Apple признала "Марвел"

Логотип компании
В качестве дистрибьютора...

Для проведения первого мероприятия в статусе дистрибьютора Apple компания «Марвел-Дистрибуция» выбрала первый этаж столичного отеля-бутика Golden Apple. Здесь расположены бутик-бар и бутик-ресторан.



К конференции проявили недюжинный интерес не только представители самых разных изданий, но и руководители фирм, продающих продукцию Apple. Интерес последних к мероприятию, в отличие от предсказуемого ажиотажа со стороны ангажированной прессы, был неподдельным. Очевидно, продавцам надоело жить в условиях монополии одного дистрибьютора и они искренне надеялись на улучшение ситуации как в ценовом плане, так и в плане заполненности складов, то есть доступности товара.



Мне показалось, что ценовой вопрос чуть в большей степени волновал генерального директора компании DeepApple Александра Нерсесяна, а складской - генерального директора компании «Мак Центр» Дмитрия Хавжу. При этом г-н Нерсесян с самого начала чувствовал себя в яблоневом саду-ресторане вполне в своей тарелке. Руководитель DeepApple не стеснялся задавать интересующие его вопросы громко и во всеуслышание. Дмитрий Хавжу, напротив, свои проблемы предпочитал обсуждать в кулуарах и персонально обращался к генеральному менеджеру компании «Марвел-Дистрибуция» Константину Шляхову или Власу Петрову - руководителю департамента ноутбуков и серверов, где и создается новое подразделение «Марвела», которое и будет заниматься исключительно продукцией Apple.



Компания Apple, как сказал про нее президент группы компаний «Марвел» Сергей Гирдин, «инновационная, но очень закрытая». Эти качества американской корпорации хорошо известны и прессе. Каждый журналист знает, что его шансы, также как и шансы дилеров, получить конкретные ответы, тем более в цифрах, на большинство вопросов непосредственно на пресс-конференции равны практически нулю. Такая закрытость иногда поражает. Не секрет, например, что дефакто единственным лицом, имеющим официальное право представлять новые продукты Apple, является Стив Джобс. Во всяком случае, специально обученные американские менеджеры, которые приезжают в Россию для демонстрации новинок, предупреждают журналистов, чтобы их не фотографировали и не упоминали в статьях. Поэтому, чтобы узнать подробности о специфике бизнеса Apple и ее нового российского дистрибьютора, приходится каждый раз проводить в буквальном смысле журналистское расследование.



Однако некоторые выводы в отношении нового бизнеса «Марвел-Дистрибуции» можно было сделать сходу. Например, в серьезности намерений «Марвел» относительно дистрибуции продукции Apple сомневаться не приходится. Сам факт присутствия на пресс-конференции президента группы компаний «Марвел» Сергея Гирдина уже не оставил никаких сомнений. Надо сказать, что он крайне редко появляется на подобного рода мероприятиях, и уж если приехал, значит, вопрос того стоит. Если же у кого еще и оставались сомнения, то Сергей Гирдин развеял их окончательно, сообщив, что после подписания Apple дистрибьюторского соглашения принял решение поменять свой ноутбук Sony на Apple. «Я пообещал, что сделаю это, - сказал он, - и свое обещание сдержу». Модель ноутбука г-н Гирдин намерен выбрать из первой партии, которая прибудет на склады дистрибьютора в конце ноября.



Не раскрывая секретов бизнеса, г-н Гирдин пообещал журналистам и дилерам, что с приходом на рынок второго дистрибьютора Apple «все будут счастливы». Дилеры, несмотря на то что привыкли относиться к подобным заявлениям скептически, понимают, что объективно ситуация просто не может не измениться в лучшую для них сторону. Партнеры второго уровня в любом случае получат право выбирать лучшие закупочные цены и возможность использовать складские и логистические ресурсы не одного дистрибьютора, а двух.



Понятно, что с получением компанией «Марвел» нового дистрибьюторского статуса больший кусочек яблочного пирога достанется региональным фанатам продукции Apple. Как выяснил корреспондент IT News, именно наличие развитой региональной сети стало одной из причин, по которым Apple выбрала своим вторым дистрибьютором компанию «Марвел-Дистрибуция». А ведь на статус прямого партнера Apple претендовали ни много ни мало 15 крупных российских компаний.



Тем не менее переговоры с Apple и для группы «Марвел» оказались непростыми. Во всяком случае, переговорный процесс сильно растянулся во времени. Сергей Гирдин вспомнил, что первые неформальные встречи с представителями только что появившегося в России офиса Apple были еще в ноябре 2007 года. В июле прошлого года, как раз накануне кризисных событий, стороны официально обозначили свой интерес друг к другу. С этого момента и до подписания дистрибьюторского соглашения прошел год и один квартал. За это время Сергей Гирдин и Константин Шляхов успели съездить на партнерскую конференцию Apple в Лондон (еще не будучи официальными партнерами). В британской столице состоялась встреча руководителей компании «Марвел-Дистрибуция» с президентом европейского подразделения Apple, на которой, по информации IT News, и были расставлены все точки над «i».

Помимо всего прочего непременным условием выдачи дистрибьюторского статуса был аудит, который проводили специалисты Apple. В его итогах Сергей Гирдин нисколько не сомневался и даже гордится тем, что профессионализм и прозрачность бизнес-процессов его компании подтверждены столь известным вендором.



Первые партии ноутбуков, настольных ПК, плееров iPod и серверов Apple, как уже было сказано, должны поступить на склады «Марвел» в конце ноября. Как удалось выяснить корреспонденту IT News, чуть ли не 80% первых предзаказов сделаны крупнейшими федеральными розничными сетями. При этом новый дистрибьютор официально заявил, что не собирается агрессивно вытеснять из федеральной розницы своего конкурента - компанию diHouse. Отсюда напрашивается вывод: рознице катастрофически не хватает тех объемов, которые ввозит в страну diHouse.



И здесь кроется один из подводных камней, на который рано или поздно рискует налететь идущий на всех парусах бизнес прямого партнера Apple. При всем стратегическом интересе американской корпорации к российскому рынку, он для нее не является приоритетным. И не может являться, во всяком случае, пока. В США доля Apple на компьютерном рынке в третьем квартале составила 8,8%. Это по наиболее пессимистичным прогнозам, сделанным агентством Gartner. Данные IDC еще более позитивны для Apple. В России сколько-нибудь точными данными о доле Apple не обладает никто, за исключением, возможно, представительства самого вендора.



Так или иначе, позитивные изменения на российском «яблочном» рынке несомненно есть. О росте интереса Apple к нашей стране говорит сам факт открытия ее официального представительства. Пусть оно почти наглухо закрыто для прессы, но зато развивается. Сейчас, по данным IT News, в нем работает около двадцати сотрудников, а это уже команда.

Опубликовано 06.11.2009