Наш ответ IT-Скептику

Логотип компании
Наш ответ IT-Скептику
Это первая книга по ITSM в библиотеке Cleverics, которую вышеуказанные авторы сами написали, сами нарисовали и даже сами озвучили, а не перевели или пересказали...

С увеличением числа оцениваемых факторов решения могут становиться всё более рациональными, оптимальными, дальновидными... Иначе говоря — мудрыми.

Из книги «Иллюстрированный ITSM»

 

В своих предыдущих рецензиях – «Скептическом руководстве для ответственных лиц» на одноименную книгу Роба Ингланда (Rob England,  The IT Skeptic) и «Книжке-улыбке, солнечном зайчике» на его же «Введение в реальный ITSM» (для всех, кто работает в ИТ и так или иначе пострадал от проектов «внедрения ITSM») – я с надеждой полагал, что предостережения IT-Скептика поспособствуют в подстилании соломки на ухабах развития и применения ИТ в родном отечестве, где грозовые зарницы IT-бюрократизма видны невооруженным глазом. И вот появляется наш, российский ответ заморскому авторитету — «Иллюстрированный ITSM. Наблюдения тренера-консультанта» («Клеверикс», 2013, 125 стр.) Романа Журавлёва. Маленькая книжка, почти брошюра, от группы серьезных насмешников-cleverics, которые в открытом порыве заявляют: «Мы знаем, как управлять ИТ. Вы можете это использовать!»

Это первая книга по ITSM в библиотеке Cleverics, которую вышеуказанные авторы сами написали, сами нарисовали и даже сами озвучили, а не перевели или пересказали.

Если вы не знакомы с аббревиатурами CMDB, CMS, DIKW, с понятиями модель «Данные-Информация-Знания-Мудрость», модель зрелости процесса, поставщик услуг типа I, II или III, или просто — с управлением спросом, то эта книжка охотно познакомит вас с ними на своих ста с небольшим страницах, структурированных в 35 главок. Ну прямо-таки азбука, включающая в себя так и норовящие вернуться в нее буквы ять и фита.

Энциклопедический уровень «Иллюстрированного ITSM» очевиден.  Разнообразие, глубина и широта охвата отечественной IT-действительности  в совокупности с актуальностью приводимых примеров и разборов стандартных ситуаций – налицо. Например, глава «Матрица RACI» иллюстрирует такой известный большинству читателей процесс, как процедура постановки автомобиля на учет в ГИБДД. Так и просится цитата: «Важно отметить, что у каждого дела должен быть ответственный за конечный результат, и только один. В нашем примере это почти всегда начальник отдела регистрации, организующий работу своих подчиненных и утверждающий ее результаты; только за оплату госпошлины отвечает владелец транспортного средства». Эта и другие философские сентенции, приведенные, в частности, в эпиграфе и в конце моей рецензии, сделают честь любому трактату, поскольку, как в зеркале, отражают нашу действительность (причем не только в ИТ).

С азбукой и энциклопедией «Иллюстрированный ITSM» роднит еще и то, что каждая глава здесь сопровождается иллюстрацией. Возьмем, к примеру, «Типы поставщиков услуг»: как и остальные главы, она состоит из определения, текстовой иллюстрации и собственно рисунка. Определение, естественно, определяет поставщиков услуг типа I, II и III. Текстовая иллюстрация повествует IT-историю: о том, как в небольшой компании повар (поставщик услуг типа I) превратился в комбинат питания (поставщика услуг типа III), когда компания выросла. А рисунок читатель видит воочию. Мораль сей басни: «Определение модели отношений, места на рынке, спектра услуг — всё это важные стратегические решения, определяющие архитектуру организации, технологий, инфраструктуры поставщика услуг. Только бы качество не пострадало» (выделено мной как очень достойный ответ IT-Скептику).

Итак, эту книжку можно читать, рассматривать, прослушивать Непонятно только одно: как написать на нее рецензию, чтобы ее объем не превысил оригинал? Но пройти мимо хрестоматийной шутки-притчи-трагедии (в каком-то смысле) о наличии претензий к качеству пуговиц на пиджаке просто невозможно. Она упоминается в главе «Ценность услуги для заказчика и границы ответственности поставщика» и завершается очевидным тезисом: «Попытки поставщиков услуг снять с себя ответственность и переложить свойственные услуге специфические риски на заказчика выглядят просто абсурдно». Полностью согласен! Но здесь же, ниже, пример из жизни: «Рынок сложился таким образом, что общей практикой является не то, что нужно клиенту, а то, что снимает ответственность с поставщика услуг». Не правда ли, грустно и горько. Но бороться с этим можно, и одно из самых сильных средств — умение посмеяться над собой, увидеть себя со стороны и захотеть вытащить себя из болота, хотя бы по методу барона Мюнхгаузена.

Последняя цитата из книги: «Все знают русскую сказку про суп из топора... Важно, что, независимо от того, как называется основной ингредиент — топор или, скажем, библиотека передового опыта управления информационными технологиями, — ценность проекта не в нем. Потому что всё действительно съедобное в этом блюде и всё, что нужно для приготовления, — ваше: котел, продукты, усилия по варке». Я бы еще добавил – наличие возможности и времени, чтобы осуществить и употребить содеянное во благо. Но, к радости или сожалению, это уже из другой сказки.

Думается, что, если после напряженного дня IT-менеджер, программист, администратор базы данных, а то и просто квалифицированный инженер полистает эту книжицу вместо детектива, фэнтези или ужастика, он найдет в ней столько умных улыбок, что получит заряд хорошего настроения на все следующие, не менее напряженные рабочие будни.

Опубликовано 11.05.2013

Похожие статьи