Ловись, лобби, большое и маленькое

Логотип компании
07.02.2014
Ловись, лобби, большое и маленькое
Что делать для лоббирования интересов известным IT-компаниям? Какие нечестные приемы существуют в лоббистской борьбе? На какое лобби могут рассчитывать представители малого бизнеса? Своим мнением с IT-Weekly поделились генеральный директор компании «Аладдин Р.Д.» Сергей Груздев и генеральный директор компании «Скориста» Мария Вейхман.  

Что делать для лоббирования интересов известным IT-компаниям? Какие нечестные приемы существуют в лоббистской борьбе? На какое лобби могут рассчитывать представители малого бизнеса? Своим мнением с IT-Weekly поделились генеральный директор компании «Аладдин Р.Д.» Сергей Груздев и генеральный директор компании «Скориста» Мария Вейхман.

По словам Сергея Груздева, цивилизованное IT-лобби в России есть. Для этих целей была создана, в частности, ассоциация АПКИТ, в которую входят и российские, и зарубежные компании. Организация, по мнению Груздева, делает много полезного, начиная с продвижения идей о налоговых и прочих льготах и заканчивая тем, что, если по дороге из Украины в Россию угнали фуру с компьютерной техникой, то у представителей индустрии есть возможность договориться и не покупать краденый товар, а тем самым бороться с воровством. А заканчивая льготами и налогами для IT-компаний.

Но есть у IT-лобби и «темная» сторона. И даже две. С одной многие компании сталкивались в девяностые, когда, выводя на рынок новые технологии, находили жесточайшее противодействие со стороны, если так можно сказать «околокомпьютерных» сфер. Угрозы, вплоть до закатки в асфальт, которые зависели от того, чьи интересы и чей бизнес оказались затронуты новыми решениями. В «Аладдине» испытали на себе подобное давление и продолжают сталкиваться с подобным подходом со стороны отдельных игроков и по сей день. Несмотря на то, что считается, что девяностые давно прошли.

В государственном лобби есть проблема другого рода, связанная с недостатком компетентных экспертов и руководителей. К управлению приходит все больше молодых, энергичных чиновников, готовых работать «засучив рукава». При этом у них нет реального опыта управления, нет фундаментальных знаний по вопросам, которые требуют решения, но есть определенные знания, полученные в западных бизнес-школах. Соответственно, возникает необходимость в привлечении экспертов со стороны. При этом выясняется, что эксперт – не тот, у кого есть реальные знания, а тот, кто засветился, приобрел некоторую, порой скандальную известность за счет громких заявлений, либо тот, кто «вхож», кого «пролоббировали», чтобы он продвигал чьи-то интересы. Соответственно преимущество получают те, у кого есть деньги на прокорм экспертов, а все остальные получают те реалии, в которых мы живем. Это внушает представителям IT-отрасли определенный пессимизм.

Эта точка зрения руководителя известной IT-компании, признанного лидера в своей отрасли, решениями которой пользуется, в частности, большинство известных кредитных организаций в России. Понятно, что такого рода организации имеют вес в отрасли и могут заявить о себе даже правительству (хотя бы на Совете по инновациям).

А что делать компаниям-новичкам на IT-рынке, которые не имеют пока ни «национального значения», ни бизнеса с миллиардными оборотами, ни даже скандальной славы?

От лица малого бизнеса и стартапов высказалась генеральный директор аналитической компании «Скориста» (разработчик собственной, уникальной технологии оценки кредитоспособности населения) Мария Вейхман.

По ее словам, небольшие компании и стартапы не слишком интересны государству, чтобы их интересы кто-то всерьез лоббировал. Традиционный путь – обратиться в профильную ассоциацию. «К примеру, при продвижении своей скоринговой системы мы начали сотрудничать с ассоциациями, объединяющими представителей микрофинансовых организаций (это один из сегментов, где работают наши потенциальные заказчики). У стартапа есть также вариант взаимодействовать со Сколково, или другой подобной структурой».

Но надо понимать, что на бесплатную помощь начинающему бизнесу всерьез рассчитывать не приходится. Потребуется либо «спонсорская» поддержка каких-то мероприятий, как в случае с профильными ассоциациями, либо ты заплатишь долей своего проекта. То же Сколково может оставлять себе небольшую часть продвигаемого стартапа.

Подытоживая можно отметить, что, также как и стартапам, известным IT-компаниям бесплатно в этой жизни ничего не дается. Членство в АПКИТ стоит денег, не говоря уже о «корме» для «лже-экспертов», не имеющих знаний, но получивших доступ к госструктурам. Последнее - это уже для любителей не совсем цивилизованного лоббизма.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Похожие статьи