Интеграторы и импортовозмещение…

Логотип компании
Интеграторы и импортовозмещение…
Сейчас, по крайней мере на IT-рынке, самым употребляемым стал термин «импортозамещение». Многие компании и так и так примеряют его к своей деятельности.

Сейчас, по крайней мере на IT-рынке, самым употребляемым стал термин «импортозамещение». Многие компании и так и так примеряют его к своей деятельности. Для одних это становится импортовозмещением, им удается с грехом пополам заменить, скажем, софт иностранный на российский, а у кого-то –вызывает импортовозмущение, тем кому этого сделать никак не удается. Правда пока они не очень и пытаются, чего-то ждут... Если с функциональным софтом у нас дела более-менее в порядке, то с операционным ПО – дело много хуже, а уж что говорить про «железо»… Мы задали несколько импортовозмутительных вопросов системным интеграторам.

Планируете ли вы разорвать отношения с иностранным вендором и подписать договор с российским по какому-то из направлений вашей деятельности?

Интеграторы и импортовозмещение…. Рис. 1
Руслан Демидов

Руслан Демидов,

генеральный директор компании iCore:

Мы ценим выстроенные за долгие годы отношения с нашими поставщиками и партнерами и не планируем ни с кем ничего разрывать только из соображений страны происхождения. Вопрос выстраивания отношений с новыми партнерами также открыт, и мы будем рады работать с российскими производителями, если характеристики их продукции удовлетворяют нашим требованиям и требованиям наших заказчиков.

Интеграторы и импортовозмещение…. Рис. 2
Константин Кутуков

Константин Кутуков,

директор по маркетингу группы «Астерос»:

Намерений разрывать отношения с иностранными вендорами у нас нет. Во-первых, рынок не ограничен компаниями из санкционного списка, он гораздо шире. Во-вторых, полного запрета на использование западных продуктов пока нет, а российских или азиатских аналогов многих решений, обеспеченных в том числе качественной поддержкой, просто не существует.

Как в вашей компании проходит процесс импортозамещения?

Руслан Демидов (iCore):

Мы не являемся стороной, инициирующей какие-либо импортозамещения. Если мы что и замещаем, то менее эффективное на более эффективное. Но, разумеется, мы вынуждены учитывать современные экономические и геополитические реалии. Мы не можем не исполнить своих обязательств перед нашими заказчиками, если завтра по тем или иным причинам потеряем возможность поставлять какой-либо вид импортной продукции. Поэтому сейчас мы вынуждены прорабатывать большее количество сценариев, искать альтернативы среди российских производителей, в некоторых случаях – прорабатывать возможность самостоятельного выпуска продукции в стране.

Константин Кутуков («Астерос»):

Конечно, мы следим за рынком и рассматриваем различные сценарии действия в случае усиления санкций со стороны Запада, а также внутренних требований к производителям ПО и критически важных IT-систем. Кроме того, мы находимся в контакте со многими азиатскими разработчиками ПО, телекоммуникационного и серверного оборудования. В России уровень производства оборудования и ПО для ИТ находится только в начале своего развития. На сегодняшний день пока не хватает конкурентоспособных продуктов, команд, разработчиков, удовлетворяющих запросам наших клиентов.

Интеграторы и импортовозмещение…. Рис. 3
Татьяна Орлова

Татьяна Орлова,

директор по маркетингу компании TEGRUS:

Проблема импортозамещения наиболее актуальна для госсектора и организаций, работающих в стратегических отраслях российской экономики. Прежде всего это нефтегазовый, финансово-банковский, сырьевой секторы, а также оборонно-промышленный комплекс. Таким заказчикам мы предлагаем решения отечественных разработчиков, обеспеченные необходимой поддержкой вендора. При этом мы стараемся обеспечить гибкий перевод инфраструктуры и связанных с ней рабочих процессов на новые системы. Это позволяет во многом сгладить негативное восприятие новшеств консервативно настроенной частью сотрудников данных предприятий.

Готова ли ваша компания внедрять российский функциональный софт: российские ERP-системы, российский САПР, российские СЭД и др.?

Руслан Демидов (iCore):

Мы не считаем что «российское» – значит «плохое». Принципиального отторжения к внедрению российских продуктов у нас нет. Но решение о внедрении чего угодно – это инвестиционное решение. И оно должно экономически быть обосновано. Учитывать в том числе вопрос сохранения ранее сделанных инвестиций.

Интеграторы и импортовозмещение…. Рис. 4
Евгений Тихомиров

Евгений Тихомиров,

бизнес-архитектор, T-Systems в России:

Мы обладаем достаточной экспертизой, чтобы внедрять программные продукты или разрабатывать их самим, и страна происхождения ПО совершенно не важна. Если говорить о российском софте, то еще в начале 2013 года мы разработали универсальный интерфейс для SAP ERP и PDM-систем для российских машиностроительных предприятий. Одним из партнеров проекта стал российский разработчик PDM-систем –компания АСКОН. Нужно только не забывать, что внедрение российской ERP-системы или любого другого софта, обрабатывающего структурированные данные, без использования российской (или не российской, но свободно распространяемой) СУБД не обеспечит выполнение задач, связанных с импортозамещением.

Константин Кутуков («Астерос»):

С точки зрения понимания отраслевых задач, потребностей и особенностей работы заказчиков к подобным проектам, мы, безусловно, готовы, так как имеем опыт их реализации на базе решений западных производителей. Относительно российского софта – мы исходим из потребностей наших заказчиков и перспектив развития соответствующей экспертизы. Предлагаемые решения должны быть конкурентны тем продуктам и их функционалу, на которые рассчитывали клиенты до «эпохи импортозамещения». Никто не хочет терять в качестве и надежности работы систем, это приоритет.

Интеграторы и импортовозмещение…. Рис. 5
Сергей Минаев

Сергей Минаев,

исполнительный директор X-Com | Группы компаний:

Наши специалисты внедряют и поддерживают все программные продукты отечественного вендора «1С». В состав X-Com | Группы компаний входит компания X-Com | 1С, которая является официальным партнером фирмы «1С» и имеет статус «1С:Франчайзи».

Татьяна Орлова (TEGRUS):

Конечно, у нас есть необходимая экспертиза для реализации такого рода проектов. Пока, к сожалению, бизнес-ориентированное ПО российских разработчиков не столь востребовано, как зарубежное. Определенным драйвером роста рынка таких продуктов может послужить объявленный правительством курс на импортозамещение. Но для того, чтобы такие продукты нашли более широкое применение, должно пройти еще некоторое время.

Занимаетесь ли вы переориентацией на российских производителей серверов и СХД?

Руслан Демидов (iCore):

Давайте будем реалистами: так называемые российские серверы целиком и полностью собираются на зарубежной компонентной базе. Для наших зарубежных партнеров российский рынок был и остается весьма привлекательным – а современные осложнения воспринимаются с нескрываемой досадой. Многие западные партнеры серьезно рассматривают возможность локализации производства как способ преодоления возникших трудностей. Если на рынке вдруг появится отечественная, полностью конкурентоспособная продукция в этой области – мы с удовольствием изучим и будем ее использовать.

Константин Кутуков («Астерос»):

Со многими российскими производителями мы поддерживаем партнерские отношения. Все будет зависеть опять же от конкретной ситуации и конкретного проекта.

Сергей Минаев (X-Com | Группы компаний):

Мы решаем задачу за счет выпуска оборудования под собственной маркой X-Com. Компания X-Com | Производство (входит в X-Com | ГК) продолжает выпускать компьютеры, моноблоки и серверы под собственными брендами. Под брендом XComPLX выпускается линейка серверов на платформе Intel. Цех сборки серверов находится в Москве.

Что надо сделать, чтобы была разработана российская операционная система, и сколько на это надо времени?

Руслан Демидов (iCore)

Мне кажется, что разработка российской ОС – совершенно ложная, неверно сформулированная цель: «сделать как Виндоус (или как Линукс) – только по-русски». Копирование – это не наше. Китай тут никому не превзойти. Россия всегда была страной изобретателей. Нам нужно идти дальше. Изобрести что-то принципиально новое, в другой парадигме. В этой парадигме в центре должен быть не компьютер, а пользователь, со всеми своими данными, устройствами, коммуникациями и потребностями. Государство обязательно должно поучаствовать в роли заказчика и инвестора этого продукта. Но цель должна быть – не отгородиться от другого мира, а предложить миру нечто лучшее, чем то, что есть у него сейчас. Лучше, чем Интернет, Windows, Google и iPhone, вместе взятые.

Евгений Тихомиров (T-Systems):

Если рассматривать создание ОС, предназначенной не для узкоспециализированных задач, а для широкого использования, то наиболее оптимальным было бы взять за основу уже имеющиеся варианты свободно распространяемых ОС с открытым исходным кодом, оказывая поддержку уже сложившимся международным командам разработчиков и вовлекая российских разработчиков в состав таких команд. К сожалению, в настоящее время на пути данного подхода имеются существенные политические и юридические проблемы. Например, в ряде государств, включая США и Россию, может осуществляться законодательное регулирование импорта и/или экспорта свободно распространяемого ПО с открытым исходным кодом, если такое ПО содержит функции шифрования. А без таких функций сложно представить себе современную ОС. Государственное финансирование разработки функций, несовместимых с основной версией ОС, а тем более создание отдельных версий с закрытым исходным кодом – с учетом уже имеющегося опыта таких проектов не являются оптимальными вариантами, как показала практика.

Константин Кутуков («Астерос»):

Создание ОС как таковой – сложная, но решаемая задача. Вопрос в ее массовом использовании, конкурентном развитии, наличие под нее прикладного ПО, так как больше всего времени нужно именно на его разработку. В отдельных отраслях, оборонном комплексе, безусловно, можно и нужно применять собственные разработки, но в массовом сегменте и в бизнесе это будет сложно сделать. Не хочется, чтобы создание национальной ОС превращалось в новую целевую программу с расплывчатыми целями, должны быть рыночные механизмы.

Опубликовано 22.12.2014

Похожие статьи