Создание электронного правительства в регионах: результаты и перспективы

Логотип компании
Создание электронного правительства в регионах: результаты и перспективы
И если на федеральном уровне уже сейчас можно получить госуслуги полного цикла, то в регионах, даже когда та или иная услуга формально декларируется, воспользоваться ею бывает затруднительно, а то и попросту невозможно...

Целенаправленная деятельность государства по созданию электронного правительства в рамках всей страны и переводу госуслуг в электронный вид по сей день остается главным драйвером развития российского IT-рынка. Федеральную целевую программу «Электронная Россия» сменила новая правительственная инициатива «Информационное общество», рассчитанная на 10-летний период. И, несмотря на то что сроки реализации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) неоднократно переносились, к ней уже подключены все федеральные ведомства.

 

Подавляющее большинство регионов на сегодняшний день имеют собственные системы межведомственного электронного взаимодействия, подключенные к Единой системе (ЕСМЭВ), действуют региональные порталы, значительное число услуг переведено в электронный вид. Регионы приступают к активному внедрению и эксплуатации данных систем, реализуют процессы межведомственного взаимодействия, однако вследствие недостаточной проработки вопросов организационного характера процедуры отладки и настройки оказываются более сложными и трудоемкими, чем это предполагалось вначале.

Более года назад были сформулированы задачи комплексного обеспечения межведомственного взаимодействия, определен перечень сведений, представляемых региональными госструктурами в адрес федеральных органов и наоборот, начался процесс формализованного описания соответствующих стандартов взаимодействия. Причем упор сделан на услуги федерального и регионального уровня, в то время как муниципалитеты оказались к этому не готовы. И если на федеральном уровне уже сейчас можно получить госуслуги полного цикла, например оформить загранпаспорт, то в регионах, даже когда та или иная услуга формально декларируется, воспользоваться ею бывает затруднительно, а то и попросту невозможно. Причем зачастую это обусловлено не столько  проблемами на муниципальном уровне, где требуется типизация существующего разнообразия сценариев оказания одной и той же услуги в соседних муниципалитетах, сколько проблемами предоставления сведений со стороны федеральных ведомств, большинство которых до настоящего момента так и не стабилизировали форматы своих web-сервисов.

В идеале государственная система предоставления госуслуг в электронном виде должна позволять гражданину получить нужную услугу одним из трех способов на его усмотрение: традиционным (непосредственным посещением государственного учреждения), через Интернет (зайдя на портал госуслуг), через МФЦ (многофункциональный центр оказания услуг). Сегодня только информационные услуги могут быть в полном объеме от начала до конца предоставлены в электронном виде. Те же, что подразумевают получение документа, все еще требуют личной явки в уполномоченный орган.

Компания «ФОРС» принимает активное участие в информатизации регионов, поставляя как собственные типовые решения, так и полный спектр продуктов и услуг своего стратегического поставщика – корпорации Oracle. Предлагаемая нами экспертиза покрывает потребности государственных заказчиков: от поставки ПО и его разработки на заказ до внедрения, интеграции и сопровождения. Важно, что сегодня мы можем предложить не только ПО, но и полностью готовые к работе преднастроенные высокопроизводительные вычислительные комплексы класса Oracle Engineered Systems, а также другие виды оборудования Oracle/Sun.

В портфеле ФОРС можно выделить прежде всего типовые, наиболее востребованные решения, обеспечивающие создание:

?регионального сегмента электронного правительства;

?системы электронного документооборота и ведения архивного хозяйства;

?региональной комплексной информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять сбор, мониторинг и анализ данных по различным направлениям деятельности региона;

?системы управления городским хозяйством, которая может внедряться как комплексно, так и покомпонентно – в зависимости от приоритетов той или иной сферы для города. Решение позволяет создать единую систему объединенной диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства, которая будет постоянно развиваться за счет подключения новых услуг.

В прошлом году мы объявили о завершении первых этапов проекта по созданию регионального сегмента электронного правительства в Архангельске и Петрозаводске. Объединяет их то, что в основе каждой из разработанных там ИС лежит наше типовое решение. Оно обеспечивает предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг с учетом всех действующих стандартов в этой области и самое главное – позволяет нашим заказчикам самостоятельно настраивать практически любые регламенты взаимодействия.

Сотрудничество с этими регионами продолжается, системы развиваются, и мы будем дальше их поддерживать.

Для наших региональных заказчиков особенно важно, что в результате таких проектов они остаются собственниками создаваемой инфраструктуры электронного правительства и дальнейшее развитие системы могут осуществлять сами. Помимо финансовой выгоды, есть преимущества и другого порядка. Так, заказчик может расширять контур электронного взаимодействия за счет подключения все новых и новых участников информационного обмена и делать это тоже своими силами. Разработанная нами система имеет практически неограниченные возможности масштабирования и наращивания дополнительной функциональности, а благодаря использованию промышленных технологий и стандартизованных интерфейсов может быть развернута на уже имеющейся региональной информационно-технической базе, что, несомненно, оптимизирует стоимость владения этими комплексами. Конечно, такой подход более приемлем для регионов, которые не один год занимаются автоматизацией и уже обладают элементами информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также не испытывают недостатка в молодых IT-специалистах и готовы развивать компетенцию в данной области.

Если провести аналогию с транспортом, то мы не просто довезли пассажира до места назначения и взяли за это деньги, а научили его водить, дали автомобиль и снарядили всем необходимым для быстрой, безопасной и комфортной езды в любую погоду и на любые расстояния.

Типовое решение несет уже заложенную в нем функциональность, которая потом дорабатывается в зависимости от специфики того или иного региона. Несмотря на то, что существует утвержденный на федеральном уровне стандартный набор государственных и муниципальных услуг, регламент их исполнения в каждом субъекте федерации специфичен. Отличия проистекают из особенностей процедуры оказания услуги в каждом отдельном случае, состава участников информационного взаимодействия, специфики требований к построению порталов (в части функциональности, интерфейса, структуры размещения контента, алгоритмов авторизации пользователей и т. д.), а также эксплуатируемых в регионе информационных систем.

Так, у целого ряда наших региональных заказчиков на момент внедрения уже действовали типовые реестр и портал государственных и муниципальных услуг, проводились работы по развитию региональной сети многофункциональных центров их оказания. Поэтому перед нами стояла задача предложить решение, которое позволило бы интегрировать все источники данных и информационные ресурсы в рамках единой промышленной технологической платформы при максимальном сохранении уже действующей IT-инфраструктуры и сделанных в нее инвестиций.

В качестве другого отличия в проектах можно отметить и такой момент, что, например, в Архангельске и Хабаровске используются комплексные варианты решения, а в Петрозаводске – только отдельные его компоненты в виде функциональных подсистем, и там мы не занимались разработкой регионального портала – заказчик сделал это сам и, надо сказать, очень успешно.

Понимая необходимость ориентации не только на крупных региональных заказчиков, но и на муниципальные образования, мы в настоящее время работаем над созданием облачных версий своих решений в таких социально значимых сферах, как ЖКХ, медицина, спорт и ряде других. Причем ключевым преимуществом здесь станет не столько автоматизация того или иного процесса, сколько реализация развитых механизмов оценки качества оказываемых услуг, использования накапливаемой базы знаний, что в условиях общегосударственной ориентации на открытость и прозрачность исполнительной власти крайне актуально, а при внедрении соответствующих систем в рамках государственно-частного партнерства – просто необходимо.

Полагаем, что уже в самом скором времени мы будем оказывать и услуги по переносу региональных информационных систем в «облака», что сделает их еще более доступными и востребованными.

 

Андрей Бурин,

руководитель департамента по работе

с государственным сектором, компания «ФОРС»

Опубликовано 13.08.2013

Похожие статьи