"Кризис, рецессия, мы все умрем…"

Логотип компании
24.01.2016
"Кризис, рецессия, мы все умрем…"
Тихая паника нагнетается участниками бизнеса не первый год, а к окончанию каждого возникает с новой силой. Люди ищут пути выхода из ситуации, ищут гавани, где еще остались торговые суда на разграбление, и пытаются спасать план по продажам любым способом...

Тихая паника нагнетается участниками бизнеса не первый год, а к окончанию каждого возникает с новой силой. Люди ищут пути выхода из ситуации, ищут гавани, где еще остались торговые суда на разграбление, и пытаются спасать план по продажам любым возможным способом.

Чего только стоит ставшая популярной переориентация ключевых производителей ПО на малый и средний бизнес, которую они пробуют реализовать руками партнерского канала!

Господа, я все понимаю. Когда крупный бизнес сокращает расходы и увольняет сотрудников, а госсектор режет бюджеты, работавшие годами схемы дают сбой. И когда в голову ничего лучшего не приходит, все вдруг вспоминают, что есть сектор, у которого в карманах еще завалялась мелочь. Пласт предпринимателей, преимущественно региональных, чьи заказы никого ранее не впечатляли и ценности не имели.

Допустим, вы верите в иллюзию, что если ранее вы плотно не работали с каким-то сегментом рынка, то там наверняка есть деньги. Но прежде чем перейти к основной мысли моего повествования, приведу немного определений и статистики.

Микропредприятия – это компании, в штате которых трудится от 1 до 15 работников.

Малые предприятия – от 16 до 100 работников включительно.

Средние предприятия – от 101 до 250 работников включительно.

Микропредприятия – оборот компании от 120 млн рублей.

Малые предприятия – от 800 млн рублей.

Средние предприятия – от 2 млрд рублей.

А теперь статистика. В России доля малого и среднего бизнеса по состоянию на конец 2014 года составляла около 20% (14 281,28 млрд рублей) от объема валового внутреннего продукта. ВВП РФ за 2014 год равен 71 406,4 млрд.

Объем внешнеторгового оборота России в 2014 году составил $782,9 млрд. Средний объем годового экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, по экспертным оценкам, составляет менее 0,4% от всего экспорта из РФ, или $3,13 млрд (219,21 млрд в рублевом эквиваленте по курсу 70 рублей за доллар).

Глядя на эти цифры, полагаю, что никто не будет спорить с тем фактом, что основным источником дохода предприятий малого и среднего бизнеса все-таки являются крупный бизнес и бюджетный сектор страны. А если у представителей последнего не все гладко и именно они вынуждают менеджеров производителей ПО задуматься, где бы еще найти деньги, то с чего вдруг все решили, что деньги есть уровнем ниже?

Я намеренно привел цифры по экспорту малых предприятий, чтобы читателю было наглядно видно, на какой процент могут рассчитывать коршуны, устремляя взор на кошельки птенцов от бизнеса. Тех независимых и гордых, которые торгуют с иностранцами, тем самым дифференцируя себе экономическую безопасность. Санкции 2015-го пока в расчет не берем. Так как лучше они приведенному проценту точно не сделают.

Ну а теперь еще немного грубых и примерных цифр. Если всего предприятий в России около 5 млн, то малый и средний бизнес составляет примерно половину. Получается, что если у вашего отдела, образно говоря, с крупным корпоративом работало 10 человек, засучив рукава, то вам потребуется примерно еще столько же, чтобы охватить кусок с сомнительным выходом в итоге. Может, именно поэтому главной хитростью желающих продать является стремление проделать всю эту работу чужими руками, попутно пересмотрев партнерские программы и зажав маржу?

Вот, собственно, и все, что я хотел сказать. В очередной раз наблюдаем сжатие рынка и желание участников отделаться от проблем меньшей кровью и лучше всего за счет других. Что ж, уважаемые читатели, не стоит обманывать себя и окружающих. Быть хитро-жадными контрпродуктивно, а недальновидными – смертельно.

Единственным выходом в текущей экономической ситуации вижу лишь поиск долгосрочных технологических консолидаций, поиск новых IT-решений и инвестиций в разработку. Благо рабочая сила у нас скоро будет стоить как в Китае, а люди с мозгами, хоть их становится меньше (демографическая яма 90-х дает о себе знать), еще остались. Работа на перспективу, а не имитация бурной деятельности офисного планктона. Все мы умеем важно дуть щеки. Но лишь единицы бизнесов используют уникальные возможности по работе с внешними рынками, которые открываются перед ними вот уже второй год.

Павел ПУЛЯЕВ,

старший партнер компании Business Consult

Похожие статьи