Внедрение в России цифровой образовательной среды: минусы и подводные камни

Логотип компании
Внедрение в России цифровой образовательной среды: минусы и подводные камни
Власти России планируют провести в 2020-2022 годах тестирование дистанционного обучения согласно Постановлению «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды». Тестовыми станут 14 регионов. Разбираем возможные минусы проекта.

Власти России планируют провести в 2020-2022 годах тестирование дистанционного обучения согласно Постановлению «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды». Тестовыми станут 14 регионов. Высшее образование и детские сады при этом останутся за скобками: эксперимент будет проводиться в сфере среднего, среднего профессионального и дополнительного образования с 1 сентября 2020-го по 31 декабря 2022-го. По проекту проводились общественные обсуждения, завершившиеся 10 июля. Основным организатором эксперимента станет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Разработчик и оператор ГИС «Моя школа» пока не определен, его выберут в течение двух месяцев.

Сумма, выделяемая на эксперимент, не называется.

В Постановлении используются такие понятия, как электронное обучение (без пояснения, что имеется в виду) и дистанционные образовательные технологии. Также упоминается федеральная информационно-сервисная платформа ЦОС (ЦОС — цифровая образовательная среда), состоящая из ПО и соответствующей инфраструктуры. Предполагается, что ГИС «Моя школа» будет обеспечивать соблюдение неких стандартов, причем эти стандарты не относятся к качеству образования, а имеют отношение к механизму функционирования дистанционного обучения. Отдельный вопрос, кто будет являться поставщиком контента — в Постановлении они указаны как юридические лица ‎и индивидуальные предприниматели, обладающие правами и включенные в реестр. К сожалению, все еще на слуху замена классических учебников математики, опробированных в течение ряда десятилетий, на учебники авторства Людмилы Петерсон, что вызвало шквал негодования у многих родителей. Таким образом, вопрос контента весьма и весьма важен, но в Постановлении он рассматривается вскользь.

К слову, отметим, что тот факт, что в Постановлении указывается, что история взаимодействия ученика с образовательным учреждением будет храниться в виде видео и аудиозаписей, предполагает наличие весьма приличного объема для хранения данных.

Основная заявленная цель эксперимента — унификация условий для образования. При этом, к сожалению, косвенно признается невозможность создать такую среду в реальном мире. В идеале, подчеркнем, каждый ребенок должен иметь возможность физически посещать школу с единым стандартным набором образовательных услуг, едиными учебниками и учителями приблизительно равной подготовленности. В этом контексте невозможно не упомянуть, что в России в 1991 году было 70,8 тыс школ. К 2018-му в стране, по данным Росстата, осталось 41,3 тыс школ. При этом авторы ежегодного мониторинга общего образования из Института прикладных экономических исследований РАНХиГС отмечают, что огромное количество родителей озабочены качеством образования. В дело идут дополнительные кружки, репетиторы, очень высока и личная вовлеченность — от 50% до 70% родителей участвуют в выполнении домашних заданий детьми вплоть до 11 класса. Таким образом, в некотором роде эксперимент по дистанционному обучению — это перекладывание части образовательной нагрузки на родителей. Впрочем, это работает только в том случае, если родители имеют возможность и желание помогать ребенку в его образовании. Если же нет и ребенок остается с экраном один на один, успех становится сомнтельным делом. 

Необходимо подчеркнуть, что школа, где дети физически находятся — это еще и безопасная среда с присмотром, контроль, наличие медсестры, часто психолога, это социальный коллектив, возможность педагогам подать сигнал, если ребенок, например, с синяками или долго не посещает школу, это, в конце концов, питание. Также, как педагогу с 13-летним стажем, мне хотелось бы понять, предусмотрены ли исключения из дистанционного обучения и как планируется решать вопрос с невозможностью овладения каким-либо ключевым навыком. Так, обучение чтению — сложный интерактивный процесс, долгий и кропотливый, обычно включающий в себя ученика и педагога. По статистике, порядка 60% первоклассников умеют читать отдельные слова, а 75% детей знают буквы алфавита. При этом порядка 30% малышей к чтению на момент поступления в школу не готовы, и можно предположить, что дистанционное обучение им поможет слабо. Таким образом, начальное образование — в зоне особого риска, дистанционное обучение там в целом малоприменимо, и порядка четверти учеников без посещения школы, возможно, так и не освоят грамоту.

Возвращаясь к тексту постановления подчеркнум, что там декларируется приоритет отечественным технологиям. Образовательные организации планируется оснастить высокоскоростным доступом в Интернет. В целом, в документе сделан упор на технологические и организационные вопросы. Отмечается, что контент должен соответствовать федеральным требованиям и стандартам, а также «примерным» основным образовательным программам.

Просматривать контент планируется типовыми средствами просмотра веб-ресурсов. Вопрос, где будут брать устройства для просмотра контента обучающиеся, не поднимается. К ЦОС предъявляются требования по наличию интерактивной связи. Значительная доля документа посвящена аутентификации и защите персональных данных.

В тексте Постановления подчеркивается, что в дальнейшем цифровая образовательная среда должна использоваться на постоянной основе на всей территории Российской Федерации. Предусмотрено создание раздела «Мое образование» на ЕПГУ в формате «одного окна».

Резюмируя, подчеркну, что в дистанционном образовании, которое будет пока проводиться в 14 регионах в качестве эксперимента, не прописан один важный пункт: с какого возраста его можно начинать. Прописи по Интернету освоить в принципе невозможно. Также упускается тот важный момент, что чтение бумажного учебника и чтение (видео) с экрана задействуют разные участки мозга ребенка, они обрабатываются по-разному. Кроме того, упускается надзорная функция школ, когда ребенок (включая и маленьких, и опасный подростковый возраст) почти весь день на глазах у педагогов, а часто с продленкой — и на весь день. Важным является и соревновательность — многие дети стараются учиться, чтобы не выглядеть неприглядно в глазах друзей. Также выпадают контрольные работы, где нельзя списывать. Списывать можно будет всегда. Также, как и учить стихи на память — зачем, если объективный контроль невозможен. К сожалению, дистанционное обучение может в перспективе привести к росту неграмотности и подростковой преступности, а также несчастных случаев. Кроме того, в перспективе возможен рост числа частных платных традиционных учебных заведений.

Опубликовано 13.07.2020

Похожие статьи