РынокБизнес

Правительство США обвинило Google в монополизации рынка интернет-поиска

Наталья Соловьева | 26.10.2020

Правительство США обвинило Google в монополизации рынка интернет-поиска

Правительство США инициировало антимонопольную кампанию против Google, обвинив интернет-гиганта в монополизации рынка и злоупотреблении своим доминирующим положением на рынках онлайн-поиска и онлайн-рекламы. На-днях Министерство юстиции США (U.S. Department of Justice) обратилось в суд с иском против Google. Эксперты уже назвали его самой весомой попыткой правительства США защитить конкуренцию за последние 20 лет, со времен дела против Microsoft. В те годы Microsoft занимала 90% рынка настольных ОС и, по мнению властей, пользовалась этим положением, навязывая пользователям Windows браузер Internet Explorer, чтобы уничтожить конкурирующий продукт - браузер Netscape.

Компания Google владеет ведущим web-браузером Chrome, крупнейшей в мире операционной системой для смартфонов Android, лучшим видео-сайтом YouTube и самой популярной цифровой картографической системой. Рыночная капитализация материнской компании - Alphabet Inc. – превышает $1 трлн. По данным StatCounter Global Stats, сегодня Google контролирует примерно 88% глобальных поисковых запросов в Сети.

Как сообщает Bloomberg, иск американского Минюста нацелен на платные сделки Google, заключаемые компанией для установки ее поисковой системы в телефонах, смартфонах, ПК и других устройствах по умолчанию. Соглашение с Apple является самым крупным в этом ряду. Сразу после подачи иска были обнародованы подробности соглашения между Google и компанией Apple, которое предоставило интернет-гиганту эксклюзивный статус поиска на iPhone и других устройствах американского производителя за крупную сумму.

По сведениям правительства США, его условия обсуждались на встрече генерального директора Apple Тима Кука (Tim Cook) и генерального директора Google Сундара Пичаи (Sundar Pichai) еще в 2018 г. После этого кто-то из топ-менеджеров Apple отправил своему коллеге из Google сообщение, содержащее фразу: «Наше видение заключается в том, что мы работаем так, как будто мы одна компания». В качестве доказательства того, что такая сделка была заключена, чиновники из Минюста США ссылаются также и на внутренние документы Google, в которых сделка Apple именуется как «значительный канал дохода», потеря которого может привести к сценарию «Code Red» - в 2019 г. почти 50% поискового трафика Google приходилось именно на продукты Apple.

По данным чиновников Минюста США, когда пользователь покупает новый iPhone или другое устройство Apple, встроенной поисковой системой в браузере Safari является Google. Пользователи Apple, теоретически, имеют возможность вручную переключиться на Bing от Microsoft, Yahoo Search или DuckDuckGo, но на практике «мало кто это делает». Apple не предлагает пользователям своих гаджетов возможность переключать поисковые системы во время начальной настройки устройств, точно так же, как и при первом использовании Safari на устройстве Apple.

Apple, в свою очередь, заявила, что, помимо возможности изменить поисковую систему по умолчанию после настройки, пользователи могут получить доступ к сторонним поисковым приложениям, сторонним голосовым помощникам или перейти на сайт другой поисковой системы.

В 2019 г. на слушаниях в Конгрессе главный комплаенс-директор Apple Кайл Андир (Kyle Andeer) говорил о том, что компания провела открытый конкурс для того, чтобы выяснить, что будет лучше для ее потребителей, а потребители, по его словам, всегда обращались к Google.

По оценкам Минюста США, которые приводятся в иске, согласно заключенному соглашению, Apple получает от Google от $8 млрд до $12 млрд ежегодно. Считается, что доход от этой сделки Apple представляла своим аналитикам и инвесторам в качестве одного из ключевых показателей своей деятельности за последние годы.

Кроме того, получить монопольную власть на рынке компании Google помогло и приобретение за последние 20 лет 260-ти компаний, разрабатывающих передовые технологии – такой вывод содержится в недавнем докладе юридического подкомитета Палаты представителей США, который также цитируют СМИ. Конгрессмен-демократ, возглавлявший это расследование, назвал действия Минюста США «давно назревшими».

Раскрытые подробности сделок Google с Apple, полагают эксперты, сыграют на пользу правительству США, считающему, что Google использует эти соглашения для блокировки своих конкурентов в сегменте онлайн-поиска. Так, сделка между Apple и Google, по оценкам аналитиков, лишила поисковых конкурентов Google важного канала распространения на значительный, многолетний срок. «Google - это ворота в интернет и поисковый рекламный гигант, - заявил журналистам заместитель генерального прокурора США Джефф Розен (Jeff Rosen). - Компания сохранила свою монопольную власть посредством практики исключения, которая вредна для конкуренции».

В топ-менеджменте Google инициативу правительства называют способной навредить рядовым потребителям, поскольку «искусственным путем» поддержит более низкие варианты поиска. «Сегодняшний иск Министерства юстиции глубоко ошибочен. Люди используют Google потому, что хотят, а не потому, что они вынуждены или не могут найти альтернативы», - цитируют СМИ сообщение интернет-гиганта.

В презентации, которую интернет-гигант провел ряда журналистов в день подачи судебного иска, утверждалось, что сервисы Google помогли удержать цены на смартфоны, и что потребители могут легко переключиться с таких сервисов, как Google Search, даже если это опция установлена по умолчанию на смартфонах и в некоторых интернет-браузерах.

Поддержать иск против Google Министерство юстиции попросило все штаты США, которые разделяют его озабоченность политикой интернет-компании. В итоге, к Федеральному правительству в судебном процессе присоединились одиннадцать Штатов США - Арканзас, Флорида, Джорджия, Индиана, Кентукки, Луизиана, Миссисипи, Миссури, Монтана, Южная Каролина и Техас. Генеральные прокуроры Нью-Йорка, Колорадо, Айовы, Небраски, Северной Каролины, Теннесси и Юты опубликовали заявление, в котором говорится, что они не завершили свое расследование в отношении Google и хотели бы объединить свое дело с Министерством юстиции.

«Крайне важно, чтобы иск Министерства юстиции был сосредоточен на монополизации Google поиска и поисковой рекламы, а также на антиконкурентной деловой практике, которую Google применяет для установления монополии в других сегментах, таких как карты, браузеры, видео и голосовые помощники», - говорится в заявлении Дэвида Чичилина (David Cicilline), мэра Провиденса, штат Род-Айленд.

Другие адвокаты, однако, заявили, что срок подачи иска - всего две недели до дня президентских выборов – говорит о политической подоплеке дела. «Узкая направленность правительства и отчуждение двухпартийных генеральных прокуроров штатов свидетельствуют о несерьезном подходе, обусловленном политикой, и, скорее всего, приведут к тому, что компанию Google лишь «легонько ударят по запястью», - заявил Алекс Харман (Alex Harman), защитник политики конкуренции в правозащитной группе Public Citizen.

Неясно, считают эксперты, как будет развиваться рассмотрение иска правительства против Google, если в следующем году к власти придет администрация Джо Байдена (Joseph Robinette Biden), одного из кандидатов на пост Президента США на грядущих выборах.

По сведениям Associated Press, Минюст США готовится предъявить аналогичные судебные иски и к другим крупным компаниям, в числе которых Apple, Amazon и Facebook. Летом текущего года их руководству пришлось давать показания в Конгрессе, в ответ на обвинения в монопольном положении на рынке, а также выслушать от Демократической партии США предложение разделить их на несколько компаний. Сегодня, по сообщению информированных источников, расследования в их отношении продолжает как Минюст США, так и Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission).

Антимонопольное регулирование

Журнал: Журнал IT-News [№ 11/2020], Подписка на журналы

Google

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия