В Татарстане тестируется магазин без кассиров

Логотип компании
В Татарстане тестируется магазин без кассиров
В деревне Яшь Кеч Высокогорского района Республики Татарстан в тестовом режиме запущен проект «магазин без продавца». Реализует проект один из резидентов бизнес-инкубатора ИТ-парка Казани.

В деревне Яшь Кеч Высокогорского района Республики Татарстан в тестовом режиме запущен проект «магазин без продавца». В основе работы магазина - технология распознавания лиц. На входе в магазин система распознавания идентифицирует покупателя, автоматическая дверь открывается и пропускает его в магазин. После того, как покупатель выбрал нужные ему товары, ему остается только оплатить покупку в специальном, установленном здесь же, терминале. После оплаты автоматическая дверь откроется, и он сможет выйти из магазина.

Разработка «магазин без продавца» является частью проекта «Цифровая деревня», наравне с такими программами, как заказ товаров и услуг через интернет, реализация фермерских товаров с использованием схемы cash-back, поиск работы, бизнес-консультации, а также развоз товаров до деревень и сёл Республики. Его реализует один из резидентов бизнес-инкубатора ИТ-парка Казани, который входит в состав технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Руководит проектом «Цифровая деревня» Булат Замалиев, аспирант Казанского федерального университета. Как сообщил он в беседе с представителями СМИ, в его планах на текущий 2019 год - охватить проектом несколько сотен сёл Татарстана. Требуемая на это сумма оценивается им в 15 млн рублей. К настоящему времени представители «Цифровой деревни» уже работают в 13-ти селах Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, а сам проект получил одобрение республиканских властей.

Технологии, предполагающие функционирование полноформатных розничных магазинов без продавцов и кассиров, разработаны и внедряются во многих странах мира в течение нескольких лет. Так, к примеру, в Москве первый такой магазин в пилотном режиме открылся еще в конце декабря 2012 года. В тестовом режиме он обслуживал самих работников торговой сети X5 Retail Group, объединяющей магазины под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Ассортимент магазина насчитывал более 5 тыс. товаров, и каждая упаковка была оснащены радиочастотными RFID-метками. С их помощью можно проследить весь путь товара, от производителя до склада, от склада до магазина, и из магазина до конечного потребителя. Покупателю даже не нужно было пользоваться сканером - достаточно положить покупку в корзинку, где информация с RFID-чипов считывалась в автоматическом режиме специальным устройством, а итоговая сумма покупки выводилась на экран. Расплатиться за купленные товары можно было наличными через терминал или банковской картой.

Первый крупный магазин, обслуживание покупателей в котором базировалось на технологии распознавания лиц - Amazon Go - открылся в Сиэтле (штат Вашингтон) в конце 2016 года. Первое время он также в тестовом режиме обслуживал сотрудников компании, а в 2017 году был открыт для всех желающих. Как сообщало информационное агентство BBC, для совершения покупок в Amazon Go посетитель должен предварительно зарегистрироваться в качестве клиента онлайн-магазина Amazon, а перед входом в магазин отсканировать код из приложения на смартфоне. Счет за купленные товары выставлялся через аккаунт покупателя в интернет-магазине Amazon. Идентификация покупателей в Amazon Go проводилась при помощи установленных на потолке камер и электронных сенсоров. Последние позволяют компьютеру «узнавать» людей и определять товары, которые они берут с полок. По сообщению BBC, перед открытием магазина для всех желающих технологии, применяемые в Amazon Go, пришлось доработать: оказалось, что сенсоры путают людей одинаковой комплекции, а также не всегда корректно учитывают товары, которые покупатели перекладывали с места на место.

Amazon опередила шведская инновационная компания Wheelys, открывшая первый небольшой магазин Wheely247 без продавцов и касс обслуживания в Шанхае в марте 2017 года. Для того, чтобы попасть в торговый зал, покупателю необходимо скачать на свой смартфон специальное приложение и «привязать» его к банковской карте. Зарегистрированного клиента двери магазина пропускают в автоматическом режиме. Покупателю, выбравшему нужные товары, остается только отсканировать размещенные на упаковке штрих-коды. Стоимость покупки спишется автоматически с его банковской карты, привязанной к приложению, при выходе из магазина. Безопасность обеспечивается системой видеонаблюдения.

По мнению ряда экспертов, ожидать внедрения в России технологии магазинов без продавцов и касс в широких масштабах не приходится. Наиболее очевидная проблема – кражи из магазина. Так, как считает юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов, автоматизированную систему обмануть не так сложно, как кажется. Кроме того, проблемы ожидаются с обслуживанием покупателей преклонного возраста, для которых использование терминалов для безналичной оплаты до сих пор является проблематичным.

Опубликовано 10.04.2019