Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год

Логотип компании
Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год
Законом о «суверенном» Интернете было внесено точечное изменение в порядок блокировки информационных ресурсов, на которых распространяется информация, обрабатываемая с нарушением законодательства о персональных данных...

(Продолжение. Начало в IT News №02/2020)

5. Изменения в обороте информации

Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год. Рис. 1

5.1. Расширение поводов к блокировке информации

В 2019 году российское законодательство, регулирующее правоотношения в информационной сфере, претерпело ряд изменений. Ключевые изменения затронули порядок блокировки информационных ресурсов. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее «Закон об информации») был дополнен рядом поводов к ограничению доступа к информационным ресурсам, а Кодекс об административных правонарушениях – соответствующими административными составами:

Поводы к блокировке информации

Административная ответственность

1.

Распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений (“fake news”), создающей угрозы:

·        причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу;

·        массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности; либо

·        создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

200 000 – 1 500 000 рублей с возможностью конфискации предмета административного правонарушения

(в отношении юридического лица)

2.

Распространение информации, которая выражает явное неуважение к обществу, государству, органам власти, официальным государственным символам и Конституции РФ и выражена в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность.

30 000 – 300 000 рублей

(независимо от субъекта)

3.

Установление нарушения порядка деятельности иностранного СМИ, которое выполняет функции иностранного агента, или учрежденного им российского юридического лица. Такое нарушение должно быть установлено вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении.

Порядок блокировки будет установлен Правительством РФ.

500 000 – 5 000 000 рублей

(в отношении юридического лица)

5.2. Изменения в порядке блокировки информации

В контексте вопроса о порядке блокировки информации считаем важным напомнить, что в октябре 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административном судопроизводстве, определяющие судебную процедуру блокировки спорной информации. Эти изменения должны поменять ставшую стандартной практику рассмотрения подобных требований не в административном порядке (в котором администраторы сайтов со спорной информацией далеко не всегда привлекались в качестве участников), а в рамках особого гражданского судопроизводства.

Законом о «суверенном» Интернете было внесено точечное изменение в порядок блокировки информационных ресурсов, на которых распространяется информация, обрабатываемая с нарушением законодательства о персональных данных. В Законе об информации теперь закреплено, что операторы связи обязаны незамедлительно ограничивать доступ к таким информационным ресурсам после получения информации об этом в Реестре нарушителей прав субъектов персональных данных.

5.3. Исключения из запрета использования нацистской и экстремистской символики и атрибутики

В 2019 году был уточнен запрет на использование нацистской или сходной с ней до степени смешения символики и атрибутики, который ранее являлся безусловным. Использование нацистской или сходной с ней до степени смешения символики и атрибутики, а также символики и атрибутики экстремистских организаций, теперь допускается, но только если в рамках или в результате такого использования формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма, а также отсутствуют признаки их пропаганды или оправдания.

Указанные изменения будут иметь существенное значение для индустрии компьютерных игр и мобильных приложений, киноиндустрии (в особенности для получения прокатных удостоверений на фильм), сферы образования, искусства, литературы и науки, а также будут учитываться при блокировке информации, распространяемой с нарушением закона.

5.4. Информационная защита детей

В части законодательства об информации, запрещенной для распространения среди детей, в 2019 году произошло два ключевых изменения.

Во-первых, был дополнен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей. К такой запрещенной информации теперь относится также любая информация, которая содержит изображение или описание сексуального насилия. Стоит отметить, что данный запрет не предполагает каких-либо исключений (в том числе в тех случаях, например, когда выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим).

Во-вторых, полномочия по принятию решения о блокировке информационных ресурсов, на которых распространяется информация о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, были распределены между Роскомнадзором и Федеральным агентством по делам молодежи (далее – «Росмолодежь»). Росмолодежь наделена полномочиями принимать решения о блокировке информационных ресурсов, не признаваемых продукцией СМИ, на которых распространяется указанная информация, а также информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни, здоровья либо для жизни, здоровья третьих лиц. В свою очередь, Роскомнадзор вправе принимать решения о блокировке информационных ресурсов, признаваемых продукцией СМИ, на которых распространяется информация о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий.

5.5. Многомиллионные штрафы отдельных субъектов

Еще одно важное изменение – введение многомиллионных административных штрафов за повторное нарушение отдельных обязанностей, установленных в Законе об информации, в том числе обязанностей, введенных Законом Яровой. В частности, установлены повышенные штрафы в отношении:

·        организаторов распространения информации (например, социальных сетей, почтовых сервисов, облачных сервисов и др.) – до 6 000 000 руб.

·        владельцев мессенджеров – до 2 000 000 руб.

·        операторов поисковых систем – до 5 000 000 руб.

·        владельцев аудиовизуальных сервисов – до 5 000 000 руб.

6. Законодательство о цифровых правах и краудфандинге

Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год. Рис. 2

1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ» (далее – «Закон», «Закон о цифровых правах»).

На основании Закона цифровые права введены в состав объектов гражданских прав. Содержание и виды цифровых прав Закон не раскрывает. Цифровыми правами будут признаваться обязательственные и иные права, названные в таком качестве в законодательстве. Условия осуществления цифровых прав должны определяться правилами информационной системы, которая также должна будет соответствовать законодательным требованиям. Таким образом, цифровые права, которые прямо не поименованы в законодательстве или которые обращаются в рамках информационной системы, не соответствующей требованиям законодательства, цифровыми правами признаваться не будут.

На данный момент единственный закон, который предусматривает понятие и правила обращения одного из видов цифровых прав – это Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон о краудфандинге»), которым создана правовая основа для привлечения инвестиций через специальные сайты – инвестиционные платформы (Планируется введение и иных видов цифровых прав. Так, в первом чтении принят законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».).

Закон о краудфандинге устанавливает понятие утилитарных цифровых прав, под которыми понимается право требовать передачи вещи или исключительных прав (прав использования) на результаты интеллектуальной деятельности и право требовать выполнения работ или оказания услуг. Указанные права признаются цифровыми, только если они изначально возникли на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами, предусмотренными Законом о краудфандинге. Также Закон о краудфандинге ввел такую разновидность бездокументарной ценной бумаги, как цифровое свидетельство, которым удостоверяются утилитарные цифровые права.

Закон о краудфандинге детально регулирует субъектный состав лиц, участвующих в правоотношениях в сфере привлечения инвестиций через инвестиционные платформы, устанавливает способы, договорные конструкции для инвестирования, требования к ним; порядок осуществления платежей и т.д. В частности, предусматривается, что:

·        Инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица. По общему правилу максимальная сумма инвестиций физических лиц не может превышать сумму в 600 000 рублей в год. Из этого правила есть ряд исключений.

·        Привлекать инвестиции могут индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые (руководители которых) имеют неснятую или непогашенную судимость за отдельные категории преступлений.

·        Максимальная сумма инвестиций, которую можно ежегодно привлекать с помощью инвестиционных платформ, не должна превышать 1 млрд рублей в год (Эта цифра может меняться в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».). При привлечении инвестиций индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять ряд установленных Законом о краудфандинге требований, в том числе, в части выпуска инвестиционного предложения, соответствующего требованиям данного Закона.

·        Оператором может быть только российское хозяйственное общество (акционерное или с ограниченной ответственностью), включенное в специальный реестр, на счетах которого должно быть не менее 5 000 000 рублей собственных средств. Закон о краудфандинге устанавливает запрет на осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций в рамках инвестиционной платформы для отдельных субъектов. Операторы обязаны идентифицировать инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции; получить от инвестора – физического лица подтверждение ознакомления с инвестиционными рисками и принятия на себя таких инвестиционных рисков; установить правила инвестиционной платформы и т.д.

·        Осуществлять надзор за деятельностью операторов будет Центральный банк РФ.

Закон о краудфандинге вступил в силу 1 января 2020 года. При этом предусмотрен переходный период до 1 июля 2020 года, в течение которого все существующие инвестиционные платформы должны быть приведены в соответствие с введенными требованиями. Работу сайтов для сбора пожертвований и предзаказов Закон о краудфандинге не регулирует.

7. Электронные трудовые книжки

Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год. Рис. 3

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ (далее – «Закон»), которым предоставлена возможность отказаться от ведения трудовых книжек в бумажной форме.

Закон предусматривает обязанность работодателя формировать основную информацию о трудовой деятельности и стаже работников (далее – «сведения о трудовой деятельности») в электронном виде. К сведениям о трудовой деятельности, в том числе, относится информация о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора. Сведения о трудовой деятельности в электронном виде фактически заменяют функционал трудовых книжек.

Работодатель вправе формировать сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде с использованием как собственных программных средств, так и бесплатного сервиса Пенсионного фонда РФ (кабинет страхователя - https://es.pfrf.ru/). Работодатель должен обеспечить техническую готовность предоставлять сведения о трудовой деятельности в электронном виде в Пенсионный фонд РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Сведения могут быть предоставлены в Пенсионный фонд РФ в письменной форме, если в организации работает менее 25 человек.).

До 30 июня 2020 года работодатель обязан уведомить работников об изменениях в порядке формирования сведений о трудовой деятельности, а также о праве работника подать заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде или предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде (далее – «Заявление»). Каждый работник должен подать работодателю Заявление до 31 декабря 2020 года. Если Заявление не подано, работодатель продолжает вести трудовую книжку соответствующего работника в бумажном виде. Отдельные категории работников (например, находящиеся в отпуске или на больничном), которые не имели возможности подать Заявление в срок, смогут сделать это позднее.

Если работник поступает на работу впервые после 31 декабря 2020 года, сведения о его трудовой деятельности ведутся только в электронном виде, а трудовая книжка не оформляется.

В течение 2020 года работодателям потребуется привести в соответствие с Законом свои внутренние локальные нормативные акты в части формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности, либо осуществить их разработку и принятие.

Виктор Наумов,

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,

руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, соруководитель европейской практики в области

регулирования Интернета и технологий

Опубликовано 07.04.2020

Похожие статьи