Google призвал конкурентов к совместной разработке «добропорядочного трекинга»

Логотип компании
Google призвал конкурентов к совместной разработке «добропорядочного трекинга»
Google анонсировала предложение о разработке и внедрении новой web-архитектуры, направленной на развитие более конфиденциального интернет-пространства, при одновременной поддержке свободной и открытой экосистемы...

Google анонсировала предложение о разработке и внедрении новой web-архитектуры, направленной на развитие более конфиденциального интернет-пространства, при одновременной поддержке свободной и открытой экосистемы.

Идея, уже получившая название «трекинг с человеческим лицом», описана экспертами блога Chromium в материале под названием «Potential uses for the Privacy Sandbox». В ее основе – усиление защиты пользователей Всемирной паутины от отслеживания. В частности, специалисты поисковой системы Google предлагают установить ограничения на возможность фингерпринтинга (fingerprinting) - сбора цифровых отпечатков компьютера (браузера), оставляемых в ходе web-сеанса. При использовании этой модели пользователь идентифицируется не по cookie-файлам, а по настройкам интернет-браузера и параметрам устройства (разрешение экрана, операционная система, язык, кодировка, установленные шрифты и так далее) – их общая совокупность для каждого пользователя уникальна и дает возможность идентифицировать человека и проанализировать его поведение. Такой практики, которая квалифицируется как неблагонадежная, придерживаются сегодня многие маркетинговые и рекламные компании.

Идея, предложенная Google, заключается в том, чтобы, не запрещая интернет-аналитикам полностью следить за поведением пользователей, выделить им некий «бюджет конфиденциальности»: разрешить им получать лишь строго ограниченную базовую информацию о посетителях и разделять их на группы по таким признакам, как впервые зарегистрировавшиеся на сайте, вернувшиеся после долгого перерыва или перешедшие по ссылке из письма. При этом браузер может позволить web-сайтам совершать вызовы API, чтобы получить количество информации, которое будет достаточным для того, чтобы сгруппировать посетителей по указанным признакам, но не приведет к раскрытию их анонимности. Как только сайт исчерпает этот «бюджет конфиденциальности», любые дальнейшие попытки вызвать API, которые будут раскрывать информацию, заставят браузер вмешаться и заблокировать дальнейшие вызовы.

«У нас отличная репутация в сфере безопасности», - заявил в беседе со СМИ Джастин Шух (Justin Schuh) директор Google по безопасности и конфиденциальности Chrome. - Сегодня мы пытаемся сделать то же самое и в области конфиденциальности».

Вопрос о том, что именно интернет-браузер может сделать для того, чтобы издатель мог выбрать нужный контент или показать пользователю соответствующее объявление, но предоставить при этом как можно меньше информации об истории просмотров пользователя, является одним из самых сложных. Так, например, Chrome в течение последних пяти лет использует методы дифференциальной конфиденциальности для изучения вопроса, как именно доставлять рекламу большим группам похожих людей, не позволяя индивидуальным идентифицирующим данным как-либо покидать браузер. Ряд интернет-браузеров, по словам Джастина Шуха, уже реализует весьма ограничительную форму блокировки файлов cookie. Созданные исключительно для комфорта пользователя, с развитием рекламных и статистических сетей cookie-файлы стали основным инструментом для накопления информации о пользователе: какие сайты он посещает, чем интересуется, что чаще всего ищет в Интернете, какая операционная система у него установлена, каким браузером пользуется и многое другое. Эта информация используется для показа таргетированной рекламы и для других целей. Так, браузер Safari разработки Apple блокирует ряд технологий отслеживания, в том числе по цифровым отпечаткам, не делая никаких уступок рекламодателям. Методы борьбы с цифровыми отпечатками добавлены и в Firefox, а Microsoft Edge фокусирован на файлах cookies.

Однако, по утверждению экспертов Google, слепая блокировка файлов cookie может привести к непредсказуемым последствиям. Так, согласно данным одного из исследований, если читатели интернет-изданий блокируют cookie-файлы, то издатели теряют, в среднем, 52% дохода от рекламы. Для новостных сайтов эти потери еще выше.

Кроме того, по мнению эксперта Google, блокировка всех сторонних cookie-файлов не является жизнеспособным решением: разработчики достаточно быстро найдут способы обойти это ограничение, полагаясь на технику фингерпринтинга. И если пользователь может отказаться от файлов cookie и удалить их из своего браузера, то отказаться от цифровых отпечатков компьютера очень трудно – для этого нужно регулярно изменять конфигурацию своего ПК, шрифты и другие черты, которые делают его уникальным.

Инициатива Google направлена на изменение структуры стимулов для рекламной экосистемы. Попытки обойти ограничения cookie и цифровых отпечатков рекламодатели смогут заменить необходимыми им инструментами, но при этом будут уважать конфиденциальность пользователей.

Переход на новый стандарт, по подсчетам экспертов Google, может занять не один год. И, поскольку пользователи уже сегодня отдают предпочтение тем браузерам, которые защищают их конфиденциальность, Chrome, пытаясь найти средний путь, рискует отстать от них.

Правда, ряд пользователей уверен, что компания Google может принять более радикальные меры и, используя свои технические возможности, разрушить экосистему рекламы, отслеживающую пользовательское поведение с помощью cookie-файлов, цифровых следов и всего прочего, что только могут придумать IT-изобретатели. Однако эксперты компании осознают, что это определенно повредит, например, рынку интернет-СМИ, поскольку очень немногие из них смогут пережить 50%-ное падение рекламных доходов.

Однако компания, как уверен Джастин Шух, сможет изменить структуру стимулирования рекламной экосистемы, сохранив конфиденциальность пользователей.

Кроме того, отмечает Джастин Шух, Google высказывается за создание открытого стандарта и намерен развивать его в сотрудничестве с другими игроками web-экосистемы.

К экспериментам с внедрением ряда этих инструментов, которые помогут ограничить интернет-слежку и сохранить анонимность, компания может приступить уже в ближайшем будущем. На полный же переход к «добропорядочному» трекингу может уйти несколько лет.

Опубликовано 29.08.2019

Похожие статьи