В России создается система универсальных идентификаторов личности

Логотип компании
В России создается система универсальных идентификаторов личности
В качестве универсальных идентификаторов граждан России предлагают использовать номер мобильного телефона, электронную подпись, авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, биометрические или дактилоскопические данные – всего девять возможных уникальных признаков.

Рабочая группа по нормативному регулированию цифровой экономики при правительстве РФ обсуждает возможность создания в России системы универсальных идентификаторов, которые могут подтвердить личность россиянина при оказании дистанционных услуг. Документ, предполагающий внесение соответствующих поправок в законы «О связи», «Об информации» и «Об основах здоровья граждан», в настоящее время направлен на доработку.

Как сообщают представители СМИ, которым удалось ознакомиться с документом, в качестве универсальных идентификаторов его авторы предлагают использовать номер мобильного телефона, электронную подпись, авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, биометрические или дактилоскопические данные и так далее – всего девять возможных уникальных признаков. Их использование предполагается для подтверждении личности россиянина при оказании ему различных дистанционных услуг. Например, в телемедицине, при продаже туров и путевок, страховых полисов, финансовых или логистических услуг, билетов на транспорт, а также в сфере электронной коммерции и многих других областях.

Наиболее перспективным, безопасным и удобным способом идентификации из всех предложенных авторами документа является дистанционная идентификация по номеру мобильного телефона – так считают эксперты рынка. Прежде всего, по причине высокого уровня проникновения сотовой связи в России. Так, по данным агентства AC&M Consulting, проникновение сотовой связи в России составляет 179%. Только за прошедший 2017 г. в России было продано 109 млн SIM-карт. Такими показателями не могут похвастаться сегодня ни электронная подпись, ни биометрия.

С другой стороны, ситуация может измениться уже в недалеком будущем. Так, совместный проект Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Сбербанка РФ по выпуску биометрических паспортов и водительских удостоверений со встроенной квалифицированной облачной электронной подписью (ЭП) значительно повысит уровень проникновения таких идентификаторов, как биометрические данные и ЭЦП. Кроме того, биометрические данные для идентификации своих клиентов уже использует целый ряд российских банков, в числе которых - «Тинькофф банк», «Почта банк» и др. А Сбербанк РФ объявил о намерении внедрить самую крупную биометрическую платформу в стране и проводить идентификацию своих клиентов по целому ряду биометрических факторов – по лицу, голосу, сетчатке глаза и др.

Кроме того, номер мобильного телефона не считается сегодня юридически значимым идентификатором, в отличие, например, от той же электронной подписи. Например, такая распространенная и востребованная сегодня операция, как перевод денег клиентов банка по номеру телефона не является, по своей сути, процедурой идентификации, поскольку при выдаче банковской карты номер мобильного телефона привязывается к банковскому счету, и в данном случае речь идет лишь о переводе со счета на счет.

Как сообщают СМИ, представители «Большой тройки» с энтузиазмом восприняли идею придать мобильному номеру статус универсального идентификатора личности. Во-первых, для них откроется возможность дополнительного заработка, например, в виде платы за помощь партнерам в идентификации клиентов для оказания услуг. Так, по расчетам руководителя «Мегафона» по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти Никиты Данилова, за 4–5 лет дополнительная выручка всех операторов связи от идентификации как услуги может составить порядка 150 млрд руб.

Во-вторых, это может привести к сокращению оттока сотовых абонентов, в том числе желающих перейти к другому оператору с сохранением номера или желающих поменять номер телефона. Правда, сами абоненты будут явно недовольны такими ограничениями, как невозможность (или существенные ограничения) процедуры смены номера или оператора.

Предстоит урегулировать и целый ряд других вопросов. Например, каким образом будет проводиться идентификация абонента, если у него сразу несколько мобильных номеров, и будет ли утеря или кража SIM-карты приравнена к потере паспорта, что подразумевает бюрократическую волокиту по ее замене.

Специалисты также добавляют, что сферы применения идентификаторов в ходе обсуждения документа могут быть ограничены.

Похожие статьи