Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России

Логотип компании
Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России
О комплексной системе обеспечения безопасности рассказал Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в презентации «Безопасный город: особенности создания» в ходе конференции «ИТ-ландшафт регионов России», прошедшей в Питере....

Комплексная система обеспечения безопасности в настоящее время охватывает 6294 объекта социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Среди них — 1323 учреждения здравоохранения, 2950 образовательных учреждений и 404 объекта социальной защиты населения. Об этом рассказал Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в своей презентации «Безопасный город: особенности создания» в ходе конференции «ИТ-ландшафт регионов России», прошедшей в Северной Пальмире.

Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России . Рис. 1
Иван Громов

            Эта система состоит, в частности, из датчиков автоматической пожарной сигнализации, элементов системы оповещения и управления эвакуацией, сенсоров охранной сигнализации, кнопок тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения, систем контроля доступа, систем автоматического пожаротушения, а также систем контроля загазованности. При этом 97% из них на текущий момент исправны, что близко к теоретически возможному пределу. Ранее, как отметил Иван Громов, этот показатель был на треть меньше. В ближайших планах властей — дальнейшая модернизация системы. Планируется оцифровка проектной документации объектов с тем, чтобы в 100% случаях четко видеть, где именно расположен датчик, который не работает. Г-н Громов сообщил, что программно этот вопрос будет решен уже в этом году, актуализация же по всему субъекту — это работа на несколько лет. При этом есть стремление выполнить работу не за счет бюджета, а так, чтобы учреждения решали эту задачу самостоятельно. Для этого, как отметил Иван Громов, нужен удобный интерфейс.

            Председатель Комитета по информатизации и связи также остановился в своей презентации на системе централизованного оповещения жителей города в случае чрезвычайной ситуации, в которую входят 211 электромеханических сирен, 321 канал цифровой связи, семь радиовещательных станций, девять телевизионных каналов и ряд другого оборудования. В настоящее время готовность системы оповещения составляет 96%. Один раз в год система тестируется. В целом, при этом на такую комплексную тренировку привлекается кто-то из высшего руководства города — с тем, чтобы лично губернатор или его заместитель из штаба осуществлял управление системой оповещения.

            Иван Громов также признался, что система экстренных вызовов 112 — это головная боль его комитета. То, что на первый взгляд казалось несложным, превратилось в серьезную историю. К текущему моменту уже завершены этапы по созданию центра обработки вызовов, разработке ПО, оборудованию рабочих мест, выполнено согласование с МЧС. В настоящее время выполняется шлифовка и отладка решения. Каждый месяц подключаются новые операторы, к лету их будет 169. В 2017 году планируется подключить резервный ЦОВ, который со временем получит статус основного. В настоящее время система экстренных вызовов 112 обрабатывает 4,5 тысяч звонков ежедневно, причем нагрузка растет по экспоненте. Ожидается, что в 2017 году решение выйдет на проектную мощность, снимая нагрузку по приему сообщений с аварийных служб.

            Также, Иван Громов остановился в ходе своей презентации на «Центре обработки вызовов 004»: аналоге ЦОВ 112 для ЖКХ. В целом, система сходна с описанной выше, за исключением того, что не требуется экстренного реагирования (кроме случаев прорыва труб). За последнее время продукт стал крайне востребован горожанами, которым он очень нравится, ибо — как отметил Иван Громов — можно бесконечно писать письма, но если уж проблема попала в систему ЦОВ 004, то реакция будет. В Комитете внимательно следят за тем, чтобы зафиксированные проблемы были решены, причем без просрочки по времени. Уже есть должностные лица, которые лишились своей работы из-за некачественной обработки обращений. Система регистрирует от 3 до 12 тысяч звонков в сутки, задействовано 23 оператора. Время ожидания ответа в большинстве случаев не превышает 12 секунд. Регистрация и обработка вызова в среднем составляет порядка 90 секунд.

            Помимо этого, в систему «Безопасный город» входит и портал «Наш Санкт-Петербург», также осуществляющий прием обращений. В ходе создания портала были выделены 176 различных категорий проблем. Проект развивается и категории добавляются. В настоящее время на портале «Наш Санкт-Петербург» проблема не может быть закрыта, если она не решена.

            Иван Громов также посетовал, что на текущий момент не достаточно охвачена автоматизацией экологическая безопасность города. В этой сфере в Санкт-Петербурге функционируют порядка 36 поставщиков данных. Стоит задача получения этой информации, ее контроля, фиксации, а также реагирования на нее. В настоящее время ведется автоматизация этого процесса с тем, чтобы экологическая информация стала частью системы «Безопасный город».

            В АПК «Безопасный город» необходимо блокировать и информационные угрозы. Поэтому предусмотрен блок информационной безопасности. Иван Громов отметил, что ИБ-атаки могут нарушить нормальное функционирование города. Эту проблему призван ликвидировать Центр ИБ, в котором по принципу общей шины контролируются все киберугрозы. В центре работает оперативная группа дежурных, которая отслеживает нарушения деятельности того или иного элемента, и ликвидирует проблему. С целью максимальной эффективности процесса было налажено взаимодействие ИБ-специалистов и специалистов в области связи.

           

Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России . Рис. 2
Эдуард Лысенко

Эдуард Лысенко, руководитель департамента информатизации и связи, заместитель Губернатора Ярославской области, подчеркнул в рамках своей презентации «Организация взаимодействия ОИВ и ОМСУ при реагировании на кризисные ситуации и происшествия с помощью АПК “Безопасный город”», что безопасность — это один из факторов экономики города. В настоящее время в Ярославской области выполняется этап консолидации разрозненных ресурсов в единую систему. Лидером реализации проекта в области является город Рыбинск. Из системы Рыбинска информация уже поступает в консолидированную систему области. На текущий момент в регионе функционирует подсистема мониторинга безопасности объектов и выстроена модель использования информации на уровне руководства города с привлечением штабов. Создана мобильная версия решения, а также геопортал с адресным планом. Г-н Лысенко отметил, что множество местных систем координат представляют большую проблему, на перевод в единую систему координат уже ушло порядка двух лет. Идет работа и над блоком «Анализ и прогнозирование», в котором рассчитываются возможные последствия эпидемий, землетрясений, аварийного разлития нефтепродуктов, лесных пожаров, паводков, наводнений, а также рассеяния вредных примесей. Система «112» в Ярославле в настоящее время проходит этап становления.

    

Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России . Рис. 3
Владимир Бирючков
       

Владимир Бирючков, первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу, в своем выступлении «АПК “Безопасный город”. Взгляд со стороны реагирующих подразделений», отметил, что МЧС с городом очень повезло: он расположен на относительно небольшой территории. В целом же работа МЧС концентрируется на решении двух больших групп задач: взаимодействие при ЧС (управление ситуаций переходит к ЦУКС), и функционировании в режиме повседневной деятельности. Г-н Бирючков сказал, что в настоящее время основным информатором АПК «Безопасный город» становится система 112. Он отметил, что важным вопросом в нашем городе являлся межведомственная интеграция, вопросы технической интеграции решались не в пример легче. Владимир Бирючков в частности сообщил, что регламент согласования между службами экстренного реагирования в Санкт-Петербурге вырабатывался в течение полугода.

            В настоящее время дополнительная информация в системе уже не приводит к качественному скачку в уровне реагировании. Сейчас существует потребность в адекватной системе поддержки принятия решений. Такой системы пока нет, но работа над ней начата. Эта система будет предоставлять информацию с точки зрения тех, кто реагирует на ЧС. В частности, необходима максимально полная информация о том, что именно и где произошло; также должно вестись прогнозирование последствий, причем как максимально так и минимально возможных.

            С точки зрения МЧС, самая потенциально сложная ситуация в городе — это авария на химически опасном объекте. Таких объектов в Санкт-Петербурге 21. При этом на определенных предприятиях 1950-60 годов постройки систему мониторинга создать невозможно. Поэтому в районах размещения этих опасных объектов МЧС развернула сеть датчиков, которые транслируют информацию о состоянии воздуха.

            В целом деятельность МЧС зиждется на трех китах: мониторинге, реагировании и оповещении. В последнем также есть подвижки, базирующиеся на современных технологиях: планируется добавить к системе информационные табло в городском транспорте. Сейчас в городе существует порядка 800 транспортных средств с подобными табло. Дежурный в штабе МЧС сможет перехватывать рекламную информацию, и выводить сведения о ЧС с целью информирования граждан.

            Что же касается SMS-оповещения, то оно работает, но, к сожалению, иногда сообщения задерживаются, и приходят только спустя несколько часов. Также в МЧС учитывают, что в сложной ситуации сотовые сети будут перегружены.

Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России . Рис. 4
Анатолий Дюбанов

            Большой интерес специалистов, посетивших конференцию «ИТ-ландшафт России» привлекло и выступление Анатолия Дюбанова, члена правительства Новосибирской области, руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. В своей презентации «От системы 112 к АПК “Безопасный регион”». Г-н Дюбанов сообщил, что сейчас в рамках проекта «Система обработки вызовов 112» в Новосибирске уже завершены строительно-монтажные работы, осуществлены поставка и монтаж технологического оборудования, проведены пуско-наладочные работы, а также выполнена интеграция «Системы 112» с государственной информационной системой «ЭРА-Глонасс». Специалисты Новосибирска провели первичное тестирование работоспособности созданного решения. Ведутся и работы по созданию резервного ЦОВ. В 2014 году, в соответствии с соглашением между МЧС России и губернатором Новосибирской области, была получена субсидия в размере 65 455 тысяч рублей на техническое перевооружение помещений для размещения резервного ЦОВ «Системы 112». Также завершены работы по интеграции оборудования ЦОВ и программно-технических комплексов, установленных в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований, и дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб Новосибирской области. Создан ситуационный центр губернатора Новосибирской области. Также в рамках проекта создания ИАС НСО внедрена аналитическая система, картографическое и мобильное приложения.

Безопасность прежде всего: ИТ для спокойной жизни в Санкт-Петербурге и России . Рис. 5
Константин Марков

            Константин Марков, директор СПб ГКУ «Межрегиональный ресурсный центр», в своей презентации «Предоставление государственных и муниципальных услуг в Санкт-Петербурге. Перспективы развития» отметил, что автоматизировать можно только то, что уже прописано в административном регламенте. МФЦ в Санкт-Петербурге существует с 2009 года, в настоящее время в 18 районах города работают 58 стационарных МФЦ и четыре мобильных. Совокупно МФЦ насчитывает 1072 окна, ежедневно обслуживает 15 тыс. заявителей и принимая порядка 6 тыс. звонков. Что же касается числа предоставляемых услуг, то их количество достигает 331.

            В настоящее время ведется активная работа над проектом «МФЦ для бизнеса», предусматривающего создания специальных окон для юридических лиц. Главная цель этого проекта — обеспечить предпринимателям удобные условия работы и дать возможность доступа к информации о различных субсидиях. В настоящее время на Полюстровском проспекте проводится пилотный проект «МФЦ для предпринимателей».

            Г-н Марков отметил, что в настоящее время уже существует 13 услуг МФЦ, для которых вообще не используется бумага. Среди них — выдача абонементов для платной парковки, получение ключей электронной подписи, запись в учебные заведения, а также выдача разрешений для легковых такси. Также многие услуги переведены в частичный электронный документооборот. Бесперебойная работа МФЦ обеспечивается системой мониторинга IT-инфраструктуры. Ведется контроль каналов связи, отслеживается работа ключевых сервисов, сбои для удобства персонала предоставляются на интерактивной карте.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 18.04.2016

Похожие статьи