Samsung: что общего у ноутбуков и варенья

Логотип компании
Samsung: что общего у ноутбуков и варенья
Существует занимательный психологический эксперимент среди покупателей, так называемый «эксперимент с вареньем». Людям на входе в магазин предлагали шесть сортов варенья, которое можно было попробовать и купить...

Существует занимательный психологический эксперимент среди покупателей, так называемый «эксперимент с вареньем». Людям на входе в магазин предлагали шесть сортов варенья, которое можно было попробовать и купить. Примерно 30% из числа попробовавших лакомство покупали тот или иной сорт. Маркетологи были недовольны – ведь 70% покупателей не нашли себе нужный товар и ушли к конкурентам. «Непорядок, – решили они,– надо предлагать покупателю больше вариантов». Поставили 24 сорта варенья. И внезапно оказалось, что число купивших упало в 10 раз, примерно до 3%. Людям предложили слишком большой выбор – больше, чем они смогли осмыслить, и покупатели предпочли от выбора вообще отказаться.

Samsung: что общего у ноутбуков и варенья. Рис. 1
Олег Артамонов
«Потребитель не хочет выбирать. Любой продавец компьютерного магазина расскажет, что, если предложить посетителю больше трех-пяти ноутбуков на выбор, он скажет “спасибо, я подумаю” и из магазина уйдет», – рассказал в ходе региональной конференции Samsung Олег Артамонов, специалист этой компании в области персональных компьютеров.

«В реальности абсолютное большинство покупателей уже ориентируются не на технические характеристики, а на обобщенные показатели: дизайн, степень доверия бренду. Сейчас аудитория покупателей компьютеров и ноутбуков смещается из области профессионалов к обычным покупателям. Как это было 10 лет назад? Человек, который шел за ноутбуком, брал с собой Васю-компьютерщика, который помогал ему с выбором. Сейчас же ПК выбирают обычные люди – те же самые, что покупают бытовую технику. Никто не выбирает микроволновую печь или холодильник по 20 параметрам. Никто не смотрит на мощность компрессора в ваттах», – пояснил г-н Артамонов.

В настоящее время компания Samsung одновременно меняет названия ноутбуков, выпускает новые модели и оптимизирует стратегию поведения на рынке. «До сих пор абсолютное большинство компьютерных вендоров считают, что для покупателя важны характеристики, которые они видят на табличке в магазине, а также цена. Мы приходим в магазин и видим тридцать метров полок ноутбуков, на которых эти модели стоят в три ряда», – сказал Олег Артамонов.

Помня о варенье, компания Samsung будет радикально сокращать количество доступных моделей. Ранее раз в квартал появлялось от 80 до 120 новых моделей, которые незначительно отличались конфигурацией. Это приводило к тому, что одновременно в продаже находилось 130-150 моделей ноутбуков Samsung, а если говорить о рынке ноутбуков в России в целом, то в продаже одномоментно находится до 1500 моделей ноутбуков. «Покупатель думал: “Пойду-ка я в Интернет, там выберу, а потом уже приду в магазин”. Но в Интернете он встречал еще больше моделей, в частности только на сайте Samsung – до 260», – описал Олег Артамонов сложности потребительского выбора.

От этих цифр (80–120 новых моделей ежеквартально, 260 – на сайте) компания Samsung переходит к поставкам 30-40 новых моделей в квартал, и 50 ноутбуков будут представлены на сайте. Иными словами, модельный ряд конфигураций будет сокращен в несколько раз. Внешне смена стратегии будет оформлена и как переименование ноутбуков: торговая марка ATIV расширится и включит в себя все устройства на ОС Windows. «Ноутбуки будут представлены под торговой маркой ATIV Book, смартфоны – ATIV S, моноблоки – ATIV One, а планшеты – ATIV Tab», – пояснил Олег Артамонов.

Также будет проведена смена номеров серий. «В свое время мы ввели номера серий как удобный способ понять, какой ноутбук лучше. Чем больше номер серии, тем лучше ноутбук. Номера серий были только нечетные, моделей у нас было больше, чем серий. И поэтому слова “ноутбук Samsung серии 5” ничего не говорили покупателю: это мог быть и 15-дюймовый ультрабук, и 17-дюймовый домашний ноутбук с мультимедийными возможностями. Такое понятие, как «средняя крутость ноутбука» у них было примерно одинаковым, но понятно, что это были совершенно разные модели», – сообщил г-н Артамонов.

Сейчас потребительскому рынку отданы все цифры от 2 до 9. И за счет этого серия теперь означает вполне конкретную линейку ноутбуков. В частности, появились две большие категории: ноутбуки производительные и ноутбуки ультратонкие. Производительные – это четные серии (2, 4, 6, 8). Серия 2 – базовые модели офисных и домашних ноутбуков с диагональю монитора 14-15 дюймов, это одна из наиболее востребованных рынком серий. К слову, серия 2 единственная, в которой сохранен DVD-привод. Стоимость ноутбуков этой серии – 20-30 тыс. рублей.

Серия 4 – чуть более мощные ноутбуки, отделанные металлом. Как показывает опыт компании Samsung, многие люди ориентируются исключительно на внешний вид. А цельнометаллические модели весьма дороги. Поэтому серия 4 – это некий компромисс ценой до 30 тыс. рублей. Серия 6 – для желающих большей мощности. Это либо домашний мультимедийный ноутбук, либо ноутбук «среднего верхнего» уровня. Устройства базируются на процессорах Intel Core i5.

Топовая серия – 8. В ноутбуках этой серии сделано все, что возможно и невозможно. Например, ATIV Book 8 по габаритам отвечает требованиям к ультрабукам – его толщина 21 мм. Тем не менее компания Samsung не использует в отношении этого устройства такое название – в ультрабуки нельзя ставить четырехядерный процессор Core i7 с тактовой частотой 2,4 ГГц. Батарея ATIV Book 8 позволяет работать 11,5 часа (в случае просмотра фильмов – 7-8 часов). Стоимость подобного ноутбука – 59 990 рублей для модели без тач-скрина и 64 990 рублей – с тач-скрином. К слову, тач-скрины – это только опция, ни одна серия полностью на тач-скрины не переводится. «Большой спрос на тач-скрины не очевиден», – отметил г-н Артамонов.

Кроме «производительных» ноутбуков Samsung, выделяется вторая крупная категория – «тонкие» ноутбуки (ультрабуки). Ранее у компании было две серии ультрабуков – 5 и 9. Пятая серия получила майское обновление – это сравнительно недорогая модель с многочисленными портами расширения. Другими словами, это ноутбук для людей, которым нужен не имиджевый ноутбук, а тонкая и легкая машина для повседневного использования. «Фактически это стандартный ноутбук для командировочных людей», – указал Олег Артамонов.

Что касается серии 9, то это имиджевый ультрабук, который покупают в основном ради дизайна. «Было проведено исследование, которое показало, что потребители считают, что у ноутбука дороже 40 тысяч рублей технические характеристики в любом случае будут достаточными», – сказал г-н Артамонов. Ноутбук Samsung серии 9 – на сегодняшний день самый тонкий 15-дюймовый ультрабук в мире, его толщина 15 мм. Это модель для людей, которым нужен тонкий и легкий ноутбук, но которым традиционного 13-дюймового экрана мало. Устройство красивое, но немного непрактичное – дискретного видео там нет, портов много, но практически все, кроме USB, через переходники.

«Сейчас мы решили совместить два мира и выпустить промежуточную модель ATIV Book 7. У нее есть все нужные порты, большая часть без переходников, можно расширить память. Но при этом полностью металлический корпус, как у девятой серии. С одной стороны – имиджевые элементы девятой серии, с другой – практичность пятой серии», – подытожил свой рассказ Олег Артамонов.

Опубликовано 20.06.2013

Похожие статьи