Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка

Логотип компании
Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка
Использование блокчейна в финтехе вполне приемлемо: там очень большие объемы данных, там важна скорость и история транзакций. Мы скорее станем потребителями услуг, основанных на блокчейн-технологиях...

Искусственный интеллект и «Интернет вещей» – пожалуй, самые часто упоминаемые в СМИ термины в области информационных технологий. Однако если обратиться к восьми специалистам в области ИИ, то они, вероятно, назовут восемь разных определений искусственного интеллекта.

По словам Владимира Бронникова, изначально ИИ определялся по тесту Тьюринга – как процедура общения компьютера с человеком, когда человек не знает, что он общается с компьютером. Полагали, если удастся создать такую программу, при общении с которой, человек не сможет распознать, что с ним общается машина, ее можно назвать искусственным интеллектом. Я думаю, большинству читателей нашего издания известна и такая технология, как Deep Learning, которая суммировала достижения в изучении примитивных нейронных сетей и способов их организации для решения конкретных задач в области компьютерного зрения, распознавания речи и решении различных более интеллектуальных задач, свойственных человеку. «Не вдаваясь в суть таких алгоритмов, можно сказать, что все они вышли из идеи перцептрона Фрэнка Розенблатта (1963, “Принципы нейродинамики”. – Г. Б.). И основная проблема Deep Learning сегодня – найти такие решения, которые будут более универсальны, чем решение одной конкретной задачи, – отмечает Владимир Бронников. – Но компании, которые декларируют применение ИИ в той или иной области, решают прямо противоположную задачу – создание специализированного алгоритма для решения конкретной задачи. Тут и происходит подмена понятий. Создать хороший алгоритм компьютерного зрения можно и без использования нейронных сетей, например на основе эвристических методов».

Много труднорешаемых задач сейчас стоит перед искусственным интеллектом, но перед тем, как он все более жестко возьмет за горло в том числе и нас с вами (а ИИ-приложения уже научились клонировать голос любого человека), мы посмотрим, как продвижение ИИ-продуктов и «Интернета вещей» осуществляется дистрибьюторскими компаниями, насколько они идут в русле времени.

Первый вопрос к дистрибьюторам звучит достаточно банально: «Появились ли в вашем портфеле решения, где реализована функция искусственного интеллекта?

Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка. Рис. 1
Сергей ФОМИН

Сергей ФОМИН, директор по стратегическому развитию в странах СНГ компании «Марвел-Дистрибуция», сразу уточняет, что его компания уже готова к ИИ и такие решения она ожидает ближе к концу этого года. «Сейчас об искусственном интеллекте много говорят, вендоры работают над выпуском продуктов, использующих эту технологию. Стоит обратить внимание на решения крупных софтверных компаний, которые используют ИИ в своих голосовых ассистентах: у Google это Google Assistant, у Яndex – Alisa, у Microsoft – Cortana, у Amazon – Alexa, у Apple – Siri. Но, к сожалению, пока нет ни одного полноформатного ассистента на русском языке», – уточняет он. Ну что же, придется немного подождать, разработчики работают над этим вопросом.

Анастасия Соколова

Ответ Анастасии Соколовой, директора по маркетингу компании MERLION, звучит более завуалированно: «Данное направление, если не считать искусственным интеллектом традиционные аналитические и бизнес-приложения, пока еще находится на том этапе, когда разработчики показывают потенциальным пользователям и инвесторам то, как это могло бы работать в реальных условиях. Но пока это скорее теория, а не практика». По ее словам, за этим этапом последует этап тестирования, а уже затем – активное коммерческое применение. «Поэтому, как только появятся востребованные рынком проверенные коммерческие решения, мы, безусловно, не только будем активно их применять, но и займемся их продвижением через свой канал», – говорит Анастасия Соколова. Так что этот дистрибьютор ждет «проверенные рынком коммерческие решения», но пока непонятно, насколько активно он участвует в тестировании ИИ.

Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка. Рис. 3
Георгий Козелецкий

По мнению Георгия Козелецкого, вице-президента компании OCS, тон в этой сфере, естественно, задают вендоры. Облачные технологии, которые создали среду для искусственного интеллекта, – сейчас любимый конек для многих.

Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка. Рис. 4
Сергей Данилов

В свою очередь Сергей Данилов, директор компании «РОСКО», отмечает, что его компания имеет дело с высокими технологиями, применяемыми в продуктах, которые она же и продвигает. «Искусственный интеллект в виде технологий распознавания речи, текста, применения всевозможных датчиков становится частью повседневной жизни. Мы осваиваем, изучаем, применяем эти технологии и с интересом наблюдаем за их развитием», – заключает он.

Теперь перейдем к другому столпу популярности – «Интернету вещей». Интересно, все ли дистрибьюторы продают такие устройства?

По словам Анастасии Соколовой (MERLION), их дистрибьюторская компания уже продает подобные решения и расширяет их ассортимент: «Причем не только продуктами зарубежных производителей, но и российскими, поскольку и в нашей стране есть предприятия, которые активно развивают данное направление, разрабатывают и выпускают компоненты для “умного” дома или “умного” предприятия». Сергей ФОМИН («Марвел-Дистрибуция») в свою очередь тоже информирует, что МАРВЕЛ продает ряд таких решений и пока их значительную часть составляют продукты компаний D-Link и TP-Link.

Дистрибьюторы присматриваются к новым секторам рынка. Рис. 5
Михаил Смирнов

Михаил Смирнов, директор по маркетингу компании MICS, рассказал, что современные панели, которые они предлагают рынку, совмещены с камерой и могут поставляться с ПО, позволяющим узнавать в лицо повторных или новых посетителей магазинов и отделений банков, определять их возраст, пол и даже настроение. Объединив эти решения с возможностями социальных сетей, бизнес получает мощный инструмент аналитики и маркетинга.

Георгий Козелецкий (OCS): «Компоненты IoT мы продаем давно – сама концепция была сформулирована почти 20 лет назад при решении задач Auto-ID. Другое дело, что первые лет десять она развивалась в основном в научных учреждениях и лабораториях, но уже с конца нулевых вендоры стали активно выводить IoT-оборудование на рынок». По мнению Георгия, главная проблема здесь – не технологии как таковые, а приложения и конкретные задачи, которые могут стать интересны пользователям. Он констатирует, что первый магазин без продавцов уже открылся, а в российских магазинах становится все больше касс самообслуживания.

Сергей ФОМИН («Марвел-Дистрибуция») рассказал о проблемах, мешающих еще более широкому проникновению «Интернета вещей» на рынок. Дело в том, что многие вендоры, производящие товары в сегменте «умного» дома или «умного» здоровья, которые тоже можно отнести к «Интернету вещей», предлагают свои проприетарные протоколы. «Нужны стандартизация и открытие протоколов, чтобы больше вендоров могли заниматься разработкой и производством товаров, совместимых с той или иной экосистемой», – уверен Сергей. Второй проблемой он называет ограниченность текущих возможностей домашних сетей. «Мы внимательно следим за развитием технологии 5G, которая также позволит все наши домашние приборы коммутировать не за счет домашнего Wi-Fi, а за счет операторской сети. Тогда операторы станут провайдерами не только связи и Интернета, но и услуг “Интернета вещей”», – обобщает Сергей Фомин.

А теперь сугубо финансовый вопрос: «Могут ли в обозримой перспективе технологии блокчейн помочь дистрибуции и в какой ее части?»

Сергею Данилову («РОСКО») пока сложно сказать, каким образом эта технология повлияет на жизнь IT-дистрибьюторов. «Тем не менее необходимо внимательно наблюдать за ускоряющимися процессами развития IT-сферы, чтобы быть в курсе тенденций современного мира», – полагает он.

Сергей ФОМИН («Марвел-Дистрибуция») согласен с другими участниками дискуссии, что блокчейн – супермодный термин. «Мы очень осторожно к нему относимся, тем не менее использование блокчейна в финтехе вполне приемлемо: там очень большие объемы данных, там важна скорость и история транзакций. Мы скорее станем потребителями услуг, основанных на блокчейн-технологиях», – говорит он. Понятно, что дистрибьютор занимается в том числе и финансами, предоставляя партнерам отсрочки и рассрочки платежа, хеджирование, страхование рисков и многие другие финансовые инструменты. «Чем контрагент будет более прозрачным для дистрибьютора, тем надежнее вести бизнес с этой партнерской компанией. Блокчейн позволит надежно и распределенно хранить всю информацию о финансовой деятельности компании – это будет более прозрачная информация, чем та, что мы сейчас получаем с рынка. Та же ситуация будет и с поставщиками: какие и кому у них были поставки? каковы сроки поставок? каков был процент брака? Такие услуги смогут предоставлять банки и финтех-компании», – отмечает Сергей Фомин.

А Георгий Козелецкий (OCS) констатирует, что его компании эта технология уже помогает в продаже видеокарт – например, сформировав бешеный спрос. «А если говорить о перспективе, то здесь многое будет зависеть от действий государства – оно ведь заинтересовалось блокчейном. Почему бы вместо счетов-фактур и сдачи налоговой отчетности по НДС не использовать цепочки блоков, хранящиеся не только у покупателя с продавцом, но и на серверах налоговой инспекции и всех прочих контролирующих органов? Пока это фантастика, а вот юридически значимый электронный документооборот мы активно предлагаем нашим партнерам. Речь идет об унифицированных формах: счет-фактура, ТОРГ-12 и т. д.», – уточняет Георгий Козелецкий.

Михаил Смирнов (MICS) видит огромный потенциал этой технологии в повышении доверия между бизнес-партнерами, которое позволит сократить издержки на страхование рисков и повысит скорость установления любых договорных отношений.

По мнению же Анастасии Соколовой (MERLION), данные технологии будут все активнее применяться в электронном документообороте, обмене данными. Не исключено, что со временем они станут одним из распространенных стандартов при разработке IT-решений и будут широко использоваться при взаимодействии с регуляторами и партнерами. Определенный потенциал для их использования есть и в электронной коммерции. Как именно задействовать эти наработки, определят в итоге рынок и законодательство.

Смотреть все статьи по теме "Умный дом (Smart house)"

Опубликовано 23.04.2018

Похожие статьи