Qiwi наполняет «Кошелек»

Логотип компании
Qiwi наполняет «Кошелек»
Qiwi предложила расплачиваться электронными деньгами в обычных магазинах и ресторанах. Продвижение новых сервисов на внутреннем рынке идет рука об руку с экспансией на внешние: только что компания объявила о начале операционной деятельности на территории Латвии. Кроме того, Qiwi рассчитывают, что выручка платежной системы «Qiwi Кошелек», ориентированной на интернет-платежи, в этом году вырастет более чем в два раза – не столько за счет новых абонентов, сколько за счет новых сервисов.

Qiwi предложила расплачиваться электронными деньгами в обычных магазинах и ресторанах. Продвижение новых сервисов на внутреннем рынке идет рука об руку с экспансией на внешние: только что компания объявила о начале операционной деятельности на территории Латвии. Кроме того, Qiwi рассчитывают, что выручка платежной системы «Qiwi Кошелек», ориентированной на интернет-платежи, в этом году вырастет более чем в два раза – не столько за счет новых абонентов, сколько за счет новых сервисов.

Qiwi, один из крупнейших операторов по приему платежей на российском рынке, продолжает его «раскачивать», стимулируя потребителей к использованию дополнительных способов электронной, «не терминалоной» оплаты. Расширение активной аудитории, разумеется, скажется на финансовых показателях оператора. Вот только за границей, где компания представлена достаточно широко, большую часть прибыли по-прежнему генерируют традиционные сервисы. В России ситуация меняется, но, наверное, медленнее, чем того бы хотелось Qiwi.

Основной доход компания получает от оплаты через терминалы. Хотя список доступных «проплат» увеличивается (коммунальные платежи, железнодорожные и авиабилеты, штрафы, кредиты и пр.), платежи в пользу сотовых операторов доминируют с постепенно снижающейся динамикой. Кстати, нельзя утверждать, что причина их снижения заключается в растущей технологической грамотности граждан. Поднятие комиссионной ставки (во многих терминалах уже достигает 9%) заставляет пользователей искать новые, менее затратные варианты оплаты.

А вот систему «QIWI Кошелек» платежный оператор хочет видеть универсальным средством оплаты, еще более доступным, чем платежи банковской картой, расплачиваться которой в Интернете многие не рискуют. Впрочем, и «Кошельку» до универсальности далеко. До недавнего времени нельзя было с его помощью расплатиться ни в одной кассе.

Тем не менее, по прогнозам QIWI, к концу 2011 года оборот «Кошелька» вырастет более чем в два раза, с 27 до 60 млрд рублей. На данный момент через систему проходит порядка 6 млн транзакций в месяц, в то время как при помощи терминалов совершается около 80 млн расчетов. В Qiwi хотели бы расширить число пользователей «Кошелька», в том числе за счет абонентов в других странах. Однако за границей действуют только базовые функции «Кошелька», хотя в Qiwi и обещают работать над увеличением числа партнеров и доступных сервисов.

А вот российские пользователи уже получили возможность делать покупки в «офлайне» при помощи электронных денег. Оплата при этом должна списываться при помощи сотового телефона, который и выступает связующим звеном между реальной кассой и счетом. Пилотный проект пока заработал только в петербургской сети баров KillFish (восемь дисконт-баров в разных точках города), однако в Qiwi собираются распространить его на заведения с высокой проходимостью. На данный момент продолжаются переговоры с заведениями общепита и розничными торговыми сетями, сообщил вице-президент по маркетингу и развитию Qiwi Максим Попов. По его словам, Qiwi заинтересована в продвижении сервиса в обеих столицах и в российских городах-миллионниках. «В наших планах сделать “Кошелек” повсеместным средством оплаты, то есть позволить нашим пользователям расплачиваться электронными деньгами везде и с максимальным комфортом», – уточнил он.

Опция реализована довольно просто. Но при этом все-таки надо иметь собственный «Кошелек» и уметь им пользоваться. Достаточно на кассе сообщить номер мобильного, дождаться СМС, в котором будет указана сумма покупки, и подтвердить или отказаться от платежа на выставленную сумму. В настройках «Кошелька» можно указать любой счет, откуда будет производиться оплата: счет в Qiwi, банковский счет, средства на счету мобильного телефона.

В принципе «Qiwi-Кошельком» можно пользоваться в любой точке мира, где есть Интернет, но в тех странах, где установлены терминалы компании, проще пополнить счет. Но если в России с «Кошельком» сотрудничает около 3 тыс. партнеров, то за границей их число в разы меньше, признает Максим Попов. Сейчас Qiwi ведет переговоры с крупнейшими операторами Европы, включая Orange, Vodafone и Telefonica, чтобы суметь закрепиться на европейском рынке платежных терминалов. На данный момент наиболее широко компания представлена в Восточной Европе и Прибалтике. С сентября Qiwi стал предоставлять услуги на территории Латвии. Компания начала с Риги, где было установлено около 125 аппаратов.

Аналитики довольно сдержанно отозвались об объемах нового рынка, имея в виду покупательную способность населения. Однако Qiwi делает ставку на соседство с Россией и на интерес к платежам в пользу российских компаний, уже являющихся партнерами системы. Такой сугубо практичный подход, как правило, оправдывает себя, а вот из «Кошелька» расплачиваться в латвийских кафешках будут еще не скоро. 

Опубликовано 10.10.2011