РынокБизнес

Внедрение в России цифровой образовательной среды: минусы и подводные камни

Ольга Блинкова | 13.07.2020

Внедрение в России цифровой образовательной среды: минусы и подводные камни

Власти России планируют провести в 2020-2022 годах тестирование дистанционного обучения согласно Постановлению «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды». Тестовыми станут 14 регионов. Высшее образование и детские сады при этом останутся за скобками: эксперимент будет проводиться в сфере среднего, среднего профессионального и дополнительного образования с 1 сентября 2020-го по 31 декабря 2022-го. По проекту проводились общественные обсуждения, завершившиеся 10 июля. Основным организатором эксперимента станет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Разработчик и оператор ГИС «Моя школа» пока не определен, его выберут в течение двух месяцев.

Сумма, выделяемая на эксперимент, не называется.

В Постановлении используются такие понятия, как электронное обучение (без пояснения, что имеется в виду) и дистанционные образовательные технологии. Также упоминается федеральная информационно-сервисная платформа ЦОС (ЦОС — цифровая образовательная среда), состоящая из ПО и соответствующей инфраструктуры. Предполагается, что ГИС «Моя школа» будет обеспечивать соблюдение неких стандартов, причем эти стандарты не относятся к качеству образования, а имеют отношение к механизму функционирования дистанционного обучения. Отдельный вопрос, кто будет являться поставщиком контента — в Постановлении они указаны как юридические лица ‎и индивидуальные предприниматели, обладающие правами и включенные в реестр. К сожалению, все еще на слуху замена классических учебников математики, опробированных в течение ряда десятилетий, на учебники авторства Людмилы Петерсон, что вызвало шквал негодования у многих родителей. Таким образом, вопрос контента весьма и весьма важен, но в Постановлении он рассматривается вскользь.

К слову, отметим, что тот факт, что в Постановлении указывается, что история взаимодействия ученика с образовательным учреждением будет храниться в виде видео и аудиозаписей, предполагает наличие весьма приличного объема для хранения данных.

Основная заявленная цель эксперимента — унификация условий для образования. При этом, к сожалению, косвенно признается невозможность создать такую среду в реальном мире. В идеале, подчеркнем, каждый ребенок должен иметь возможность физически посещать школу с единым стандартным набором образовательных услуг, едиными учебниками и учителями приблизительно равной подготовленности. В этом контексте невозможно не упомянуть, что в России в 1991 году было 70,8 тыс школ. К 2018-му в стране, по данным Росстата, осталось 41,3 тыс школ. При этом авторы ежегодного мониторинга общего образования из Института прикладных экономических исследований РАНХиГС отмечают, что огромное количество родителей озабочены качеством образования. В дело идут дополнительные кружки, репетиторы, очень высока и личная вовлеченность — от 50% до 70% родителей участвуют в выполнении домашних заданий детьми вплоть до 11 класса. Таким образом, в некотором роде эксперимент по дистанционному обучению — это перекладывание части образовательной нагрузки на родителей. Впрочем, это работает только в том случае, если родители имеют возможность и желание помогать ребенку в его образовании. Если же нет и ребенок остается с экраном один на один, успех становится сомнтельным делом. 

Необходимо подчеркнуть, что школа, где дети физически находятся — это еще и безопасная среда с присмотром, контроль, наличие медсестры, часто психолога, это социальный коллектив, возможность педагогам подать сигнал, если ребенок, например, с синяками или долго не посещает школу, это, в конце концов, питание. Также, как педагогу с 13-летним стажем, мне хотелось бы понять, предусмотрены ли исключения из дистанционного обучения и как планируется решать вопрос с невозможностью овладения каким-либо ключевым навыком. Так, обучение чтению — сложный интерактивный процесс, долгий и кропотливый, обычно включающий в себя ученика и педагога. По статистике, порядка 60% первоклассников умеют читать отдельные слова, а 75% детей знают буквы алфавита. При этом порядка 30% малышей к чтению на момент поступления в школу не готовы, и можно предположить, что дистанционное обучение им поможет слабо. Таким образом, начальное образование — в зоне особого риска, дистанционное обучение там в целом малоприменимо, и порядка четверти учеников без посещения школы, возможно, так и не освоят грамоту.

Возвращаясь к тексту постановления подчеркнум, что там декларируется приоритет отечественным технологиям. Образовательные организации планируется оснастить высокоскоростным доступом в Интернет. В целом, в документе сделан упор на технологические и организационные вопросы. Отмечается, что контент должен соответствовать федеральным требованиям и стандартам, а также «примерным» основным образовательным программам.

Просматривать контент планируется типовыми средствами просмотра веб-ресурсов. Вопрос, где будут брать устройства для просмотра контента обучающиеся, не поднимается. К ЦОС предъявляются требования по наличию интерактивной связи. Значительная доля документа посвящена аутентификации и защите персональных данных.

В тексте Постановления подчеркивается, что в дальнейшем цифровая образовательная среда должна использоваться на постоянной основе на всей территории Российской Федерации. Предусмотрено создание раздела «Мое образование» на ЕПГУ в формате «одного окна».

Резюмируя, подчеркну, что в дистанционном образовании, которое будет пока проводиться в 14 регионах в качестве эксперимента, не прописан один важный пункт: с какого возраста его можно начинать. Прописи по Интернету освоить в принципе невозможно. Также упускается тот важный момент, что чтение бумажного учебника и чтение (видео) с экрана задействуют разные участки мозга ребенка, они обрабатываются по-разному. Кроме того, упускается надзорная функция школ, когда ребенок (включая и маленьких, и опасный подростковый возраст) почти весь день на глазах у педагогов, а часто с продленкой — и на весь день. Важным является и соревновательность — многие дети стараются учиться, чтобы не выглядеть неприглядно в глазах друзей. Также выпадают контрольные работы, где нельзя списывать. Списывать можно будет всегда. Также, как и учить стихи на память — зачем, если объективный контроль невозможен. К сожалению, дистанционное обучение может в перспективе привести к росту неграмотности и подростковой преступности, а также несчастных случаев. Кроме того, в перспективе возможен рост числа частных платных традиционных учебных заведений.

Образование

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия