Наше ПО на технически сложные устройства

Логотип компании
01.12.2019Автор
Наше ПО на технически сложные устройства
Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон, обязывающий устанавливать на продаваемые «технически сложные» устройства строго отечественное ПО на момент его реализации в торговых точках России...

Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон, обязывающий устанавливать на продаваемые «технически сложные» устройства строго отечественное ПО на момент его реализации в торговых точках России. За нарушение закона предусмотрен штраф – от 100 до 500 тысяч рублей для физических лиц и от 500 тысяч до 1 млн рублей – для юридических лиц.

Несмотря на то, что законопроект означает серьезные перемены на российском рынке, понять суть законопроекта не так-то просто. Разработчик законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский, использует два понятия - электронно-вычислительная машина (ЭВМ) и отдельные виды технически сложных устройств с предварительно установленными программами. Именно последнее – предварительно установленные программы - должны быть российского производства.

Для начала стоит разобраться, что же такое ЭВМ. Понятие это отнюдь не новое, но мало известно современной молодежи, а более старшее поколение не совсем правильно сочтет ее устаревшим советским синонимом слова «компьютер». В действительности электронно-вычислительная машина является разновидностью компьютера, основанного на электронных компонентах. Из других разновидностей компьютера эпизодически упоминается квантовый, который, однако, так и не вышел за пределы экспериментальных разработок (соответственно, квантово-вычислительной машины).

Реанимируя термин ЭВМ, соавторы законопроекта (группа из шести депутатов Госдумы) выделяют те ЭВМ, которые используют отдельные виды технически сложных устройств с предустановленными программами. Однако известно, что программы могут быть установлены только на операционную систему, и именно под ней подразумеваются «отдельные виды сложных товаров». К ЭВМ относятся как смартфоны, планшеты, так и компьютеры всех видов и Smart TV. В законопроекте Боярского понятие ЭВМ выступило объединяющим термином для смартфонов, планшетов, и компьютеров всех видов, а также Smart TV, поскольку смартфоны в настоящее время к компьютерам не относятся, хотя, безусловно, исторически ими являются. Главным же итогом является то, что на все ЭВМ будет установлено российское ПО.

Исторически проблема встроенного в ОС ПО известна, прежде всего в ключе Internet Explorer на ОС Microsoft. Microsoft длительное время была практически монополистом рынка настольных ОС, и в связи с этим подвергалась критике за невозможность выбрать браузер по умолчанию. Лишь в 2009 году (и то – первоначально лишь в европейские версии) в ОС Windows была вставлена возможность выбирать по умолчанию другой браузер, помимо Internet Explorer.

Иная ситуация в мобильных ОС, которых в настоящее время двое – Android и iOS. Android, при значительном количестве своих недостатков, способен поддаваться кастомным прошивкам и по этой причине замена базовых программ с иностранного на российские не приведет к переменам. Иная ситуация у Apple. Любой гаджет Apple, купленный в любой стране, совершенно (кроме языка) один и тот же – два iPhone одной модификации одинаковые, вне зависимости, где они были приобретены. Apple полностью унифицирует по всем странам свои гаджеты. По этой причине многие эксперты отдельно назвали законопроект «анти-эпловским», так как он создает серьезные проблемы именно яблочной компании. Отказавшись предустановленное ПО делать российским на девайсах, компания будет вынуждена уходить с российского рынка, что беспрецедентно для Apple. Некоторые эксперты предсказывают именно этот вариант, предрекая уход Apple в «серую зону» - все устройства в России в результате будут неофициальными, однако их продажа будет запрещена.

Однако популярность товаров Apple слишком велика, поэтому эксперты в таком случае единодушно предсказывают появление крупного промежуточного серого рынка между западными странами и российскими ретейлерами. По денежной доле выручки Apple лидирует на российском рынке (32,1%), далее Samsung (26,3%) и Honor (22%), а по штучной - занимает третье место после Honor (бренда Huawei) и Samsung, c долей 11%.

Переняв опыт известных политиков, будут применяться офшорные транзакции, сделки в криптовалютах, «серые схемы», фиктивные контракты, а также отчасти контрабандный ввоз аппаратов и устройств. Обратный вариант же приведет к серьезному урону имиджа Apple, и тому что другие страны также могут начать разрушать жесткую монополию Apple на установку приоритетного ПО, особенно на наиболее массовые iOS-устройства. Причем фактически любой владелец в App Store или Mac App Store может при желании установить программы иностранного производства, поэтому замена десятка основных иконок после покупки нового аппарата не должны нанести де-факто материального ущерба Apple, поэтому компанию эксперты упрекают в чрезмерной гордыне. Кроме того, на популярность самой продукции Apple в пределах России это практически не повлияет, а как транзитный пункт перепродажи техники Apple Россия используется редко. Как правило, «серые» аппараты ввозятся через США.

Однако Apple, хотя и выступает самым активным критиком законопроекта, и после принятия закона в третьем чтении Советом Федерации не заявляет о намерении уйти из России и хранит молчание. Основным лоббистом законопроекта среди российских корпораций считается «Яндекс». Apple, в отличие от подавляющего большинства производителей гаджетов, сам импортирует и сертифицирует свои устройства, и поэтому не может воспользоваться услугами компаний-посредников для промежуточной перепрошивки аппаратов.

Похожие статьи