РынокБизнес

Роботы для прополки отнимут выручку у агрохимических гигантов

Юлия Козлова | 24.05.2018

Роботы для прополки отнимут выручку у агрохимических гигантов

Издание CNET сообщает о новых достижениях в области сельскохозяйственных роботов. «Посреди поля сахарной свеклы в Швейцарии катится робот, по форме напоминающий стол на колесах с солнечной батареей на крышке. Он сканирует посаженные растения камерой, находит сорняки и поливает их из своих механических щупалец струями голубой жидкости, которая после завершения испытаний будет заменена на гербицид», - пишет издание.

Подобные роботы, по мнению инвесторов, смогут в ближайшем будущем снизить потребность в универсальных гербицидах и генетически модифицированных культурах, что встряхнет устоявшуюся индустрию пестицидов и ГМ семян объемом около $100 млрд.

Отрасль, лидерами которой являются такие компании, как Bayer, DowDuPont, BASF и Syngenta, ожидает повсеместного внедрения цифровых сельскохозяйственных технологий, и многие компании уже начали готовиться к нововведениям.

Ставки высоки. Объемы продаж гербицидов достигают $26 млрд в год, что составляет 46% общей выручки от торговли пестицидами. При этом 90% всех ГМ семян специально разрабатываются с устойчивостью к воздействию гербицидов.

По мнению Седрика Лекампа (Cedric Lecamp), руководителя фонда Pictet-Nutrition, занимающегося инвестициями в компании-производители продуктов питания, в скором времени прибыль, которая сейчас стекается к агрохимическим компаниям, перейдет к фермерам и производителям оборудования.

В ответ на развитие сельскохозяйственных технологий некоторые компании вслед за немецкой Bayer стали активно искать партнеров по производству высокоточных систем опрыскивания, в то время, как другие, например Syngenta (часть китайской госкорпорации ChemChina), вкладываются в развитие продукции для защиты посевов, совместимой с новым оборудованием.

Хотя столь высокотехнологичное оборудование только начинает применяться в культивации, его использование говорит о грядущих значительных изменениях в процессе выращивания урожая.

Сейчас гербициды сплошного действия, такие, как, например Roundup от Monsanto, распыляются на огромные участки земли, засаженной устойчивыми к ним ГМ семенами. Эта методика является одной из самых популярных и прибыльных в отрасли.

«Увидеть и опрыскать»

В компании ecoRobotix, которой принадлежит швейцарский робот-пропалыватель, уверены, что их разработка сможет в 20 раз снизить объемы используемых фермерами гербицидов. Представители ecoRobotix говорят, что в ближайшее время закроют этап инвестиций и планируют выйти на рынок в начале 2019 года.

Blue River, стартап из Кремниевой Долины, купленный в прошлом году американским производителем тракторов Deere & Co за $305 млн, также разработал устройство, использующее камеры для нахождения сорняков и распыляющее гербициды только в необходимых местах. Их система на тракторной тяге, которая называется «See and Spray» («увидеть и опрыскать»), проходила испытания на хлопковых полях США и, согласно расчетам разработчиков, должна снизить использование гербицидов на пророщенных сельскохозяйственных культурах на 90%.

Немецкая инженерная компания Robert Bosch, датская Agrointelli и другие похожие стартапы разрабатывают системы для прецизионного опрыскивания.

Специалисты консультационной компании ROBO Global, ведущей учет инвестиций в робототехнику и автоматизацию, уверены, что точечная обработка растений станет все более значимой технологией.

По словам Ричарда Лайтбаунда (Richard Lightbound), директора Robo по Европе, Ближнему Востоку и Африке, основные составляющие этой технологии уже разработаны, осталось собрать все воедино и сделать эту методику доступной для фермеров.

Г-н Лайтбаунд считает, что если с помощью роботов получится снизить потребление гербицидов в 10 раз, их применение будет очень интересно для фермеров. «Новые технологии более безопасны для окружающей среды, что сделает их популярными, а возможно и обязательными для использования», - считает специалист.

Время задуматься

Компания Blue River из калифорнийского города Саннивейл испытывает свою разработку на хлопковых полях, а затем планирует перейти и на другие культуры, например сою. В Blue River рассчитывают вывести продукт на рынок в ближайшие четыре-пять лет, воспользовавшись обширной дистрибьюторской сетью головной компании Deere.

Представители фондов ROBO и Pictet очень воодушевлены развитием подобных технологий. Заместитель директора фонда Sarasin Food & Agriculture Opportunities Женейв Шах (Jeneiv Shah) считает, что новейшие методики поставят сельскохозяйственный бизнес Bayer и Syngenta под угрозу. Производители семян, по его мнению, также пострадают, но в меньшей степени.

«Тот факт, что такая компания, как John Deere, ориентированная, в первую очередь, на производство тракторов и пропашных культур, занялась этой технологией, говорит о том, что скоро фермеры США, занимающиеся кукурузой или соевыми бобами, также начнут использовать точечное опрыскивание», - говорит Шах.

Хотя технология и должна сэкономить средства, ее, возможно, будет не так легко продать в США, где после пяти лет обильных урожаев сильно упали цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, в том числе на кукурузу и соевые бобы. Доходы американских фермеров снизились более чем в два раза с 2013 года, что заставляет их ограничивать траты на оборудование, семена и удобрения.

Тем не менее, по мнению аналитика банка Berenberg Ника Андерсона (Nick Anderson), значительный скачок в развитии технологий заставляет инвесторов, заинтересованных в сельскохозяйственных компаниях, задуматься, во что лучше вложить средства.

Между тем в крупных агрохимических гигантах прислушались к тенденциям рынка. Концерн Bayer, который после завершения покупки пионера ГМ семян, компании Monsanto, станет крупнейшим производителем семян и пестицидов в мире, объединился с Bosch для исследования технологий «умного опрыскивания».

Немецкие партнеры планируют опередить конкурентов и, используя собственный арсенал из шести различных гербицидов, создать вещества, готовые к применению в новейших интеллектуальных системах опрыскивания. Bayer надеется, что это предприятие поможет компании безболезненно перейти к новым реалиям сельскохозяйственного бизнеса.

Действующие лица

Syngenta, которая была инвестором Blue River до продажи компании Deere, заявляет, что преимущества новой технологии перевешивают любые потенциальные угрозы бизнесу. «Мы обязательно примем участие в развитии этой технологии и будем создавать формулы и вещества специально для нее», говорит Рено Деваль (Renaud Deval), глава международного подразделения, занимающегося средствами уничтожения сорняков в Syngenta.

Хотя Syngenta пока не планирует инвестировать напрямую в технологические разработки, они ищут партнеров, в чьих проектах смогут применить свои продукты и услуги.

По мнению Майкла Андерхилла (Michael Underhill), главного специалиста по инвестициям в Capital Innovations, ключевые игроки могут недооценивать потенциальное влияние новых технологий на рынок пестицидов. «Точность ведет к эффективности, эффективность к снижению потребления, снижение потребления к уменьшению прибыльности, что сделает компании более скромными и жесткими», - говорит Майкл Андерхилл. По его мнению, рынок ГМ семян также пострадает, если системы опрыскивания на основе машинного обучения займут в деле защиты урожая от гербицидов место, которое традиционно было занято генетическими исследованиями.

Новое оружие

Появление технологии прецизионного уничтожения сорняков совпало с резкой критикой со стороны защитников природы и контролирующих органов повсеместного применения наиболее популярных средств, таких, как глифосат. Более чем 20 лет повального применения глифосата, действующего вещества в средстве Roundup от Monsanto, привели к возникновению стойких сорняков и их распространению на сельскохозяйственных угодьях США.

Выходящие на рынок химические вещества сплошного воздействия проходят жесточайший отбор на фоне усилившихся опасений их токсического эффекта и продолжающихся споров о потенциальной опасности глифосата для здоровья человека.

Майкл Оуэн (Michael Owen), заместитель заведующего кафедрой агрономии в Государственном Университете Айовы, ожидает, что агрохимическим гигантам потребуются непомерные $400 млн на разработку универсального гербицида следующего поколения.

А Лиам Кондон (Liam Condon), глава подразделения сельскохозяйственных культур в Bayer, считает, что существующие разработки в области прецизионного опрыскивания остановят дальнейшие исследования новых гербицидов сплошного воздействия.

«Выходящая на рынок продукция становится более узконаправленной. Нового глифосата не будет. Такой продукт мог появиться лишь единожды», говорит г-н Кондон.

Сейчас для борьбы с сорняками, устойчивыми к воздействию глифосата, специалисты пытаются возродить и переработать старые реагенты широкого воздействия, такие как дикамба и 2,4-D, а также создать ГМ семена устойчивые к этим веществам.

Умные системы точечного опрыскивания позволят вновь использовать гербициды, чье воздействие при сплошном распылении перестало быть эффективным, но уже в более концентрированных, узконаправленных дозах, говорит Клод Жюрьен (Claude Juriens), руководитель направления по развитию бизнеса в компании ecoRobotics.

Эксперты считают, что для новых технологий понадобятся новые вещества, и некоторые производители химикатов возобновляют работу над экспериментальными гербицидами, ранее считавшимися слишком дорогими и сложными.

«Поскольку фермерам необходимо снижать объем используемых гербицидов, дорогие экзотические вещества могут стать востребованными», считает Вилли Пелл (Willy Pell), директор по новым технологиям в Blue River. Он рассказывает, что производители гербицидов ищут среди всех веществ, над которыми они когда-либо работали, подходящие для систем Blue River.

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Даже если электронная запись не работает, всегда найдется возможность пройти вакцинацию.
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.

Компании сообщают

Мероприятия