Наибольшее распространение системы M2M/IoT в РФ получили на автомобилях

Логотип компании
Наибольшее распространение системы M2M/IoT в РФ получили на автомобилях
К концу 2019 г. насчитывалось около 8,4 млн подключенных коммерческих и некоммерческих автомобилей (15-16% существующего автопарка).

Компания J’son & Partners Consulting завершила исследование российского рынка межмашинных коммуникаций и Интернета вещей на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Наибольшее распространение системы M2M/IoT получили на автомобилях и автодорожной инфраструктуре, в то время как на железнодорожном, водном и воздушном транспорте развитие таких решений происходит с существенным отставанием.

Подключенные автомобили

К концу 2019 г. в РФ насчитывалось около 8,4 млн подключенных коммерческих и некоммерческих автомобилей (15-16% существующего автопарка) и по прогнозам к 2025 г. этот показатель приблизится к 20 млн.

В сегменте B2C основным драйвером рынка остается проект «ЭРА-ГЛОНАСС», благодаря которому доля подключенных некоммерческих автомобилей, находящихся в личном пользовании, будет продолжать быстро расти, тенденция наблюдается с 2017 г. К началу июня 2020 г. количество транспортных средств, зарегистрированных в системе, превысило 5,3 млн. «ЭРА-ГЛОНАСС» дает существенный импульс развитию навигационных технологий и интеллектуальных транспортных систем (ИТС), создает среду для формирования новых продуктов и сервисов, включая мониторинг подвижных объектов, контроль сохранности грузов, высокоточное позиционирование, а также систему обеспечения некорректируемости информации (сертифицированная доверенная среда). 

На основе «ЭРА-ГЛОНАСС» реализуются сервисы по онлайн-мониторингу транспорта с помощью аппаратуры спутниковой навигации (АСН) с использованием автоматизированной системы мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА»), реализованной на основе облачных технологий и являющаяся частью ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Новый совместный пилотный проект АО «ГЛОНАСС» и Россельхознадзора (стадия эксперимента) направлен на сквозной контроль температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов при интермодальных перевозках. С внедрением концепции суперсервиса по оформлению европротокола онлайн в соотстветстии с национальными стандартами, устанавливающими требования к техническим средствам контроля (ТСК) и расширяющие функционал ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», создается дополнительный потенциал развития страховых продуктов на основе IoT.

Основным сдерживающим фактором количественного развития проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» является замедление с 2020 г. продаж новых легковых автомобилей в России (на 20-50% по отношению к прошлому году), связанного со снижением потребительского спроса. Правительство включило авторетейл в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за эпидемии коронавируса. При этом «компенсации» за счет вторичного рынка не происходит – стоимость оборудования и его установки на существующие автомобили для массового рынка слишком высокая, а коммерциализация проекта происходит слишком медленно.

В сегменте коммерческих и некоммерческих (автопарки государственных органов власти, муниципальных служб и т.п.) автомобилей наибольшую долю продолжает составлять рынок систем спутникового мониторинга транспорта и уровня топлива. Суммарная доля проникновения технологий Fleet Management по итогам 2019 г. не превышала 20%, что указывает на все еще высокий потенциал этого сегмента рынка. Отдельную нишу в этом сегменте занимают поставщики платформ, которые позволяют интегрировать оборудование различных вендоров. Одним из крупнейших игроков в этом направлении является платформа спутникового мониторинга Wialon, к которой подключено более 2,4 млн автомобилей по всему миру. В России ко всем версиям платформы (локальным и облачным) подключено около 1,1 млн машин, т.е. около половины всех отслеживаемых через спутник автомобилей.

В сегменте контроля за потреблением топлива постепенно получают распространение датчики уровня топлива (ДУТ) со встроенным модулем GPS/ГЛОНАСС и SIM-картой. Объединение основных возможностей топливного датчика с блоком мониторинга позволяет получить одновременно два устройства в одном. Это позволяет упростить систему подключения мониторинга транспорта и сократить расходы на внедрение системы. Также представлены ДУТ с подключением по технологии  Bluetooth Low Energy (BLE, Bluetooth 4.X). При этом около 70% оснащений системой контроля топлива происходят с помощью традиционных решений – с использованием ГЛОНАСС/GPS трекера и ДУТ.

Другим крупным сегментом является контроль большегрузных автомобилей с помощью бортовых устройств («проект «Платон»). К менее крупным, но активно развивающимся сегментам относятся охранные системы с подключением через сотовую сеть (GSM-сигнализации) и информационно-развлекательные медиа-системы.

В целом для текущего состояния рынка Connected Car в РФ характерно большое количество различных телематических, навигационных и иных систем, которые практически не связаны между собой. Ожидается, что развитие навигационно-телематической платформы «Автодата» позволит в переспективе интегрировать такие системы и объединить генерируемые ими данные. Возможно, «Автодата» в перспективе также будет интегрироваться с государственными и подведомственными информационными системами, системами Минтранса и других ведомств, а также с системами участников рынка, страховыми компаниями, системой электронного паспорта и др.

Умная дорожная инфраструктура

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в ближайшие годы будут ключевыми направлениями развития транспортной инфраструктуры мегаполисов и агломераций. Ожидается, что «умные» дороги помогут значительно снизить количество ДТП, уменьшить время ожидания на светофорах и сократить общее время в пути. К концу 2019 г. в России насчитывалось около 85 тыс. подключенных устройств дорожной инфраструктуры (умные светофоры, комплексы фотовидеофиксации и весогабаритного контроля, датчики транспортного потока и т. д.). По прогнозам, к 2025 г. этот показатель вырастет в 1,5 раза до 128 тыс. В целом рынок ИТС оценивается в сумму 5-10 млрд руб.

Пилотные проекты в России по созданию ИТС стимулируются на государственном федеральном и муниципальном уровне. В частности, в Самарской области готовится к запуску пробный проект по созданию умных дорог, по которым смогут ездить беспилотные автомобили. На крупных дорогах появятся интеллектуальные модули, связанные с системами фото- и видеофиксации нарушений ПДД, автоматизированный весогабаритный контроль, а также автоматические дорожные метеостанции. На магистралях внедрят умный контроль интенсивности движения и информационные системы для парковок. В интеллектуальную транспортную систему планируется включение модуля V2X, обеспечивающего оперативную передачу данных между транспортными средствами, дорожной инфраструктурой и беспилотными машинами.

В 2020 году в Москве, по данным ЦОДД, количество умных перекрестков увеличится со 100 до 500. На существующих умных перекрестках общественный транспорт стал быстрее в среднем на 20%.

Значимыми игроками рынка ИТС являются крупные операторы связи и прежде всего «Ростелеком» (он может занять треть российского рынка ИТС), системные интеграторы, поставщики автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) и т.п. В мае 2020 г. у участием дочерних структур «Ростелекома» создано СП «Ростелематика», которое планирует, в основном, использовать отечественное оборудование и ПО. СП будет создавать автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, платные парковочные места, автоматические системы весогабаритного контроля, системы управления трафиком, метеомониторинга и мониторинга состояния дорог. «Ростелематика» намерена разрабатывать решения для управления общественным транспортом и умными остановками.

Также в мае стало известно о приобитении «Ростелекомом» 51% долей в российском производителе АСУДД - компании «ВойсЛинк».

Водный, железнодорожный и воздушный транспорт

Рынок IoT в РФ на железнодорожном транспорте один из наиболее емких, IoT используется в системах мониторинга подвижного состава, объектов железнодорожной инфраструктуры, в системах контроля персонала. По итогам 2019 г. количество подключенных объектов IoT превысило 22 тыс.

Основной участник рынка перевозок на железнодорожном транспорте - ОАО «РЖД» реализует проекты «Умный локомотив», «Цифровое депо», использующие IoT-решения. Перспективы цифровизации определены долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 г., включающей проект «Цифровая железная дорога»; в числе приоритетных направлений цифровизации - системы IoT, обработки больших данных, распределенного реестра, цифрового моделирования и искусственного интеллекта.

В качестве выделенных направлений цифровой трансформации программой развития ОАО «РЖД» определены: создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, создание инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, в рамках которых реализуются сервисы, основанные на применении IoT-решений.

Внедрение систем IoT для контроля за перемещением, состоянием, сохранностью грузов, в т. ч. в мультимодальных перевозках, является еще одним перспективным направлением развития. По итогам 2019 г. количество подключений устройств отслеживания грузов (электронные пломбы, термодатчики) составило около 3  тыс. Драйвером направления IoT-систем для отслеживания грузов стало требование контроля транзитных перевозок санкционных товаров с применением электронных навигационных пломб. В 2020 г. были реализованы пилотные проекты в формате мультимодальных грузоперевозок с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, в т. ч. на территории морских портов.

В рамках утвержденной Правительством РФ «дорожной карты» по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов в июне 2020 г. был проведен эксперимент по контролю за состоянием грузов в мультимодальной перевозке с использованием датчиков контроля состояния и местонахождения груза, подключенных к системе «АСМ ЭРА» на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Драйверами развития IoT на водном (морском и речном) транспорте стали требования по оснащению судов средствами навигационного оборудования системы ГЛОНАСС, а также программа внедрения интеллектуальных систем управления морским транспортом «Маринет» (в рамках НТИ).

Мониторинг морских и речных судов, контроль расхода топлива – приоритетные направления применения IoT на водном транспорте. По итогам 2019 г. было подключено около 1,5 тыс. судов. В числе перспективных направлений IoT – внедрение систем отслеживания грузов, модернизация средств навигационного оборудования внутренних водных путей, включая светосигнальные навигационные знаки и умные буи. Ранее планировалось, что к 2020 г. на водных путях России будет установлено около 160 тыс. светосигнальных навигационных знаков, из которых порядка 90 тыс. береговых и более 65 тыс. плавучих. Умные буи построены на российской элементной базе и объединяют в себе средства связи, навигации и светооптическую систему. В основе блока - терминал ЭРА-ГЛОНАСС и GSM-модем российской разработки. Существенным драйвером развития могут стать требования по созданию условий для эксплуатации беспилотных судов.

Системы IoT на воздушном транспорте не получили в РФ широкого распространения, основные направления развития  – контроль полетов воздушных судов и мониторинг спецтехники аэродромов с целью повышения безопасности и сокращения времени простоев транспортных средств, а также внедрение систем отслеживания грузов на основе применения радиомаяков (beacons) для навигации грузов и систем самообслуживания в аэропортах.  

Опубликовано 20.07.2020

Похожие статьи