IT NewsНовости рынкаИТ Рынок

Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год

| 07.04.2020

Основные изменения российского ИКТ-законодательства за 2019 год

(Продолжение. Начало в IT News №02/2020)

5. Изменения в обороте информации

img

5.1. Расширение поводов к блокировке информации

В 2019 году российское законодательство, регулирующее правоотношения в информационной сфере, претерпело ряд изменений. Ключевые изменения затронули порядок блокировки информационных ресурсов. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее «Закон об информации») был дополнен рядом поводов к ограничению доступа к информационным ресурсам, а Кодекс об административных правонарушениях – соответствующими административными составами:

Поводы к блокировке информации

Административная ответственность

1.

Распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений (“fake news”), создающей угрозы:

·        причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу;

·        массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности; либо

·        создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

200 000 – 1 500 000 рублей с возможностью конфискации предмета административного правонарушения

(в отношении юридического лица)

2.

Распространение информации, которая выражает явное неуважение к обществу, государству, органам власти, официальным государственным символам и Конституции РФ и выражена в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность.

30 000 – 300 000 рублей

(независимо от субъекта)

3.

Установление нарушения порядка деятельности иностранного СМИ, которое выполняет функции иностранного агента, или учрежденного им российского юридического лица. Такое нарушение должно быть установлено вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении.

Порядок блокировки будет установлен Правительством РФ.

500 000 – 5 000 000 рублей

(в отношении юридического лица)

5.2. Изменения в порядке блокировки информации

В контексте вопроса о порядке блокировки информации считаем важным напомнить, что в октябре 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административном судопроизводстве, определяющие судебную процедуру блокировки спорной информации. Эти изменения должны поменять ставшую стандартной практику рассмотрения подобных требований не в административном порядке (в котором администраторы сайтов со спорной информацией далеко не всегда привлекались в качестве участников), а в рамках особого гражданского судопроизводства.

Законом о «суверенном» Интернете было внесено точечное изменение в порядок блокировки информационных ресурсов, на которых распространяется информация, обрабатываемая с нарушением законодательства о персональных данных. В Законе об информации теперь закреплено, что операторы связи обязаны незамедлительно ограничивать доступ к таким информационным ресурсам после получения информации об этом в Реестре нарушителей прав субъектов персональных данных.

5.3. Исключения из запрета использования нацистской и экстремистской символики и атрибутики

В 2019 году был уточнен запрет на использование нацистской или сходной с ней до степени смешения символики и атрибутики, который ранее являлся безусловным. Использование нацистской или сходной с ней до степени смешения символики и атрибутики, а также символики и атрибутики экстремистских организаций, теперь допускается, но только если в рамках или в результате такого использования формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма, а также отсутствуют признаки их пропаганды или оправдания.

Указанные изменения будут иметь существенное значение для индустрии компьютерных игр и мобильных приложений, киноиндустрии (в особенности для получения прокатных удостоверений на фильм), сферы образования, искусства, литературы и науки, а также будут учитываться при блокировке информации, распространяемой с нарушением закона.

5.4. Информационная защита детей

В части законодательства об информации, запрещенной для распространения среди детей, в 2019 году произошло два ключевых изменения.

Во-первых, был дополнен перечень информации, запрещенной для распространения среди детей. К такой запрещенной информации теперь относится также любая информация, которая содержит изображение или описание сексуального насилия. Стоит отметить, что данный запрет не предполагает каких-либо исключений (в том числе в тех случаях, например, когда выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим).

Во-вторых, полномочия по принятию решения о блокировке информационных ресурсов, на которых распространяется информация о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, были распределены между Роскомнадзором и Федеральным агентством по делам молодежи (далее – «Росмолодежь»). Росмолодежь наделена полномочиями принимать решения о блокировке информационных ресурсов, не признаваемых продукцией СМИ, на которых распространяется указанная информация, а также информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни, здоровья либо для жизни, здоровья третьих лиц. В свою очередь, Роскомнадзор вправе принимать решения о блокировке информационных ресурсов, признаваемых продукцией СМИ, на которых распространяется информация о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий.

5.5. Многомиллионные штрафы отдельных субъектов

Еще одно важное изменение – введение многомиллионных административных штрафов за повторное нарушение отдельных обязанностей, установленных в Законе об информации, в том числе обязанностей, введенных Законом Яровой. В частности, установлены повышенные штрафы в отношении:

·        организаторов распространения информации (например, социальных сетей, почтовых сервисов, облачных сервисов и др.) – до 6 000 000 руб.

·        владельцев мессенджеров – до 2 000 000 руб.

·        операторов поисковых систем – до 5 000 000 руб.

·        владельцев аудиовизуальных сервисов – до 5 000 000 руб.

6. Законодательство о цифровых правах и краудфандинге

img

1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ» (далее – «Закон», «Закон о цифровых правах»).

На основании Закона цифровые права введены в состав объектов гражданских прав. Содержание и виды цифровых прав Закон не раскрывает. Цифровыми правами будут признаваться обязательственные и иные права, названные в таком качестве в законодательстве. Условия осуществления цифровых прав должны определяться правилами информационной системы, которая также должна будет соответствовать законодательным требованиям. Таким образом, цифровые права, которые прямо не поименованы в законодательстве или которые обращаются в рамках информационной системы, не соответствующей требованиям законодательства, цифровыми правами признаваться не будут.

На данный момент единственный закон, который предусматривает понятие и правила обращения одного из видов цифровых прав – это Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон о краудфандинге»), которым создана правовая основа для привлечения инвестиций через специальные сайты – инвестиционные платформы (Планируется введение и иных видов цифровых прав. Так, в первом чтении принят законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».).

Закон о краудфандинге устанавливает понятие утилитарных цифровых прав, под которыми понимается право требовать передачи вещи или исключительных прав (прав использования) на результаты интеллектуальной деятельности и право требовать выполнения работ или оказания услуг. Указанные права признаются цифровыми, только если они изначально возникли на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами, предусмотренными Законом о краудфандинге. Также Закон о краудфандинге ввел такую разновидность бездокументарной ценной бумаги, как цифровое свидетельство, которым удостоверяются утилитарные цифровые права.

Закон о краудфандинге детально регулирует субъектный состав лиц, участвующих в правоотношениях в сфере привлечения инвестиций через инвестиционные платформы, устанавливает способы, договорные конструкции для инвестирования, требования к ним; порядок осуществления платежей и т.д. В частности, предусматривается, что:

·        Инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица. По общему правилу максимальная сумма инвестиций физических лиц не может превышать сумму в 600 000 рублей в год. Из этого правила есть ряд исключений.

·        Привлекать инвестиции могут индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые (руководители которых) имеют неснятую или непогашенную судимость за отдельные категории преступлений.

·        Максимальная сумма инвестиций, которую можно ежегодно привлекать с помощью инвестиционных платформ, не должна превышать 1 млрд рублей в год (Эта цифра может меняться в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».). При привлечении инвестиций индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять ряд установленных Законом о краудфандинге требований, в том числе, в части выпуска инвестиционного предложения, соответствующего требованиям данного Закона.

·        Оператором может быть только российское хозяйственное общество (акционерное или с ограниченной ответственностью), включенное в специальный реестр, на счетах которого должно быть не менее 5 000 000 рублей собственных средств. Закон о краудфандинге устанавливает запрет на осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций в рамках инвестиционной платформы для отдельных субъектов. Операторы обязаны идентифицировать инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции; получить от инвестора – физического лица подтверждение ознакомления с инвестиционными рисками и принятия на себя таких инвестиционных рисков; установить правила инвестиционной платформы и т.д.

·        Осуществлять надзор за деятельностью операторов будет Центральный банк РФ.

Закон о краудфандинге вступил в силу 1 января 2020 года. При этом предусмотрен переходный период до 1 июля 2020 года, в течение которого все существующие инвестиционные платформы должны быть приведены в соответствие с введенными требованиями. Работу сайтов для сбора пожертвований и предзаказов Закон о краудфандинге не регулирует.

7. Электронные трудовые книжки

img

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16 декабря 2019 года № 439-ФЗ (далее – «Закон»), которым предоставлена возможность отказаться от ведения трудовых книжек в бумажной форме.

Закон предусматривает обязанность работодателя формировать основную информацию о трудовой деятельности и стаже работников (далее – «сведения о трудовой деятельности») в электронном виде. К сведениям о трудовой деятельности, в том числе, относится информация о работнике, месте его работы, трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора. Сведения о трудовой деятельности в электронном виде фактически заменяют функционал трудовых книжек.

Работодатель вправе формировать сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде с использованием как собственных программных средств, так и бесплатного сервиса Пенсионного фонда РФ (кабинет страхователя - https://es.pfrf.ru/). Работодатель должен обеспечить техническую готовность предоставлять сведения о трудовой деятельности в электронном виде в Пенсионный фонд РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Сведения могут быть предоставлены в Пенсионный фонд РФ в письменной форме, если в организации работает менее 25 человек.).

До 30 июня 2020 года работодатель обязан уведомить работников об изменениях в порядке формирования сведений о трудовой деятельности, а также о праве работника подать заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде или предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде (далее – «Заявление»). Каждый работник должен подать работодателю Заявление до 31 декабря 2020 года. Если Заявление не подано, работодатель продолжает вести трудовую книжку соответствующего работника в бумажном виде. Отдельные категории работников (например, находящиеся в отпуске или на больничном), которые не имели возможности подать Заявление в срок, смогут сделать это позднее.

Если работник поступает на работу впервые после 31 декабря 2020 года, сведения о его трудовой деятельности ведутся только в электронном виде, а трудовая книжка не оформляется.

В течение 2020 года работодателям потребуется привести в соответствие с Законом свои внутренние локальные нормативные акты в части формирования и предоставления сведений о трудовой деятельности, либо осуществить их разработку и принятие.

Виктор Наумов,

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,

руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, соруководитель европейской практики в области

регулирования Интернета и технологий

право

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия