Решения для управления основными данными – отечественные или зарубежные?

Логотип компании
Решения для управления основными данными – отечественные или зарубежные?
В современном мире большинство процессов строго регламентированы, накоплены огромные объемы нормативной и справочной информации (НСИ), которая постоянно обновляется и пополняется.

В современном мире большинство процессов строго регламентированы, накоплены огромные объемы нормативной и справочной информации (НСИ), которая постоянно обновляется и пополняется. Поэтому каждому предприятию, учреждению, организации важно обеспечить выполнение ряда однотипных операций, таких как добавление новых справочников и классификаторов, наполнение их данными, хранение базы справочников и истории их изменений и раздача этих изменений в смежные системы.

Зарубежные компании активно продвигают на российском рынке многочисленные программные решения, которые сконцентрированы на двух направлениях: управление данными о клиентах и управление данными о продуктах.

Первые - ориентированы на финансовый и телекоммуникационный секторы. Вторые – преимущественно на розничную торговлю (каталоги товаров и услуг) и, в меньшей степени, на производственные и сервисные компании (каталоги закупаемой продукции). Спрос на такие решения не очень высок – возможно, по причине дороговизны: цена лицензии зависит либо от числа номенклатурных позиций в каталогах и числа записей о клиентах, либо от ежегодного дохода компании, приобретающей программный продукт.

Кроме того, в последнее время в государственных организациях всё чаще рассматривается возможность импортозамещения ПО. Отечественные разработчики умеют делать программы, которые по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам.

За последние 10 лет ряд российских компаний выпустил собственные решения по управлению НСИ. Их ценность в том, что они качественно меняют данные в связанных с ними системах аналитики, планирования, регистрации сведений и т.д. Одна из них – российская разработка NORMA. Это – своего рода конструктор справочников с понятным интерфейсом и востребованными возможностями по их сбору, анализу, распространению в учетные и аналитические системы. Она создана в 2004 году специалистами ЛАНИТ как подсистема ведения справочников с целью минимизации затрат в заказных программных разработках. В большинстве случаев в различных системах использовались одни и те же общероссийские классификаторы, а отличие заключалось только в их количестве. Анализ рынка показал, что универсальная платформа такого рода будет востребована, тем более, что в то время на российском рынке практически не было подобных предложений. Разработка системы заняла около полугода, окупилась она примерно за год.

NORMA позволяет управлять любыми данными, любыми моделями справочников, без привязки к какой-либо конкретной ERP-системе или отрасли. Она может использоваться и для каталогизации товарной номенклатуры, и для систематизации данных о контрагентах, и для быстрой автоматизации ведения любых реестров и классификаторов в любых сферах.

Для справки

Сразу после создания системы она привлекла внимание заказчиков. В числе первых был Банк России. Он создал на ее основе автоматизированную систему централизованного ведения НСИ.

Телекоммуникационная компания «Межрегиональный ТранзитТелеком», которой необходимо было систематизировать справочники для операторов и запустить новую систему аналитики, также оперативно откликнулась на появление новинки. Воспользовались ею и группа компаний «Северсталь», холдинг «Объединенные кондитеры», Страховой Дом ВСК.

Система постоянно совершенствуется. В версии для Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС), работающей с большим количеством справочников, реестров и классификаторов, появилась возможность управлять доступом к конкретному полю в конкретном справочнике для конкретной позиции. Можно работать с Kerberos, распараллеливать задачи по разным серверам, кеширование. Есть и другие функции, повышающие производительность.

В проекте создания ведомственного классификатора муниципальных образований Минюста РФ были доработаны алгоритмы интеллектуального поиска и сопоставления данных. В проекте с ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» по интеграции системы управления производством, системы управления жизненным циклом изделия, систем конструкторско-технологической подготовки производства были доработаны возможности использования решение NORMA с различными интеграционными сервисными шинами.

Западные вендоры, учитывая специфику российского рынка, активно продвинулись в продажах своих решений. Маркетинговая активность зарубежных компаний, в первую очередь – SAP, Informatica, Oracle, IBM, становится все более ощутимой. Однако их решения для управления основными данными хотя и сопоставимы с отечественной разработкой по наиболее востребованной функциональности, ориентированы, прежде всего, на задачи расширения возможностей систем управления ресурсами предприятия (ERP). Они позволяют вести каталоги товарных позиций, указывая не только наименования и единицы измерения, но и произвольные наборы характеристик продукции, сохраняют изображения готовой продукции для публикации в интернет-каталогах. В части управления качеством данных о клиентах западные компании ориентируются на каталоги D&B и другие, в то время как в России широко востребованы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. И уж тем более западным вендорам тяжело приходится, сталкиваясь с требованиями заказчиков по разбору адресов клиентов в соответствии с КЛАДР.

Что касается конкуренции, российские разработчики еще только учатся продавать свои продукты и стараются удержать занятые позиции. Так, например, недавно выпущена специальная конфигурация по управлению основными данными для платформы «1С». Появилась система Semantic от российской компании «ЭсДиАй Солюшенс». Последняя, правда, имеет узкую специализацию в управлении инженерными справочниками и каталогами инструмента и оборудования для металлообработки. Пока внедрения не так широко заметны, но не стоит упускать из вида особенности реализации российских платформ для управления НСИ.

Например, возможность продаж по модели SaaS. Так, совместно с компанией «Онланта», входящей в группу ЛАНИТ, прорабатывается вариант размещения NORMA в облаке onCloud.ru. Продажа ПО как услуги имеет ряд преимуществ. Заказчик, пользуясь ею, понимает, что всегда сможет отказаться от нее, если сервис по каким-то причинам его не устраивает. При покупке продукта это сделать сложнее, поэтому клиенты более нерешительны в вопросах приобретения лицензий и всё охотней рассматривают сервисы в облачных средах.

Кроме того, позиции системы в облаке можно усилить за счет применения дополнительных партнерских сервисов, например решением по обработке адресной и идентификационной информации. Такой сервис позволяет выявлять ошибки при указании неправильного или неполного адреса (например, если дом расположен на пересечении улиц и номер указан не полностью, сервис подсказывает правильный адрес, чтобы служба доставки нашла адресата).

Системы разбора данных – тоже очень перспективная тема, в частности для розничной торговли. Покупатели в магазинах получают дисконтные карты. Они позволяют аккумулировать данные о покупках, на основании которых продавцы формируют программы лояльности, отслеживают предпочтениях клиентов: как часто и что именно покупают. Но зачастую люди, заполняя анкеты, ошибаются, указывая имя, адрес, телефон. Система управления качеством позволяет устранять неточности, используя информацию из других источников, имеющихся у компании. Иными словами, восстанавливает единый профиль клиента. Эта система может быть интересна не только розничной торговле (хотя пока, в сложной экономической ситуации, это один из немногих перспективных секторов для внедрения, поскольку здесь есть определенный рост).

Финансовые возможности рынка сейчас сильно ограничены. Заказчики дольше изучают предложения, а бывает, что и откладывают решение до лучших времен. Рост интереса к отечественным разработкам не означает, что все готовы немедленно перейти к их внедрению. Заказчикам нужно продемонстрировать его возможности и эффективность, ценовые преимущества, полный цикл поддержки. Важно предоставить клиенту комплексную услугу по формированию и управлению его НСИ, гарантированную поддержку, доступную даже в условиях общего сокращения расходов на ИТ. Российский продукт может заинтересовать потребителей быстротой внедрения и перспективами длительного сотрудничества с заказчиком. Кроме того, росту интереса будет способствовать переход от продаж проектов к продаже лицензий, поскольку сейчас из-за длительного согласования документов, сопровождающих внедрение, каждая продажа занимает от трех месяцев до полугода.

Расчет стоимости лицензии в зависимости от числа экземпляров, а не количества пользователей, справочников, позиций в каталогах или числа систем, с которыми происходит обмен информацией, позволяет дополнительно снизить ее стоимость.

Опубликовано 27.10.2014

Похожие статьи