Барьеры на пути цифровой трансформации бизнеса: падение, преодоление и понимание

Логотип компании
Барьеры на пути цифровой трансформации бизнеса: падение, преодоление и понимание
Многие компании откладывали цифровую трансформацию в долгий ящик, но пандемия заставила взяться за дело всерьез. Кроме того, сложная ситуация смяла многие барьеры, в частности, саботаж персонала - почти всем теперь понятно, что это не блажь руководства. В то же время есть барьеры, которые убрать сложно - например, тестирование цифровых решений и сервисов перед запуском занимает порядка 23% бюджета проекта, и снизить эту цифру трудно.

Издание Forbes изучает вопрос барьеров на пути цифровой трансформации в материале «It's Time To Break The Final Barrier To Digital Transformation». Барьеров таких было немало — от требований регуляторов до внутреннего сопротивления и саботажа персонала, но большинство из них уже почти неощутимо. Особенно сгладили полосу препятствий карантинные меры против коронавируса — огромному количеству людей пришлось работать по-новому, дистанционно, активно используя инструменты для удаленной работы и корпоративного взаимодействия. Персонал, прошедший через подобную встряску, намного проще убедить использовать новые цифровые инструменты. Более того, внутренний саботаж подразумевает мысль «а зачем нам, простым сотрудникам это нужно, у нас и так все хорошо». Но теперь всем без исключения понятно, что может быть и нехорошо, и что цифровые инструменты реально нужны.

Специалисты отмечают, что новые суровые условия буквально заставили многие компании взяться за цифровую трансформацию — процесс, который у некоторых бесконечно откладывался в ожидании «лучших времен». По иронии судьбы эти лучшие времена оказались одновременно худшими в том смысле, что не оставили ИТ-директорам и специалистам других вариантов, как только изо всех сил грести вперед к цифровому океану.

Так, многие розничные торговцы в условиях закрывшихся магазинов сделали рывок в сторону электронной коммерции, другие же компании, лишившиеся офисов и рабочих мест, ринулись переносить в облака приложения и данные, третьих пандемия сподвигла на создание системы анализа поведения заказчиков, чтобы лучше понять, что им нужно, с целью повысить конверсию (а раньше было «и так сойдет, зачем суетиться»), некоторые компании принялись создавать цифровые центры поддержки клиентов, куда они могли бы обратиться в случае возникновения проблем в ситуации, когда вызвать живого специалиста что-то настроить невозможно. Огромное внимание обрушилось на цифровые коммуникации сотрудников, часть из этих инструментов будет функционировать и после пандемии. Компании, которые раньше тесно работали с людьми лично, такие, как фитнес-центры, активно пошли в сторону видеотренировок и удаленных консультаций с помощью цифровых каналов связи. Практически также поступили и психологи и бизнес-консультанты. Возгникла и начала развиваться индустрия цифровых мероприятий: конференций, симпозиумов и саммитов. Во многих случаях такие изменения назрели и раньше, но барьеры удерживали предприятия от активных действий.

По статистике, перенос данных и приложений в облако стал во время пандемии топовой задачей цифровой трансформации — этим занимались 68% компаний.

Интересно, что цифровые решения, созданные в условиях давления времени и условий, оказались во многих случаях, как указывают специалисты, вполне достойными. Это говорит о том, что иногда задачи не только созрели, но и перезрели, и только ждали пинка извне. С другой стороны много и неудач — так, на слуху недавние проблемы с попыткой организовать в России дистанционное обучение, когда все либо не работает вообще, либо работает не так, создавая бесконечный стресс и ученикам, и учителям, и родителям. Также большинство помнит проблемы с ПО «Социальный мониторинг» и подачей документов на пособия по безработицы и выплат на детей — не все, скажем так, шло гладко.

Одной из проблем, которая остается актуальной для практически всех компаний, идущих по цифровому пути, остается вопрос отладки и тестирования приложений. Выпускать на рынок сырое приложение или тестировать его подольше, но тебя обойдут конкуренты и заберут бесхозную долю рынка? Тестирование — одна из основных причин задержки выхода цифровых сервисов на рынок. Более того, тестирование — достаточно дорогое и долгое удовольствие, и занимает в среднем порядка 23% бюджета (по данным World Quality Report). Среди советов, которые дают специалисты для ускорения и удешевления процесса — максимально автоматизировать процесс тестирования, также советуют выявить бизнес-риски и тестировать сервисы, стремясь к максимально эффективному покрытию основных бизнес-рисков, а не созданию определенного количества тестовых кейсов. Для того, чтобы не оказаться на рынке последним, в Forbes подчеркивают, что нужно модернизировать систему тестирования новых цифровых приложений, дабы не наткнуться на этот барьер в условиях, когда некоторые прежние барьеры пропали.

Опубликовано 06.07.2020

Похожие статьи