Новые технологии для банков
Серию мероприятий по цифровой трансформации бизнеса, организованных компанией «ABBYY Россия» и аналитическим проектом DIGITAL ENTERPRISE, открыла конференция ABBYY Digital Banks, посвященная цифровой трансформации клиентских операций для банков.
Виктор Морозов, директор отдела анализа и контроля рисков PricewaterhouseCoopers в России, поделился результатами проведенного компанией международного исследования финтех-рынка. Большинство из 1800 опрошенных представителей компаний (включая 30 российских) считают, что технологии существенно изменят их бизнес в ближайшем будущем; возврат инвестиций в финтех-технологии составляет в среднем около 20% в год; 56% опрошенных базируют свою стратегию на внедрении новых технологий. Но и тех, кто еще не переориентировал стратегию на цифровые технологии, пока тоже довольно много. Из зала уточнили, что одно дело намерения, а другое - реальность; например, реальные попытки масштабного внедрения технологий Big Data пока еще редки.
Компания ABBYY провела свой опрос представителей СМБ и банков в России. По ее данным, банк из ТОП-50 ежемесячно открывает в среднем 3800 счетов, их открытием для юридических лиц занимается около 100 сотрудников, только на зарплату которых тратится 36 млн рублей в год. На открытие счета уходит в среднем 8 дней, тогда как клиенты хотели бы ждать не более 3 дней, причем большинство предпочло бы вести дальнейшую работу с банком онлайн. Облегчить и ускорить процесс открытия счетов и их обслуживания могут цифровые технологии, в том числе ABBYY Real-Time Recognition SDK. Этот новый продукт, который представила руководитель направления корпоративных проектов ABBYY Россия Ольга Морозова, может встраиваться в приложения для мобильных устройств на базе iOS и Android. С его помощью можно извлекать текстовую информацию из документов и с поверхностей различных предметов - из паспортов, накладных, платежных поручений, с экранов мониторов и т. п. Распознавание производится непосредственно на устройстве, без обращения к внешним ресурсам. ABBYY RTR SDK надежно распознает печатный текст на 63 языках.
Новый продукт представила и компания Wacom - графический планшет, на который накладывается бумажная форма; одновременно с ее заполнением автоматически создается электронная копия.
Директор департамента развития продуктов банка «Открытие» Оксана Леонова рассказала, как банку удалось сократить процедуру открытия счетов с четырнадцати до полутора дней за счет структурирования, унификации, централизации и автоматизации документооборота. Эта работа продолжается, цель - создать полностью роботизированный процесс. Очную идентификацию клиента, которая требуется действующими нормативами, будет производить выездной агент.
Директор департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов признал, что новый продукт ABBYY может быть полезен для считывания информации с паспорта, но было бы лучше, если бы всю информацию о клиенте банк получал из централизованного облачного хранилища - это минимизирует возможные ошибки и искажения. Клиенту нужно будет, например, войти на сайт госуслуг и подтвердить согласие на передачу сведений банку. Представитель регулятора рассказал, что Центробанк планирует расширить доступ финансовым организациям к государственным ресурсам данных о физических лицах и разрабатывает около сорока сервисов, которые должны упростить и ускорить работу этих организаций.
Компания VisionLabs, о разработках которой рассказал ее руководитель по работе с технологическими партнерами Эдуард Моссаковский, создает системы распознавания лиц для автоматизации банковских операций и других подобных задач. На основе глубокого обучения нейронных сетей строится система локальной обработки, вычленяющая набор оценочных показателей лица общим объемом около 1 Кбайта, и на удаленном сервере за считанные секунды производится сравнение данных этого лица с миллионами хранящихся в базе данных. Специальные меры предприняты для того, чтобы при удаленном обращении клиента к банку нельзя было использовать для идентификации его фотографию. Решение уже используется в реальных проектах с рядом крупных банков. По мере совершенствования технологии перед ней открываются очень широкие перспективы, вплоть до создания кредитных банкоматов, которые будут оформлять кредит, распознавая клиента по его лицу.