Как построить карьеру в ИТ

Логотип компании
Как построить карьеру в ИТ
Мне всегда было интересно, как работает сеть Интернет, и выбор профессии не стал случайностью. В Тюменском государственном университете я обучался по специальности «Компьютерная безопасность» на кафедре ИБ...

До 2030 года в мире появятся 186 новых профессий и исчезнут 57. Таков прогноз аналитиков, но не исключено, что в реальности цифры будут еще более впечатляющими. Получая высшее образование сегодня, можно довольствоваться тем, что заложено в учебном плане. Однако, как показывает практика, в эпоху цифровизации и «Интернета вещей» стандартного объема знаний не достаточно. «Чтобы получить работу мечты, будущим ИТ-специалистам необходимо непрерывно обучаться и осваивать новые навыки», – считает Александр Горбачев, выпускник программы Сетевой академии Cisco и международный эксперт WorldSkills.

Как построить карьеру в ИТ. Рис. 1
Александр Горбачев

Справка

Александр Горбачев

Возраст: 26 лет

Специальность: компьютерная безопасность

Специализация: безопасность распределенных систем

Квалификация: математик

Профессиональные интересы: системы и сети передачи данных и голоса; информационная безопасность; технологии виртуализации; автоматизация бизнес-процессов

Профориентация

Мне всегда было интересно, как работает сеть Интернет, и выбор профессии не стал случайностью. В Тюменском государственном университете я обучался по специальности «Компьютерная безопасность» на кафедре ИБ. После второго курса отправился в США в рамках международной программы Work and Travel, будучи уверенным, что смогу найти профильную подработку. Однако ожидания не оправдались. Напротив, стало очевидным, что для того чтобы занять желаемую позицию, нужно определиться со специализацией и начать узконаправленную подготовку. Эту тенденцию подтверждают данные исследований. Так, в отчете по рынку труда в Великобритании за 2016 год, опубликованном Инженерно-технологическим институтом (2016 IET skills survey), отмечено, что среди работодателей «наблюдается гораздо большая, чем в прежние годы, озабоченность навыками, знаниями и опытом будущих кадров – аспирантов, дипломников, стажеров и выпускников средних школ».

На третьем курсе, буквально через семестр после того, как я вернулся из США, в университете начались занятия по предмету «Системы и сети передачи данных» Сетевой академии Cisco. В ТюмГУ программа действует с 2001 года, и она интегрирована в учебный процесс: курс CCNA R&S (прежде – CCNA Exploration 4.0) студенты осваивают в течение двух семестров, еще один приходится на CCNA Security. Слушателем программы может стать каждый, хотя мне кажется, что студентам технических специальностей учиться проще. Пол, возраст, место жительства вряд ли имеют значение. Основное – мотивация.

На первом занятии инструктор Сетевой академии рассказал, что в компании – системном интеграторе, где он работает, недостаточно квалифицированных специалистов. Будучи начальником инженерно-технического отдела, он пообещал, что студентам, сдавшим экзамен по окончании курса, гарантирует трудоустройство. Я воспринял слова преподавателя как руководство к действию: в 2011 году получил сертификат сертифицированного Cisco сетевого специалиста и приступил к работе в качестве инженера.

Позже у меня была возможность сравнить программу Сетевой академии Cisco с классическими университетскими курсами по сетям передачи данных. В 2015 я выиграл грант на обучение в магистратуре Binghamton University (State University of New York (SUNY)). Изучая системы кодировок на физическом уровне, фундаментальные математические проблемы честности в очередях, технологии коммутации пакетов и прочие аспекты научного направления Computer Networks Architectures, я, тем не менее, ощущал острую нехватку практических занятий, погружения в проблематику индустрии – всего того, что может заинтересовать потенциальных работодателей.

Новые цели

Во время учебы по программе Сетевой академии Cisco я начал опережать университетскую программу. Я был усердным слушателем, но, признаюсь, мне было недостаточно быть лучшим в группе. Хотелось получить независимую оценку своего профессионального уровня. В 2012 году я принял участие в международной олимпиаде в сфере информационных технологий «IT-планета» и занял третье место. Летом того же года стал шестым в рейтинге двадцати участников 8-ой Всероссийской студенческой олимпиады «Сетевые технологии», организованной компанией Cisco. В ноябре мы с товарищами победили в командном зачете первого открытого чемпионата профессионального мастерства г. Москвы по стандартам WorldSkills. В 2013 я занял первое место в национальном чемпионате по стандартам WorldSkills в Тольятти, второе – в открытой студенческой олимпиаде по сетевых технологиям, первое – с нашей командой во втором открытом чемпионате WorldSkills в Москве.

Кроме того, будучи студентом, мне выдался шанс помочь в организации форума Cisco Connect – 2013. На мероприятии занимался сборкой и монтажом демонстрационного стенда по беспроводным технологиям и его подключением к общей инфраструктуре павильона. Я получил практический опыт, который пригодился мне в дальнейшем, а, главное, смог пообщаться с инженерами Cisco, которые работают в России. Я узнал много нового и полезного, и в 2014 году вновь участвовал в подготовке Cisco Connect. На этот раз мы готовили стенд, посвященный решениям в области телефонии и совместной работы.

Олимпиады, чемпионаты, конференции Cisco Connect и прочие активности формируют сообщество, в рамках которого слушатели академий, инструкторы, тренеры делятся опытом и расширяют компетенцию. Работа экспертного сообщества потенциально способствует развитию образовательных и профессиональных стандартов в нашей стране. Не говоря о том, что это позитивное взаимодействие специалистов, которые говорят на одном языке.

Тенденции и технологии

На мой взгляд, «Интернет вещей», как концепция автоматизации и цифровизации любых процессов, в ближайшие годы будет развиваться быстрее всего, так как является драйвером для других технологических областей. Все оконечные устройства будут генерировать большой объем данных, которые нужно будет хранить и обрабатывать. Облачные вычисления – одно из технологических направлений, призванных решить эту проблему. Помимо этого, необходимо, чтобы оконечные устройства могли распознавать часто повторяющиеся ситуации и соответствующим образом реагировать. Здесь, несомненно, будут играть роль алгоритмы машинного обучения. В целом же важно понимать, что любые инновации, на той или иной стадии развития, уязвимы для злоумышленников. Поэтому информационная безопасность всегда будет идти в ногу с инновацими. По моему мнению, искусственный интеллект – абсолютная стадия развития и точка пересечения всех сфер науки и техники.

Ведь, например, информационная безопасность не существует сама по себе. Мы защищаем данные в процессе их передачи по каналам связи, хранения или обработки. Соответственно, от изменения концепции и характеристик каждого из этих процессов зависят методы и средства защиты информации. Аналогично машинное обучение обусловлено природой данных. Темпы эволюции технологических знаний задает развитие технологий в смежных областях.

Как известно, современные сети характеризуются высоким уровнем автоматизации. Это освобождает инженеров от рутинных задач, позволяя сосредоточиться на развитии креативных бизнес-проектов и ускорении темпов цифровых преобразований. Я абсолютно уверен в том, что человек не может создавать что-то новое, пока не автоматизирует те процессы, которыми ему приходится заниматься каждый день. К примеру, мы не можем изучать алгоритмы работы с большими данными, пока их не соберем. Но если собирать их в ручном режиме, мы никогда не доберемся до тестирования алгоритмов. Когда в 2013 году я готовился к чемпионату WorldSkills, мне приходилось собирать компьютеры по всему университету, чтобы разворачивать на них конкурсные стенды с 5-10 виртуальными машинами. Установка и переустановка операционных систем, конфигурация виртуальной сети и прочие рутинные операции занимали массу времени. В 2017 году я сам готовил участника к чемпионату. Имея в распоряжении достаточное количество вычислительных мощностей, я автоматизировал процесс развертывания соревновательных стендов. В результате мой участник мог сгенерировать 2, 5, 10, 20 и больше стендов и отрабатывать на них конфигурации, не отвлекаясь ни на что другое. Такой уровень подготовки значительно влияет на результат, а то и определяет его.

Цифровые кадры

В настоящее время я работаю экспертом лаборатории сетевого и системного администрирования при ТюмГУ. Работа нашей лаборатории и моя, в частности, заключается в технологическом развитии этой компетенции в университете, регионе и в целом в стране. Мы разрабатываем содержание лекционных материалов, лабораторных практикумов, демонстрационных стендов и участвуем в организации мероприятий, направленных на развитие образования в сфере информационных технологий. Также, с начала 2017 года, я представляю Россию на европейских и международных соревнованиях по стандартам WorldSkills в компетенциях ICT Specialists и IT Network Systems Administration.

Инновационные технологии приходят на смену устаревшему оборудованию, а грамотные профессионалы становятся все более востребованными на рынке труда. Требование к любому ИТ-специалисту остается неизменным – он должен уметь пользоваться технологиями, с которыми работает. Однако с течением времени даже это требование ужесточается: базовых умений не хватает для решения задач цифровой трансформации. Скажем, перед нами – телефон. До недавнего времени – проводной дисковый, простой в использовании, но малофункциональный. Телефон сегодня – сложное мобильное устройство, которое поддерживает связь с несколькими операторами связи, имеет доступ в Интернет, может выступать точкой беспроводного доступа. Следовательно, специалисту нужно не только уметь пользоваться всеми опциями, но и проводить первоначальную диагностику для устранения неисправностей, а, значит, понимать, как работает каждая из подсистем. В противном случае все бизнес-процессы, которые можно осуществлять с помощью этих функций, будут сосредоточены в руках тех, кто знает об этом больше.

Если говорить о сетевых специалистах, то, я думаю, их первоочередная задача – уметь учиться. Обладая этим навыком, в условиях всеобщей цифровизации всегда можно найти интересную для себя область и успешно развиваться в ней. Мой совет будущему специалисту по сетям – принудительно выводить себя из зоны комфорта, чтобы получить стимул учиться. А если ничего не умеешь, но очень хочешь разобраться – работай, ищи ответы на свои вопросы и никогда не останавливайся на достигнутом.

Александр Горбачев,

международный эксперт WorldSkills

Опубликовано 22.05.2018

Похожие статьи