Интернет-шопинг подтягивает ритейл

Логотип компании
Интернет-шопинг подтягивает ритейл
Вряд ли получится вспомнить хоть один торговый комплекс, где бы не были представлены два корифея российского ритейла – «Связной» и «Евросеть».

Вряд ли получится вспомнить хоть один торговый комплекс, где бы не были представлены два корифея российского ритейла – «Связной» и «Евросеть». Названия других не операторских брендов уже быльем поросли, но не об этом речь. Несмотря на всю «обязательную» работу с салонами: расширение их количества, борьбу за самые лакомые с точки зрения присутствия адреса, обучение персонала (чтобы умел вместо брелка продать вам планшет) – рост продаж дает не столько открытие новых точек, сколько интернет-торговля, где все эти ужимки просто не имеют смысла.

«Связной» и «Евросеть» в регулярных отчетах всегда подчеркивают свои победы в сфере интернет-шопинга. По данным компаний, их интернет-магазины увеличивают продажи в несколько раз чуть ли не каждые полгода. То же самое демонстрирует и операторский ритейл, который, правда, помимо телефонов, смартфонов и прочих умных устройств продает в Сети и операторские сервисы.

Что почем

Согласно данным «Связного» за первую половину этого года, его онлайн-продажи выросли сразу на 230% (по отношению к цифрам годичной давности) – до 3,5 млрд рублей. Число уникальных посетителей также выросло более чем в два раза: с 9 млн до 20 млн (с 1,7 до 4,1 млн посещений в месяц). Наибольшим спросом в интернет-магазинах пользуются мобильные телефоны: их продано на сумму 1,4 млрд рублей (640 млн годом ранее). В этом сегменте, как и следовало ожидать, быстрее всего росли продажи смартфонов: с 65 до 83% в денежном выражении и с 41 до 57% в штучном.

В сегменте мобильных компьютеров торговля идет не менее резво. Планшеты, ноутбуки и нетбуки за первые шесть месяцев 2012 года ушли через интернет-магазин в количестве 83,3 тыс. штук – это на 631% больше, чем за тот же период годом ранее (11,4 тыс.). В денежном выражении рост выглядит не менее представительно: целых 565% (190 млн годом ранее против 1,3 млрд рублей сейчас).

Если говорить о конкретных моделях, то среди трубок в лидерах продаж значатся совсем не дешевые Samsung Galaxy S III и SonyEricsson Live with Walkman, а среди мобильных компьютеров – планшет Explay Informer 701 и ноутбук HP Compaq Presario CQ57-447ER.

Представители «Евросети», комментируя результаты основного конкурента, не стесняются и в оценках собственных интернет-продаж. «Сегодня все бизнесы, оперирующие в Интернете, растут в среднем в два-четыре раза. Оборот интернет-продаж в “Евросети” за полугодовой период к аналогичному периоду прошлого года более чем утроился. Но в структуре нашего бизнеса это дополнительный канал продаж, хоть и быстрорастущий. Даже в Москве доля интернет-продаж занимает менее 10%, а в среднем по РФ – около 3%», – рассказали в пресс-службе компании.

В «Евросети» отмечают, что структура продаж в их интернет-магазине заметно отличается от салонов в офлайне. Как правило, в салонах ритейлера более 64% общих продаж приходится на телефоны. В онлайне же этот показатель выше и достигает сразу 75%. Остальные 25% – это портативная техника и аксессуары.

Рост «онлайновых» продаж аналитики объясняют как растущей «сознательностью» населения (увеличение проникновения интернет-доступа, рост оплат в интернете по банковским картам и преодоление недоверия к этому способу платежа), так и соображениями элементарной практичности. Ритейлеры зачастую предлагают в онлайн-магазине товар с небольшой скидкой и охотнее запускают там акции по снижению цены. Кроме того, здесь же выложены подробная информация об устройстве с фотографиями в разных цветовых вариациях и с отзывами владельцев.

Кто зачем

Не менее рьяно продажами в интернете занимаются и сотовые операторы. В оффлайне сообща они уже превзошли по количеству салонов «Связной» и «Евросеть». Если у обоих ритейлеров на двоих около 8 тыс. салонов на территории России, то «большая тройка» открыла более 11 тыс. точек. Это мы еще не принимаем в расчет те ритейлерские сети, которые развивают «Ростелеком» и Tele2.

Так, розничная сеть МТС (РТК), как и другие ритейлеры, по итогам первого полугодия зафиксировала рост продаж в интернет-магазине, хотя и не такой весомый – «всего-то» в пределах 100%. Большинство продаж осуществляется без доставки – 85% клиентов забирают товар в ближайшем к ним салоне связи (у МТС 2500 салонов в 1000 населенных пунктах). Курьерская доставка доступна только жителям 14 крупных городов.

МТС приводит статистику онлайн-продаж, привязанную не только к устройствам, но и к регионам. По данным компании, наиболее активно в Сети покупают Москва и Московская область (22% в общем обороте), Поволжье (21%), Юг (15%), Урал (13%), Северо-Запад (11%) и Сибирь (8%). Динамика продаж в товарных группах по большому счету совпадает с той, которую предоставил «Связной»: в общем объеме лидируют смартфоны – 70%, на портативную технику (ноутбуки, планшетные компьютеры, ридеры, фотоаппараты) остается 15%, на «обычные» телефоны – 12%.

Впрочем, РТК – чуть ли не основной продавец устройств как таковых среди операторского ритейла, так как остальные компании, при всем интересе к данному сегменту, и не скрывают, что их заботы – продажи контрактов, девайсов для мобильной передачи данных и в некоторых случаях – брендированной техники.

Tele2, подводя итоги по своей ритейлерской сети (порядка 450 салонов по России) в первом полугодии, с неменьшим пиететом отзывается и об интернет-магазине, но конкретных цифр не приводит. Собственный онлайн-магазин позиционируется оператором не как точка продажи мобильных устройств, а скорее как площадка, на которой можно самостоятельно подключить набор операторских сервисов в индивидуальной конфигурации. Количество подключенных таким образом абонентов за эти шесть месяцев выросло в два раза, сообщает компания.

В фирменном интернет-магазине сотовые телефоны продаются только вместе с «родными» SIM-картами – вариант по отдельности даже не предусмотрен. Кроме того, не очень заметна ставка на расширение ассортимента устройств – оператор предпочитает «упаковывать» сервисы. Тем не менее операторский ритейл вполне жизнеспособен хотя бы потому, что позволяет экономить на отчислениях в пользу сотового ритейла при подключении новых абонентов.

Опубликовано 24.10.2012

Похожие статьи