СколЬково?

Логотип компании
СколЬково?
Сколково атаковали стартапы. Одни пришли за нано-призами конкурса WebReady, другие - за реальными инвестициями.

Сколково атаковали стартапы. Одни пришли за нано-призами конкурса WebReady, другие - за реальными инвестициями

Как ни жался к обочине автобус, вывозивший из Гиперкуба Сколково, где прошел финал конкурса WebReady, очередную группу стартаперов и нескольких отчаянных инвесторов, доверивших судьбу общественному транспорту, но ехать приходилось и по своей полосе и по встречке.

«До чего технологии дошли, нано-дороги уже строить начали», - покачал головой водитель, чье транспортное средство, в отличие от дороги в Сколково, не удосужились уменьшить до масштабов лады Калины.

Владельцы стартапов наблюдали за тем как туша автобуса, которая, казалось, никак не должна протиснуться сквозь задранные шлагбаумы сколковской проходной, тем не менее пролезала туда, куда ей было, очевидно, не положено по нано-статусу. Точно так же несколькими часами ранее предприниматели, понимая всю безнадежность затеи, пытались пролезть в переговорку к инвесторам. Формальный повод посетить Сколково - конкурс WebReady многих участников волновал мало, поскольку главный приз в 500 тысяч рублей не представлял для них реальной финансовой ценности. Стартапу, даже небольшому, требуется все-таки немного более крупная сумма, чтобы удержаться на плаву.

Впрочем, для запуска проекта достаточно и сотен тысяч рублей. Томский предприниматель Даниил Ханин, основатель стартапа Crossss признался, что продал машину, чтобы заняться инновационным делом. Но в Сколково он приехал за значительно большей суммой.

«Он и волосы свои продал», намекая на бритую голову коллеги, пошутил пермяк Станислав Сажин - владелец проекта «Доктор на работе» (соцсеть для докторов). Он, похоже, в этот день был единственным стартапером в Сколково, кого не интересовали ни инвесторские деньги, ни призовые. У Сажина, по его словам, все и так хорошо, благодаря деньгам рекламодателей - фармакологических компаний. Кроме того владелец «Доктора на работе» уже давно овладел искусством обольщения инвесторов, поскольку названный успешный проект - четвертый, по счету, а три предыдущих обанкротились. Сажин в шутку называет свой путь в бизнес «обучением на деньги инвесторов». Действительно, запустить столько проектов на свои - здесь никаких личных машин и даже волос не хватит. Нужна помощь инвесторов.

Последних, обеспеченных (пока еще) в финансовом плане людей, многие из которых наивно полагают, что стартаперы не могут быть столь циничными в отношении чужих денег, как Станислав Сажин, привезли в Сколково и разделили на синих и красных, поместив в одноименные залы. Возможно, для того, чтобы показать, что и среди фондов должна быть хотя бы видимость конкуренции - не угадает «красный» инвестор перспективный проект, а «синий» - тут как тут.

СколЬково? . Рис. 1

Стартаперов вызывали в залы группками, давали одну минуту на знакомство с каждым инвестором, после чего требовали пересесть к следующему.

Денег просили, по международным меркам, совсем немного - от трехсот тысяч до двух-трех миллионов долларов. С такими суммами, как честно признают сами инвесторы, российским стартапам на глобальном рынке делать нечего, там конкурируют те, в кого на ранних стадиях фонды (уже нероссийские) вливают по $20-30 миллионов. Но такими суммами российские фонды не то, чтобы не располагают, но тратить их пока не планируют, разумно полагая, что пока еще не на кого.

Директор по инвестициям питерского фонда i-Free Анастасия Лазибная уверена, что минуты ей вполне достаточно для первичной оценки проекта. «Глаз наметан», - заверила Лазибная. Риск при таком цейтноте, скорее, в том, что можно не разглядеть талантливого человека или проект, поскольку о риске потери денег речь не идет - их никто никому в первую минуту беседы не обещает. Понравившийся проект инвестор приглашает сначала на дополнительную десятиминутную беседу, после чего стартапу, в лучшем случае, светит встреча со строгой комиссией уже на территории Фонда.

Идеальную (для инвестора) схему беседы раскрыл многоопытный Станислав Сажин - ты называешь срок выхода инвестора из проекта, прибыль, которую он получит и гарантии. В числе гарантий желательно указать структуры, потенциально заинтересованные в покупке проекта.

СколЬково? . Рис. 2

Опустошенные, но пока еще только морально, беседами с молодыми предпринимателями инвесторы были немногословны, но рассказали, что из многих десятков отсмотренных каждым фондом проектов мало-мальский интерес вызвали в лучшем случае четыре-пять. Здесь надо учесть, что в Сколково съехались не просто «проекты с улицы», а участники конкурса Web Ready, то есть, по мнению организаторов, «лучшие стартапы России».

Самое большое разочарование у инвесторов вызывал и вызывает тот факт, что годы идут, а стартапы упорно пытаются занять одни и те же рыночные ниши, словно не понимая, что там и без новых проектов уже не протолкнуться. Большинство новичков продирается на рынок, предлагая инструменты для увеличения продаж и повышения эффективности рекламы.

Пока одни стартапы на третьем этаже Гиперкуба пытались надавить на жалось и алчность инвесторов, другие, более охочие до славы, этажом ниже «окучивали» жюри конкурса WebReady в надежде завладеть небольшими призовыми, за которые, в отличие от денег инвесторов, не придется отдавать акции . Российские фонды, к слову, просят за свои инвестиции от 5-7% до 40% акций стартапа. Последние от этого совсем не в восторге, и пребывают в полной уверенности, что на западе денег дают на порядок больше, а акций берут - на порядок меньше. Те же кто много общался с зарубежными инвесторами знают, что несмотря на более выгодные условия и более дружелюбные улыбки заграничных инвесторов, получить от них реальные деньги сложнее, чем от скептично настроенных россиян.

Что же касается главного приза конкурса WebReady, куда было подано 710 заявок, в том числе несколько заграничных (от проектов из Португалии, Великобритании и некоторых других стран), то его получил сервис для управления музыкальным вещанием «Бубука». Его основатель, во время презентации так шваркнул об пол ни в чем не повинным стареньким магнитофоном, что батарейки из него едва не травмировали генерального директора компании Infowatch Наталью Касперскую, сидевшую в первом ряду. Удивительно, но место неподалеку от нее, где только что располагался заместитель министра Минкомсвязи Марк Шмулевич в этот момент пустовало. Чиновник вернулся через пару минут после громкой (во всех смыслах) презентации «Бубуки».

«Люди с таким чутьем как раз и становятся замминистрами», - задумчиво сказал стоявший рядом со мной наблюдательный стартапер.

Возможно, в этот момент он понял главное, то единственное, что помогает добиться заметного успеха в России. Большинство его коллег в это время наивно отмечало в айфонах, айпадах и в мозгах совсем другое - то, что особую ценность в презентацию может привнести яркая деструктивная акция. 

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 02.12.2013

Похожие статьи