Такие одинаковые-разные клоны

Логотип компании
14.04.2014
Такие одинаковые-разные клоны
Заместитель директора компании IT-Research Василий Мочар полагает, что вопрос с устройствами-клонами крайне непростой, поскольку не так просто определиться с тем, что же считать копией, а что - оригиналом. Для упрощения ситуации эксперт предлагает разделить клоны на несколько категорий.

Заместитель директора компании ITResearch Василий Мочар полагает, что вопрос с устройствами-клонами крайне непростой, поскольку не так просто определиться с тем, что же считать копией, а что - оригиналом. Для упрощения ситуации эксперт предлагает разделить клоны на несколько категорий.

Подделки или фейки

С другого полюса – явные подделки или фейки. Они делаются на «безымянных» фабриках (преимущественно в Китае). Готовое устройство снабжается всеми реквизитами оригинала и продается под видом фирменной продукции, под чужой торговой маркой. Это прямое мошенничество и обман покупателя. По сути подсудное дело. Такая продукция сегодня реализуются через Интернет и электронные рынки, в мелких региональных магазинчиках, а также с рук - разными маргиналами.

Емкость этого сегмента Мочар оценил в 1-3% от объема продаж оригиналов. Объем сбыта подделок напрямую зависит от их качества и уровня осведомленности покупателей.

«Честные» клоны

Другую разновидность устройств-копий Мочар предлагает именовать клонами. От фейков они отличаются только тем, что на устройстве значится какой-то абстрактный бренд. «Это может быть даже российский бренд, если какие-то ушлые местные ребята нашли нужную фабрику и попросили шлепнуть нужный логотип на части партии устройств. О какой-то разработке и т.д., речи, конечно-же, не идет», - уточняет эксперт.

Кадавры

«В этом случае берутся, условно, от слона - уши, от льва - грива, а от моржа – плавники», - разъяснил Василий Мочар. Пропорции здесь определяет то, «как фантазия дядюшки Ляо сработает». «Или же когда произвольным образом комбинируются ссыпанные в ящик лишние запчасти, оставшиеся с производства оригиналов», - шутит Василий Мочар, намекая, очевидно, на схему ODM (Original Design Manufacturing) по которой работают многие российские бренды. Эксперт оценил продажи кадавров в лучшем случае в 1-2% рынка оригинальных изделий.

На клонах бизнеса не построишь

По мнению Василия Мочара, ни прямые подделки, ни «честные» клоны, ни кадавры не могут служить основой для устойчивой бизнес-модели и генерировать значительные долговременные денежные потоки производителю и продавцу, поскольку подобное производство находится на обочине отрасли.

«Конечно, со мной можно не согласиться и причислить к клонам все то, что на 90-95% позаимствовано, и только на 5-10% индивидуально. Но так будет слишком строго, ведь дизайн современных смартфонов и планшетов – прямоугольный экран с рамочкой. Здесь сложно соригинальничать». – резюмирует Василий Мочар.

Мегаклоны

В качестве примера, иллюстрирующего ситуацию, когда в клонировании может быть уличен даже очень известный бренд, Василий Мочар приводит «разборку» между Apple и Samsung. В итоге корейскую компанию обвинили как в краже секретов, так и в клонировании. И даже оштрафовали. «Сегодня активное заимствование всего, что нельзя запатентовать - это обычное дело. Если подходить слишком строго, то 100% гаджетов можно объявить чьими-то клонами», - утверждает Василий Мочар.