Бесстрашные сисадмины

Логотип компании
02.11.2011Автор
Бесстрашные сисадмины
Кадровый центр «ЮНИТИ» провел опрос сотни респондентов в московском регионе на тему «Боятся ли сисадмины работать в компании с пиратским ПО?». Оказалось, что не боятся: более двух третей опрошенных отрицательно ответили на этот вопрос. При этом 20% респондентов объяснили свое уверенное «нет» убежденностью в отсутствии лично их ответственности в случае проведения проверки.

Кадровый центр «ЮНИТИ» провел опрос сотни респондентов в московском регионе на тему «Боятся ли сисадмины работать в компании с пиратским ПО?». Оказалось, что не боятся: более двух третей опрошенных отрицательно ответили на этот вопрос. При этом 20% респондентов объяснили свое уверенное «нет» убежденностью в отсутствии лично их ответственности в случае проведения проверки.

В частности, многие сисадмины сообщили: «Не очень боюсь. У нас государственное унитарное предприятие, если что, посадят начальников» и «Не боюсь, но и не подставлюсь. Есть варианты, как скинуть все на генерального».

При этом даже при отсутствии страха наказания 45% сисадминов высказали свое стремление к установке лицензированного ПО. Некоторые даже пытались убедить в этом руководство. Один из опрошенных сообщил: «Сейчас пытаюсь выбить денег на лицензионное либо перевести на открытое ПО». Фигурирует и такое мнение: «Раньше не боялся, но в последнее время стало строго, поэтому хотим поставить лицензию».

Четверть опрошенных отметили, что вопрос о происхождении ПО, установленного в компании, на собеседовании задают только опытные IT-специалисты. Неофиты этим, как правило, не интересуются. Двое из 100 респондентов отметили, что наличие или отсутствие лицензионного ПО говорит о размерах и серьезности компании.

По закону за установку контрафактного ПО административную или уголовную ответственность должен нести тот человек, который его ставил. А гражданско-правовую – могут понести как сам виновный, так и организация. На практике иногда трудно установить и, конечно, доказать, кто именно из работников инсталлировал программы. Поэтому зачастую к ответственности привлекают «по должности»: или сисадмина, или директора.

В начале этого года был взят под стражу петербургский сисадмин, установивший по просьбе работодателей нелицензионную программу автоматизации бухучета. Вскоре, правда, он был отпущен – после заключения мирового соглашения с производителем ПО. А в Екатеринбурге заключение в колонии строгого режима отбывает сисадмин, устанавливавший на компьютеры пользователей пиратские продукты компаний Microsoft, «1С», Autodesk и Adobe. Вопреки массовому убеждению, сроки за пиратство часто бывают реальными, а не условными. В частности, несколько недель назад два жителя Астрахани, которые занимались изготовлением дисков с контрафактным ПО Adobe, приговорены к полутора годам в исправительной колонии, а также к штрафам.

Есть и другая сторона медали. В настоящее время заметная часть молодежи полагает, что «интеллектуальной собственности нет, это вымысел и манипуляция». А защитники авторских прав «держатся за старые представления об авторском праве, которое на самом деле авторов не защищает, а служит лишь оправданием для монополии правоторговцев». Слышны также голоса тех, кого удивляет, что российские правоохранительные органы работают «на кошелек Microsoft», заставляя россиян поддерживать экономику «вероятного противника».

В целом же отсутствие у сисадминов страха перед работой с пиратским ПО обусловлено, по исследованию сообщества «СмартCIO», следующими мифами: «всех не пересажают»; «сажают только за Microsoft»; «нельзя доказать умышленный характер преступления»; «наличие служебной записки руководству избавляет от рисков» (на самом деле это доказательство умышленности преступления); «проверка может быть осуществлена только с заявления правообладателя» (для возбуждения уголовного дела не требуется заявления потерпевшего); «компьютер не мой», а также «компьютер выключен или не работает». Сюда же можно отнести и миф о том, что изъять компьютер можно только по решению суда. На самом деле компьютер может быть изъят на основании Закона «О полиции», Кодекса об административных правонарушениях или Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Другими словами, сисадминам есть чего бояться. Хотя бы потому, что директору компании гораздо проще сказать, что он «не знал», «владеет компьютером на базовом уровне», и перевести стрелки на специалиста.