесу, находить протоптанные человеком тропинки и летать над ними на высоте около двух метров, уворачиваясь от деревьев.

В Израиле прошел испытания беспилотник вертикального взлета, способный вывезти из зоны бедствия сразу двух раненых. Он оснащен камерами, при помощи которых медики могут общаться с пострадавшими, и системами, способными отслеживать их основные медицинские показатели.

В России уже несколько лет беспилотники используют специалисты Авиалесоохраны для мониторинга и тушения лесных пожаров, обнаружения лесных завалов, незаконных вырубок леса, сотрудники Рыбоохраны – для поиска браконьеров и незаконного вылова сетью. В МВД России они применялись для мониторинга безопасности во время проведения массовых и важных мероприятий, в ГИБДД - для оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах.

Самой перспективной сферой применения дронов многие эксперты называют доставку небольших грузов. Еще в 2013 г. компания Amazon начала работу над проектом по доставке посылок на территории США силами беспилотных «воздушных курьеров». Сегодня он находится в стадии тестирования. Еще одна компания — Domino’s pizza – в 2016 г. с помощью дрона доставила свой первый заказ в Новой Зеландии, и, вдохновленная успехом, планирует охватить беспилотниками своих клиентов в шести странах мира, в том числе Японии и Германии.

Не намерены отставать от своих зарубежных коллег и российские ведомства, отвечающие за доставку. Так, к примеру, в начале лета этого года конструкторское бюро компании «Авиарешения» и правительство Харабовского края обнародовали соглашение, подразумевающее использование грузовых дронов в труднодоступных и особо удаленных районах региона для доставки почтовых грузов и для поставки продовольствия и оборудования геологам и золотодобытчикам.

А вот тестовый запуск дрона «Почтой России» в Улан-Удэ оказался неудачным. Ведомство муссирует вопрос об использовании таких аппаратов для доставки грузов в районы со сложным ландшафтом последние два-три года. Но пробная доставка посылки, состоявшаяся в апреле 2018 г., окончилась плачевно – дрон сразу после старта врезался в стену и развалился на части. Правда, буквально через несколько дней компании «Магнетар», производитель разбившегося беспилотника, повторила запуск, и в этот раз аппарат успешно доставил груз получателю, реабилитировав себя в качестве воздушного почтальона.

Еще одно направление, где летающие роботы могут принести реальную пользу – риелторская деятельность. С помощью дрона потенциальный покупатель может совершить виртуальную прогулку вокруг здания и внутри него. Успешный опыт уже имеют и российские продавцы недвижимости. Так, в хабаровском краевом центре государственной кадастровой оценки и учета недвижимости «Хабкрайкадастр» работают два комплекса Geoscan, проводившие съемки территории по программе «Дальневосточный гектар» и мониторинг сельскохозяйственных земель.

Стоит отметить, что применение беспилотных летательных аппаратов в России строго регламентировано действующим законодательством. Первое и главное ограничение – взлетная масса. Если квадрокоптер весит больше 30 кг, из разряда безобидной игрушки он переходит в разряд беспилотных летательных средств, подлежащих обязательной регистрации с применением меток RFID и сертификации. План каждого полета необходимо предоставлять на согласование в зональный центр Единой системы по организации воздушного движения, а затем, на основе этих документов, внешнему пилоту коптера, который обязательно должен иметь свидетельство авиационного персонала гражданской авиации и сертификат летной годности, предоставляется официальное разрешение на полет. На практике сделать это очень сложно, поскольку к согласованию каждого полета подключается масса государственных ведомств, включая ФСБ, Комитет по дорожному хозяйству и транспорту, городская администрация.

Предполагалось, что «игрушки» весом от 250 граммов до 30 кг также будут подлежать обязательному учету, однако его порядок правительственным органом РФ пока не выработан.

Сами полеты, если владельцу дрона удалось получить все необходимые документы и согласования, также ограничены. Беспилотнику нельзя летать на высотах, где он может столкнуться с гражданским или военным судном, около полигонов, военных баз и других особо охраняемых объектов, в приграничных территориях, а также над большими скоплениями людей. Например, в городах-участниках Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России этим летом, для владельцев беспилотников установлены и уже действуют дополнительные, довольно жесткие правила. Определены зоны, в которых полеты дронов ограничены или запрещены полностью. Как правило, это зоны аэропортов, центра города и спортивных объектов. Нарушителей ждут не только существенные штрафы, но и конфискация летательных аппаратов. Этими мерами, в том числе, силовые структуры намерены минимизировать любые, даже самые незначительные риски.

Похожие статьи